2.3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
2.3.1. Методологические проблемы психологии личности
В современной психологии несмотря на разнородность психологических направлений, все более проявляются тенденции рассматривать личность во всем ее многообразии. Особого внимания заслуживает специфический подход к человеку, основанный на теории общих систем, который носит название организмичного (organismic viewpoint) или холистического (M. Stepulac, 1995).
Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
«Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.
При разработке проблем личности все шире используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д. Само развитие личности начинает пониматься и анализироваться как системно-целостный процесс.
Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.
Выделяют следующие общие характеристики системы:
целостность;
структурность;
взаимосвязь системы со средой;
иерархичность;
множественность описания.
Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру.
В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических и исследовательских проблем, среди них:
1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции;
2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы (системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения, соподчинения, коррекции и др.);
3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации;
4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;
5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).
2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы
Реализация положения о необходимости изучения человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает, чтобы исследователь не просто говорил о развитии, а каждый раз ставил вопрос об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Системный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы. В системном подходе к изучению развития человека все более концентрируется внимание на общих закономерностях эволюционного прогресса.
В эволюции существует два различных типа прогресса: биологический и морфофизиологический. Возникновение и прогрессивное развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам ее интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза.
Синтезогенез – это путь увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями. Наряду с синтезогенезом, приводящим к возникновению объединений, решающих широкие классы задач, в эволюции также идет процесс вычленения подсистем, входящих в системы, то есть процесс дифференциации систем. Появляются подсистемы – узкие специалисты, обладающие возможностью делать одно и только одно дело, но зато делать его с самой высокой степенью эффективности. Этот путь систем характеризуется как сегрегациогенез . Развивающаяся система должна найти своего рода компромисс между сверхспециализацией, которая может повлечь за собой утилитарный путь сегрегациогенеза, и универсализацией, «народными средствами» пригодными на все случаи жизни.
2.5.3. Принципы изучения личности
Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествовавших во времени следствию, но и на другие его формы: на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым целеполагание закономерно определяет процесс достижения цели.
Детерминистский тезис о том, что, изменяя в деятельности реальный мир, субъект меняется сам, объясняет личностные трансформации индивида. С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своего развития.
Принцип развития в психологической теории личности реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности. Таким образом строится представление о социогенезе личности как результатирующей взаимодействия в ней двух противоборствующих тенденций – к сохранению и к изменению развивающихся социальных систем. Развитие личности в онтогенезе определяется наличием и преодолением противоречия между потребностью индивида в персонализации и способностью, посредством соответствующей деятельности, быть персонализованным в социальной ситуации развития.
Принцип системности в составе методологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются такие разнокачественные и разноуровневые связи, как синтез структурно функциональных и фило- онтогенетических представлений.
Принцип деятельного опосредования межличностных отношений, личности и ее развития является общим системным принципом построения общепсихологической теории личности, в котором находят реализацию общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности.
2.3.4. Методы изучения личности
2.3.4.1. Метод наблюдения
Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.
Требования к наблюдению:
сохранение естественности;
целенаправленность;
фиксация результатов.
1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.
Положительные стороны:
поведение в естественных ситуациях,
проведение в повседневном окружении.
Недостатки:
непредсказуемость событий,
наложение проблем наблюдателя (личный фактор),
малая выборка,
непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).
2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.
2.3.4.2. Метод опроса (интервью)
Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.
Оценка метода интервью:
Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.
Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.
Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.
2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно (табл. 25).
Таблица 25
Сильные и слабые стороны тестовых методов:
Сильные стороны:
тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;
получаемая информация объективна;
с тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;
тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.
Недостатки:
не защищены от преднамеренного обмана;
не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.
2.3.4.4. Метод эксперимента
В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.
Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):
принцип осведомленного согласия,
принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,
конфиденциальности.
Оценка метода эксперимента:
Преимущества:
Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.
Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.
Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.
Недостатки:
Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.
Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.
На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).
Таблица 26
2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев
Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет. При описании прошлого клиента (описании клинического случая) используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.
Оценка метода изучения клинических случаев:
1. Преимущества:
Показывает сложность и уникальность индивида.
Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.
2. Недостатки:
Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.
Рассматриваемые случаи слишком частные.
Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.
Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.
2.3.4.6. Проективные методы
Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.
Преимущества и недостатки проективных методов:
1. Преимущества:
Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.
Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.
2. Недостатки:
Недостаточно стандартизированы.
Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.
Имеют низкую надежность и валидность.
Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.
2.3.4.7. Корреляционный метод
Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы. Например, можно ли на основании успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический показатель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффициент корреляции может варьировать от -1,00 (полностью отрицательная зависимость) до +1,00 (полностью положительная зависимость). Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведения в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям. Однако корреляционный метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть, имеют высокий коэффициент корреляции. Корреляция не предполагает установления причинных связей.
Преимущества и недостатки корреляционного метода:
1. Преимущества:
Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.
Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.
Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.
2. Недостатки:
Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.
Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».
Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.
При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.
Выводы
1. Развитие личности понимается в современной психологии как системно-целостный процесс. В отечественной психологии объектом системного анализа являются развивающиеся системы. В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических проблем и исследовательских задач.
2. С точки зрения системного анализа развитие личности можно описать благодаря процессам интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза.
3. Изучение проблем личности в психологии реализуется через принципы детерминизма, развития, системности и деятельного опосредования.
4. Теория выполняет функцию катализатора для эмпирического исследования важных личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установленных фактов и закономерностей. При экспериментальном изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не считаются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены объективные и воспроизводимые данные. Ориентация на научные исследования также предполагает наличие ясных и четких описаний процедуры измерения изучаемых переменных. Каждый из описанных методов изучения личности имеет собственную процедуру проведения, свои преимущества и ограничения в использовании.
Вопросы и задания для самопроверки
1. И. П. Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Согласны ли Вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
2. Почему при изучении различных проблем и решении вопросов исследователи личности предпочитают применять экспериментальный метод? Какие факторы, кроме независимой переменной, должен учитывать исследователь при интерпретации результатов эксперимента?
3. Дайте оценку некоторым этическим принципам, которые учитываются при проведении экспериментального исследования. Кто ответственен за то, чтобы эти принципы гарантированно соблюдались?
4. Как результаты разных методов зависят от ситуации? Оцените достоинства и недостатки различных методов.
5. Каковы преимущества эмпирического подхода к изучению личности по сравнению с подходом здравого смысла или интуиции?
1. Тенденции исследований личности в современной психологии.
2. Проблема классификации методов изучения личности в психологии.
1. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.
2. Berryman J.C., Hargreaves D.J., Howells K.R., Hollin C. Psychology and you. – London , 1996.
3. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin.: Redakcija Wydawnictw Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1995. – 209 s.
РЕЗЮМЕ
В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность, говоря «личность профессионала», «личность ученика», «творческая личность» и т. п. Говоря о личности человека вообще, мы часто подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т. п.
В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом личность рассматривается как: 1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение; 2) множество черт, представляющих собой относительно устойчивые особенности, проявляющиеся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; 3) определенный психотип (или сочетание типов) с характерными особенностями поведения; 4) система конструктов, в которых соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация; 5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний; 6) деятельность «Я» субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение; 7) субъект персонализации, имеющий потребность и способность вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении; 8) «осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом» (Р. Мей, 1994).
Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития и социализации на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.
Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с точки зрения психологии. Теория выступает в роли катализатора для эмпирического исследования важных личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установленных фактов и закономерностей.
При изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не считаются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены объективные и воспроизводимые данные. Ориентация на научные исследования определяет методологию и выбор методов для описания, объяснения и прогноза личностного развития.
Развитие личности понимается в современной психологии как системно-целостный процесс. В отечественной психологии объектом системного анализа являются развивающиеся системы. В области психологии личности использование системного подхода позволяет расширить постановку таких методологических и исследовательских проблем, как изучение проблемы становления личности как компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции; изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы; исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации; анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы; рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Каждый тип теорий, рассмотренных в данном разделе учебного пособия, предполагает свое особенное представление о развитии структурных компонентов личности. Психоаналитическая теория понимает развитие личности как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и, согласованных с «Супер-эго», способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии личности на том, что все личностные черты формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, не биологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития личности, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.