|
Ведь только в детстве человеку доступно высшее счастье, высшее искусство – быть самим собой. Всю последующую жизнь мы стремимся к этому утраченному счастью, которое было когда-то так близко, так возможно. Д. В. Ольшанский |
3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ
3.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3.1.1. Психологический возраст личности
Если зрелость индивида, соматическая или половая, определяется биологическими критериями, а паспортный возраст – количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.
Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности . Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследованиях А. А. Кроника, Е. И. Головахи рассматриваются некоторые аспекты психологического возраста личности (А. А. Кроник, 1993).
Особенности психологического возраста:
обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;
многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;
«временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.
Вопрос о психологической зрелости личности связан с изучением конкретно-исторической фазы развития общества и культуры, в которой происходит становление человека (поиск конкретно-исторических характеристик зрелости).
Собственно-психологические критерии зрелости личности:
ответственность личности за свои поступки;
умение разводить идеальные и реальные цели;
осуществление личностью свободного личностного выбора.
Какие бы критерии зрелости личности ни брались, в них подчеркивается мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.
3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг)
Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). Во многих концепциях смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое число стадий.
У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:
интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,
взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,
по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.
Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия.
В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:
сенсомоторная (от 0 до 2 лет);
интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);
конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);
формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет).
Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта (табл. 27).
От рождения и до подросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период; период мышления в представлениях (дооперациональная стадия и стадия конкретных операций).
В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.
Таблица 27
Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже
Стадия |
Возраст |
Характерное поведение |
Сенсомо-торная |
От рож-дения до 1,5–2 лет |
Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. |
Дооперацио-нальная |
От 2 до 7 лет |
Маленькие дети формируют понятия и пользуются такими символами, как язык для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий |
Конкретных операций |
От 7 до 11–12 лет |
Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения |
Формальных операций |
С 12 лет и позже |
Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически |
Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными.
Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.
В качестве критерия деления развития на этапы Л. Колберг берет три вида ориентаций, образующих иерархию (табл. 28):
ориентация на авторитеты,
ориентация на обычаи,
ориентация на принципы.
Стадии морального развития по Л. Колбергу
1 |
Доморальный |
1 стадия |
Гетерономная мораль |
уровень |
(доконвенциальный ) |
2 стадия |
Индивидуализм и инструментальный обмен |
2 уровень |
Конформная конвенциальная мораль |
3 стадия |
Конформность в межличностных отношениях |
|
(конвенциальный) |
4 стадия |
Сознание и социальная система |
3 уровень |
Автономных моральных принципов |
5 стадия |
Социальный договор и индивидуальные права |
|
(постконвенциальный) |
6 стадия |
Универсальные этические принципы |
Последовательный переход от стадии к стадии базируется на двух процессах: нарушении когнитивного равновесия и принятии роли. Развитие моральных суждений является результатом конфронтации каждого уровня с более высоким, что ведет к конфликтам, нарушению равновесия и напряжению, заставляющим человека выйти из противоречивой ситуации и перейти на более высокую ступень в установлении равновесия. Второй процесс состоит в способности встать на позицию другого человека, что особенно важно при переходе со второй на третью стадию.
Доконвенциальный уровень (4–10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
Конвенциальный уровень (10–13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Л. Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.
3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон)
Психоаналитическая теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках:
первая, или генетическая – что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности;
вторая – что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии ( либидо ), которая затем проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий , коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Таблица 29
Психосексуальные стадии развития личности по З. Фрейду
Психосексуальные стадии развития |
Название стадии |
Возрастной диапазон |
|
Оральная |
0 мес. – 18 мес. |
Прегенитальные |
Анальная |
18 мес. – 3 года |
Стадии |
Фаллическая |
3–6 лет |
|
Латентная |
6–12 лет |
Генитальные стадии |
Генитальная |
12 лет и более |
По З. Фрейду, психосексуальные стадии развития имеют решающее значение не только для сексуального поведения, но и для развития целостной личности (см. табл. 14; 29). Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Кроме того, реакции родителей на любой из этих прегенитальных стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка.
Э. Эриксон считал, что развитие каждого человека проходит несколько этапов, во многом соответствующих стадиям развития по З. Фрейду. Однако Э. Эриксон полагал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. Модель развития Э. Эриксона психосоциальна (табл. 30).
Таблица 30
Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
Стадия, возраст в годах |
Область отношений |
Результаты развития |
Полярности механизмов приспособ-ляемости |
Обществен-ные полярности в личности |
Орально-сенсорная 0 – 1 год |
Мать или заместитель |
Энергия и жизненная радость |
Приобрести — дать |
Доверие — недоверие, надежда — безнадеж-ность |
Мышечно-анальная 1 – 3 года |
Родители |
Контроль над собой и стремление к власти |
Обладать — отказаться |
Автономия — сомнения, стыд |
Локомоторно-генитальная 3 – 6 лет |
Родители, братья, сестры |
Целеустрем-ленность |
Стараться — притворяться |
Инициатив-ность — пассивность |
Латентная 6 – 12 лет |
Школа, соседи |
Овладение методами и умениями |
Соревновать-ся – конструи-ровать |
Умелость — неполноцен-ность |
Подростковая 12 – 19 лет |
Группы сверстников |
Преданность и верность |
Быть самим собой — быть принужденным к одиночеству |
Идентичность – непризнание |
Ранняя зрелость 20 – 25 лет |
Друзья |
Аффиляция и любовь |
Потерять и найти себя в других |
Сотрудни-чество – отчуждение, изоляция |
Средняя зрелость 26 – 64 года |
Профессия, родной дом |
Творчество и заботы |
Создать из себя нечто, заботиться о ком-нибудь |
Дружность — изолирован-ность |
Поздняя зрелость 65 лет – смерть |
Человечество ближние |
Отрешен-ность, мудрость |
Черпать из прошлого, сопротивлять-ся небытию |
Формируется качество индивидуаль-ности |
По мнению Э. Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется:
ожиданиями общества;
ценностями и идеалами общества;
задачами, ставящимися на разных возрастных этапах.
Основания периодизации Э. Эриксона:
постулирование восьми стадий, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении своей жизни;
последовательность стадий развития зависит от биологического начала; ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий;
на каждой стадии индивид приобретает определенное качество ( личностное новообразование ), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующей жизни;
главное ядерное образование личности – идентичность ; идентичность – условие психического здоровья, характеристика достаточно зрелой личности;
процесс развития определяется воспитанием ребенка, а затем и широким социальным окружением;
каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен;
для развития личности характерна кризисность – «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом (табл. 31).
Таблица 31
Структура психосоциальных кризисов по Э. Эриксону
|
|
|
|
|
|
За 60 лет |
Цельность жизни или отчаяние |
|||||
|
|
|
|
|
|
30-60 лет |
Генеративность или застой |
|||||
|
|
|
|
|
Около 20 лет |
Близкие отношения или изоляция |
||||||
|
|
|
|
12 – 18 лет |
Идентификация или спутанность ролей |
|||||||
|
|
|
7 – 12 лет |
Работа или чувствование неполноценности |
||||||||
|
|
3 – 6 лет |
Инициативность или вина |
|||||||||
|
2 – 3 года |
Автономия или стыд и сомнения |
||||||||||
1 год |
Доверчивость или подозрительность |
3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)
По А. Н. Леонтьеву :
В основе онтогенетической теории развития – психологическая теория деятельности.
Структура возраста (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральные и побочные линии развития, ведущей функции) проецируется на структуру деятельности.
Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.
Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются на линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности.
В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:
игра (ранний дошкольный возраст),
учение (школьный возраст),
труд (взрослые возраста).
Д. Б. Эльконин :
рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый»;
эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.
Среди видов ведущей деятельности, Д. Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера.
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. В деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, то есть, интеллектуально-познавательная сфера (табл. 32) .
Основания периодизации психического развития Д. Б. Эльконина:
две линии ведущей деятельности образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них;
каждый возраст характеризуется:
– своей социальной ситуацией развития;
– ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
– возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода;
– выделением центрального новообразования, наиболее значимого для последующего развития;
границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
Таблица 32
Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину