3.4.2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте
Возрастные границы условны – от 16 до 20 лет. Центральным новообразованием в данном возрасте являются притязания на внутреннюю взрослость (2 стадия – функция идеологизации в функционально-стадиальной модели онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева).
Таблица 44
Личностные новообразования юношеского возраста (Э. Шпрангер)
Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности (табл. 44).
Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
По мере того, как интеллект, в своем развитии, достигает уровня формальных операций, подростки и юноши начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личностную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности главной задачей отрочества – юности.
Кроме самопознания, источниками идентичности для подростка и юноши служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу – интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.
Дж. Марсиа ( J . Marcia , 1980) модифицировал концепцию Э. Эриксона, выделив четыре основных варианта или состояния формирования идентичности. Этими четырьмя вариантами, или статусами идентичности , являются предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Предрешенность – статус идентичности тех юношей и девушек, кто принял на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений (не проходя через кризис идентичности). Выбор был предрешен заранее и определялся скорее родителями или учителями, нежели самостоятельно.
Диффузия – статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких решений. Они не испытали кризиса и не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса. Они просто избегают подобных вопросов.
Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Молодые люди в этом статусе все еще заняты «поиском себя».
Достижение идентичности – статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора. В результате, они сами выбирают работу и стремятся жить, придерживаясь сформулированных для себя нравственных правил. Достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием. Доля людей со статусом достижения идентичности увеличивается с возрастом.
Старшеклассник на пороге истинной взрослости весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.
3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период – период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).
Самоопределение , как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).
Это новая внутренняя позиция , включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.
Наблюдается общая стабилизация личности.
Развивается нравственная устойчивость личности.
Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.
Происходит изменение учебной мотивации.
3.4.3. КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение – это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складыва-ются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее.
По мнению А. Н. Леонтьева (1983), личность рождается два раза – «раз – чтобы существовать, другой – чтобы жить». Развитие личности обусловлено двойственностью взаимодействия субъекта с миром – предметной деятельнос-тью и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период.
С. Л. Рубинштейн (1989) писал о двух основных способах существования человека. Первый способ существования человека состоит в жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. «Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней». Такая жизнь рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный процесс , в котором очевидна непосредственность и целостность человека, живущего этой жизнью.
Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Развитая рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Рефлексия на человечество в целом, его прошлое, настоящее и будущее характеризует личность как состоявшуюся.
Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.
Таблица 45
Этапы развития личности по А. Н. Леонтьеву
Этапы |
Характеристика развития личности |
I этап |
Происходит стихийное складывание личности. В этот период подготавливается рождение сознающей себя личности , когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий |
II этап |
Возникает сознательная личность. Критерии «истинной личности»: ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе; она принимает участие в жизни общества; стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями |
Состоявшаяся личность:
несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости;
является носителем идеологии, долга, самостоятельности, свободы и социальной активности.
Выводы
1. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.
2. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
3. По мнению Э. Шпрангера (1924), главным новообразованием юношеского возраста является: открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.
4. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности – интеграцию получаемой о себе разнородной информации в целостную, непротиворечивую личность – главной задачей отрочества-юности. Дж. Марсиа ( J . Marcia , 1980) модифицировал концепцию Э. Эриксона, выделив четыре основных варианта или состояния формирования идентичности: предрешенность, диффузию, мораторий и достижение идентичности. Достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием. Доля людей со статусом достижения идентичности увеличивается с возрастом.
5. В качестве критериев сформировавшейся личности психологи выделяют сформированное мировоззрение и рефлексию. Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Согласны ли Вы с высказыванием А. Н. Леонтьева о том, что личность рождается дважды «раз – чтобы существовать, другой – чтобы жить»? Что представляют собой эти два рождения личности? Обоснуйте свое мнение.
2. Какие линии развития самосознания являются приоритетными в юношеском возрасте?
3. Проинтервьюируйте нескольких старшеклассников на тему «Ваши жизненные планы». Какие проблемы более всего волнуют Ваших интервьюируемых? Какие линии самоопределения интервьюируемых Вы можете выделить как более значимые?
4. В чем особенности становления личностной рефлексии в юношестве?
Темы для рефератов
1. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи.
2. Проблемы построения жизненной стратегии в юности.
3. Персональные проекты и неопределенное «Я»: аспекты самоопределения в юношестве.
4. Стратегии сохранения идентичности в юношестве.
5. «Буря и натиск» – неотъемлемые стороны отрочества и юности?
6. Референтные группы как источники идентичности в отрочестве и юности.
Литература для аннотирования
1. Келеси М. Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте. – Киев, 1996. – 27 с.
2. Ольшанский Д. В. Взросление Я // Д. В. Ольшанский. Письма к дочери / Ш. А. Амонашвилли. – М.: Знание, 1988. – 190 с.
3. Пашкевич О. И. Развитие притязаний на взрослость в подростково-юношеском возрасте // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е.Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 194–205.
4. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987. – 178 с.
5. Якобсон П. М. Психологическое компоненты и критерии становления зрелой личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 188–193.
6. Hart D., Maloney J., Damonentity W. The meaning and development of identity // Self and identity / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1994. – Р . 121–133.