2.2.6. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
2.2.6.1. Компоненты теорий личности
Теория личности состоит из многих «мини» теорий, каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. Эти темы составляют концептуальную область теории личности – они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.
Компоненты теорий личности
Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики (однако, они гипотетичны!).
Наиболее популярная структурная концепция – черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (например, черта в теориях Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Г. Олпорта).
Структура личности может быть описана также при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами (например, у К. Г. Юнга деление на экстравертов и интровертов). Построения структуры могут быть простые (Дж. Келли) и сложные (З. Фрейд).
Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации – процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.
Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Существуют различные стадийные модели развития (например, у З. Фрейда – психосексуальное развитие, у К. Роджерса – формирование Я-концепции).
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально- экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие (физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т. д.), показывает какой сложной является проблема развития человека.
Психопатология. Каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические, или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология – изучение и объяснение причин ненормального функционирования – является центральной темой этого компонента теорий личности. Теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.
Психическое здоровье. Теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из каких компонентов складывается психическое благополучие (например, З. Фрейд функционирование зрелой личности характеризует способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, ставить долговременные цели, справляться с тревогой; А. Маслоу здоровье личности связывает с иерархией потребностей).
Изменение личности с помощью терапевтического воздействия. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных изменений. Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические или консультативные аспекты.
2.2.6.2. Функции теорий личности
Теория – набор условностей, созданных теоретиками. То есть теории не даны и предопределены природой. Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение.
Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее.
2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности
Существуют две предпосылки, затрудняющие постановку проблемы изучения структуры личности в современной психологии. Первая из них заключается в неявном отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта (например, с анатомической структурой организма). Этот способ мышления толкает исследователей на путь атомарного анализа личности, анализа «по элементам». Яркими примерами подобного атомарного подхода к изучению структуры личности являются концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов, параметров, черт личности или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера и т. п.
Вторая заключается в том, что психические качества, большинство представителей традиционной психологии личности, как правило, разбивают на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная, мотивационно-потребностная сфера, волевая сфера. Психические качества проявляются в действии, анализируя которое можно выявить функциональное значение любого из этих проявлений личности. При анализе качеств личности большинством исследователей не изучается поведение личности.
При анализе каждого из трех аспектов личности, а также организации личности в целом, существует несколько стратегий исследования. Каждая из этих стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и, главное, по решению вопроса о соотношении биологического и социального в развитии личности.
Выделяют следующие стратегии изучения личности:
1. Конституционально-антропометрическую стратегию изучения строения личности. В качестве объекта исследования в этом подходе выступают преимущественно врожденные предрасположеннности. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой (например, Э. Крейчмер, У. Шелдон, К. Конрад).
2. «Факторную» стратегию личности. Название получила по статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности. Объект анализа – черты личности. Например, структура личности Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда.
3. «Блочную» стратегию изучения структуры личности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков». Исторически она имела свое значение, так как в прямой форме поставила проблему исследования личности в контексте анализа вопроса о взаимоотношении биологического и социального в развитии личности (от темперамента – биологического, к направленности – социальному). К примеру, данная стратегия используется в структуре личности К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др.
4. Мотивационно-динамическую стратегию изучения организации личности. В современной психологии мотивационно-динамическая стратегия исследования особенностей организации личности оттеснила другие подходы к изучению личности. Исторически возникла в русле психоанализа.
Для мотивационно-динамической стратегии изучения личности характерна методологическая предпосылка, основанная на убеждении, что в каком-нибудь одном динамическом образовании личности, будь то влечение, диспозиция, установка, отношение, потребность или мотив, словно в фокусе сконцентрированы свойства личности как целого. В основу изучения структуры личности ставится такая центральная характеристика личности, как направленность. Данная стратегия применима к построениям личности Б. И. Додонова, В. Д. Шадрикова, Э. Б. Ширяева и др.
5. Поведенческо-интеракционистскую стратегию изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом (например, в бихевиоризме – реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах – роли, установки, поступки).
Выводы
1. Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии.
2. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.
3. Теории личности выполняют две основные функции: первая — обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая — предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
4. Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия.
5. Анализ аспектов личности и ее организации осуществляется с помощью ряда стратегий. Каждая из стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое теория личности, каковы ее основные функции? Какие последствия могут быть в случае отсутствия теории личности?
2. Опишите основные темы или вопросы, касающиеся поведения человека, ответы на которые должна стремиться получить общая теория личности.
3. Думаете ли Вы, что психология со временем откроет все, что можно узнать о природе людей? Если нет, то какова ценность изучения личности, предпринимаемого сегодня? Изложите свои соображения по этой проблеме.
4. Дайте описание – анализ компонентов теории личности (по выбору).
Темы для рефератов Анализ современных стратегий изучения личности.
Категориальная структура теорий личности.
Одночертные, многочертные теории и перспективы их развития.
Перспективы развития имплицитных теорий личности.
Литература для аннотирования Аверин В. А. Психология личности. – СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 89 с.
Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Hampson S. The Construction of Personality / An Introduction to Modern Psychology // Second Edition. – London ; N.-Y., 1995 (1988). – 320 р .