2. 1. 4. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

  2.1.4.1. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

•  Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

•  Средневековье. Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

•  XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

•  XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода:

•  психология находится в рамках философии;

•  «наивная психология»;

•  описательная психология;

•  изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

•  первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX начало XX века)

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический .

Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны. Это относится, например, к экстраверсии, интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами даны в терминах черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Однако для целостного описания психологии нормальной личности такие определения являлись слишком узкими. В них не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Например, способности, порядочность, совесть, честность и др.

Особенности периода:

•  атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);

•  метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;

•  сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;

•  концентрация на определении черт;

•  концентрация на патологии;

•  отсутствие целостного описания личности;

•  единичность и разрозненность сведений;

•  появление первичных экспериментов и математической статистики.

2.1.4.3. Экспериментальный период в развитии психологии личности (А. Ф. Лазурский, Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.)

Новая область знания – психология личности не могла строиться на старой, умозрительной основе, или на базе не проверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент, отвечающий научным требованиям.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.

Особенности периода:

•  концентрация внимания на нормальной личности;

•  определение личности (в норме и патологии);

•  использование эксперимента для исследования личности;

•  разработка тестовых методов оценивания личности;

•  разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;

•  разработка теорий личности;

•  разработка структур личности;

•  исследование проблем развития личности.

2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

•  Как развивается личность человека?

•  Что мотивирует поведение человека?

•  Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

•  Какова природа социальной жизни человека?

•  Чем объясняется уникальность личности?

•  Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?

•  Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

•  Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

•  Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

•  Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

•  Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

•  Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

•  Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

Выводы

1. Выделяют три основных периода в научном изучении личности, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

2. В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования.

3. На современном этапе в психологии личности выделяется ряд наиболее приоритетных и наименее разработанных направлений. В большей степени современные исследования личности проводятся на стыке психологических и других наук (генетики, нейрофизиологии, социологии и др.).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите и охарактеризуйте три основных направления в научном изучении личности.

2. В чем заключается вклад философов античности в донаучные представления о личности?

3. Рефлексология, детерминистское представление об ассоциациях (Т. Гоббс, Д. Гартли) в период донаучного изучения личности.

4. Интроспекция как основной метод изучения личности в философско-литературный период изучения личности.

5. Вклад А. Ф. Лазурского в экспериментальное изучение личности.

6. Вклад Г. Айзенка, Р. Кеттелла, Г. Олпорта в разработку проблем личности.

 

Темы для рефератов

1. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

2. История становления психологии личности как науки: преемственность идей.

Литература для аннотирования

1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 177–207.

2. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учеб. пособие. – Мн.: МП Д-Р КАРА, 1996. – Ч. 1. Введение. – 240 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов н/Дону: Феникс, 1996. – Т. 1. – С. 51–271.

4. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin.: Redakcija Wydawnictw Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1995. – S. 27 – 69.

 

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz