3.4. ВЗРОСЛОСТЬ

  3.4.1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

3.4.1.1. Пубертатный кризис

Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И, хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом .

•   В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

•   Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

•   Подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня.

•   В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности.

•   Формируется новый образ физического «Я».

•   На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.

•   Дети с ранним развитием более адаптивны, больше уверены в себе, держатся спокойнее, легче строят отношения со сверстниками, они вызывают отношение к себе как к более взрослому.

•   К детям с поздним созреванием относятся чаще как к ребенку, что провоцирует их протест или раздражение, такие дети менее популярны среди сверстников, у них чаще формируется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Э. Шпрангер (1924) определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13–19 лет у девушек, 14–21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая, ограничивается 14–17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер описывает три типа развития отрочества:

•  Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

•  Второй тип – плавный, медленный постепенный рост. Подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

•  Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка

Граница между детством и взрослым возрастом определяется начинающимися притязаниями на взрослость .

Центральным новообразованием в данном возрасте являются притязания на внешнюю взрослость (1 стадия – автономизация, в периодизации Ю. Н. Карандашева, 1991).

Таблица 42

Структура притязаний на взрослость

Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости ощущение себя взрослым человеком центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно (О. И. Пашкевич, 1998).

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется склонность к самоанализу . Впервые становится возможным самовоспитание .

У подростка складываются разнообразные образы «Я». К концу периода образы «Я» интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию, которую можно считать центральным личностным новообразованием всего периода.

3.4.1.3. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте

Главная особенность подростка – личностная нестабильность . Важнейшим моментом в характеристике подростка, его новой социальной позиции является осознание своего «Я», которое, согласно У. Джеймсу ( W .  James , 1991), включает:

•   Я-концепты, т. е. представление человека о собственных физических, социальных и психологических характеристиках (У. Джеймс относит эти представления к « M e»);

•   персональную идентичность, т. е. представления о личностных изменениях, отличиях от других людей, о тех характеристиках, которые позволяют личности действовать независимо. В основе развития персональной идентичности лежит развитие ясных, реалистичных и интегративных представлений о себе, которые должны сложится к концу подросткового возраста.

В подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», включающая три составляющие:

•   когнитивную – образ «Я», или знания о себе;

•   аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);

•   поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением.

С. Хартер (S. Harter, 1990) описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции, происходящие в конце подросткового возраста:

•  Представления о себе становятся более абстрактными. Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшие подростки используют в основном конкретные характеристики (рост, внешность, принадлежность к группе, простые эмоции – радость, грусть и т. д.), старшие подростки – интегральные характеристики (желания, мотивация, интегративные чувства).

•   Я-концепция становится более дифференцированной. Младшие подростки описывают себя как носителей большего числа социальных ролей, нежели дети. Старшие подростки начинают видеть себя в каждой социальной роли в разных ипостасях. Подросток осознает, что ведет себя с различными людьми по-разному, однако еще не понимает причин такого поведения. По мнению С. Хартер, в этом непонимании кроются причины наибольшего беспокойства у 14–15 летних подростков.

•   Развивается идеальное и воображаемое «Я». В том случае, если у подростка существуют значительные различия между реальным и идеальным «Я», он чувствует себя несчастным, возможны разочарования в себе, даже депрессия. Расхождения между реальным и идеальным «Я» особенно велики в 14–15 лет, так как идеальное «Я» в эти годы часто преувеличено.

•   Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду, так как, по мнению подростка, «каждый смотрит на меня». Подростки видят себя весьма отличающимися от других людей и не верят, что кто-либо может понять их.

Развитие самосознания и самоотношения – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний (часто внутренне конфликтных): подросткам свойственны смены настроений, неуравновешенность, иногда подавленность.

Примерно в 11–12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Важнейшей особенностью личности становится быстрое развитие самосознания посредством рефлексии на себя.

Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссоциируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.

Д. И. Фельдштейн (1989) отмечает углубление кризиса самооценки у подростков, что проявляется в преобладании негативной самооценки. Часто самооценка подростка оказывается внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, ставит себя выше других людей; вместе с тем его одолевают сомнения, которые он старается не допустить в сознание.

Таблица 43

Основные направления развития личности в подростничестве

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию.

В подростничестве формируется чувство взрослости – особая форма самосознания. Чувство взрослости у подростка – специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный цент. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Выводы

1. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

2. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

3. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

4. По выражению Л. С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» (1980). Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей (И. Ю. Кулагина, 1997).

5. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

6. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям, К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию – систему внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Вопросы и задания для самопроверки

1. А. Фрейд описывала особенности подросткового возраста следующим образом: « Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны» . Какую особенность личности подростка обсуждает А. Фрейд в этом описании? Обоснуйте свой ответ.

2. Наблюдали ли Вы подобные личностные тенденции среди подростков? Приведите примеры.

3. Что такое «чувство взрослости»? Как проявляется чувство взрослости у подростка?

4. Как происходит становление Я-концепции в подростковом возрасте?

Темы для рефератов

1. Психологические теории подросткового возраста

2. Деперсонализация: потеря личной идентичности.

3. Проблема сохранения идентичности: анализ развития концепций детской самотождественности.

Литература для аннотирования

1. Кле М. Психология подростка: Пер. с франц. – М.: Педагогика, 1991. – Пер. изд.: Бельгия, 1986. – 176 с.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – С. 55–73.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 140–161.

4. Simmons G. R. Self-esteem in adolescence // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess and K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 172–192.

3.  Rosenberg M. Depers о nalisation: the loss of personal identity // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 193–205.

4. Honess Т ., Adwards А . Qualitive and case-stady research with adolescents // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz