2.1.3. КЛАССИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

  2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития

Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными и качественными. Понятие роста относится скорее к количественному аспекту развития и включает:

•  физические изменения,

•  психические изменения индивида.

Используемое в чисто описательном смысле понятие роста включает как физические изменения (приращение размера, веса, дееспособности), так и психические (приращение запаса слов или коэффициента умственного развития, увеличение достижений в восприятии и памяти и т. д.). Вопрос о том, каким образом возникают эти количественные изменения, остается открытым (Ю. Н. Карандашев, 1996).

О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение – словом, экзогенные факторы – не оказывают влияния на характер происходящих изменений.

Признаки, указывающие на наличие процесса созревания (по Ю. Н. Карандашеву, 1996):

•  аналогичность возникновения и протекания (у всех детей одна и та же последовательность развития);

•  возникновение в строго определенном возрасте (с определенного возраста наблюдается резкое нарастание в развитии признака);

•  нагоняемость (извне подавляемый прогресс, вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);

•  необратимость (однажды достигнутые шаги не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).

Также понятие созревания используют в переносном смысле (например, когнитивное созревание, моральная зрелость и т. д.).

Термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций (Г. Крайг, 2000). Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной (табл. 3).

Таблица 3

Общая характеристика областей развития

Область развития

Характеристика

Физическая

Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения, например, динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма)

Когнитивная

Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи

Психосоциальная

Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения

Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Старение может повышать человеческую рассудительность и проницательность.

2.1.3.2. Среда и наследственность

К числу наиболее спорных вопросов в психологии личности относится вопрос о соотношении среды и наследственности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; внешняя и внутренняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития и т. д. Сторонники каждого из направлений находят множество аргументов в пользу того или иного взгляда на природу и детерминацию личности.

Было проведено множество исследований в пользу теорий среды и наследственности. Итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или наследственность», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью.

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности. Данные теории до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или «концепций двойной детерминации развития» личности человека:

•  теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т. е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т. е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Позиция В. Штерна приводит к дуализму – механистически сложенного биологического и социального в жизни человека – в понимании детерминант личностного развития;

•  теория конфронтации двух факторов. Эта теория выступила в психоанализе З. Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга, неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни и др. З. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.

В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.

С внешней стороны – это конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане – конфронтация биологического и социального обозначается З. Фрейдом как изначальный конфликт между различными инстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;

•  концепция взаимодействия двух факторов. Человек – существо социально-генетическое. И это связано не только с тем, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза.

В связи с этим постановка вопроса о «степени животности» и «степени социальности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует, во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого вида в эволюции.

Концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.

Дуализм схем двух факторной детерминации развития личности, устойчиво поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в «искусственные миры» среды и культуры вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией филогенетических, социогенетических и онтогенетических закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики человека преодолевается в системной и конкретно-научной деятельностной методологии человекознания (А. Г. Асмолов, 1990).

2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию

Рассматривать личность вне анализа деятельности, значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос – «для чего возникает личность как совершенно особая реальность?»

Категория деятельности рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования (А. Н. Леонтьев, 1977).

Категория «деятельность» определяется как динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.

Структура деятельности состоит из:

•  цели,

•  мотива,

•  способа действия,

•  результата.

Цель для личности это личностно-переработанные потребности. Объект  цель, ставшая субъективной. Мотив определяется как психическое явление, становящееся осознанным побуждением к определенной деятельности. Таким образом, мотив – это определенная потребность. Мотивы могут быть случайными, ситуационными, общими, динамическими. Способ выполнения определяется целью и мотивами и включает в себя знания, умения, навыки, результат. Способы осуществления действий – операции . Деятельность раскладывается на действия – элементы, при выполнении которых достигается элементарная неразложимая цель.

Закон взаимодействия личности и деятельности:

Личность проявляется в деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина.

2.1.3.4. Социализация

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социализация – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества ( D .  A .   Goslin, 1969).

Признаки социализации:

•  человек обогащается общественным опытом;

•  индивидуализируется;

•  становится личностью;

•  приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

 

Три аспекта социализации:

1)  индивидуализация (процесс движения от интерпсихического к интрапсихическому, индивидуальному);

2)  интимизация связана с проблемами самосознания. Этот процесс интериоризации социального опыта слабо изучен;

3) производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального – в идеальный).

2.1.3.5. Поведение и переживание

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни. Источником поведения являются потребности индивида.

Характеристики поведения:

•  общественно обусловлено;

•  сознательно;

•  имеет цель;

•  произвольно;

•  созидательно;

•  носит характер деятельности.

Единицами поведения являются поступки .

Личностное поведение это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, а, с другой, их прямым или опосредованным признанием или непризнанием (Т. В. Сенько, 1998).

Поведение индивида всегда носит характер переживания.

Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Ф. Е. Василюк, 1989).

Переживание – не эпифеномен, приуроченный исключительно ко внутренним, душевным процессам. Критическая ситуация в самом общем виде должна быть определена как ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис (табл. 4).

Стресс — неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

Таблица 4

Типология критических ситуаций (по Ф. Е. Василюку)

Онтологиче-ское поле

Тип активности

Внутренняя необходи-мость

Нормальные условия

Тип критической ситуации

«Виталь-ность»

Жизнедея- тельность организма

Здесь-и-те-перь удовлет-ворение

Непосред-ственная данность жизненных благ

Стресс

Отдельное жизненное отношение

Деятельность

Реализация мотива

Трудность

Фрустрация

Внутренний мир

Сознание

Внутренняя согласован-ность

Сложность

Конфликт

Жизнь как целое

Воля

Реализация жизненного замысла

Трудность и сложность

Кризис

Фрустрация определяется состоянием диссонанса между наличием сильной мотивированности достичь цель и наличием преграды, препятствующей этому достижению: физической, биологической, психологической, социокультурной (табл. 5). Барьеры, препятствующие достижению цели можно разделить на внешние и внутренние. Т. Дембо называла внутренними барьерами те, которые препятствуют достижению цели, внешними – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.

Таблица 5

Схема фрустрации

Виды фрустрационного поведения:

•  двигательное возбуждение,

•  апатия,

•  агрессия и деструкция,

•  стереотипия,

•  регрессия.

Конфликт – столкновение противоположно направленных феноменов. К. Хорни полагала, если угол между разнонаправленными устремлениями индивида меньше 180 ° , то может быть найден компромисс в разрешении конфликта. В психодинамической концепции под конфликтом понимается одновременная актуализация двух и более мотивов. В бихевиоризме столкновение альтернативных возможностей реагирования. В когнитивной психологии столкновение идей, желаний, целей, ценностей, словом, феноменов сознания.

Конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.

Различают два вида конфликтов:

1) столкновение внутренне противоположных, противоречивых по содержанию тенденций;

2) столкновение тенденций, несовместимых не принципиально, а лишь по условиям места и времени.

Кризис это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии переживания кризиса:

•  первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;

•  рост напряжения в условиях безрезультатности решения проблемы;

•  еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

•  повышение тревоги, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа «Я».

Переживания делятся на удачные и неудачные и в зависимости от этого определяется их исход.

2.1.3.6. Мотивы и мотивация

2.1.3.6.1. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

Мотив это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».

Мотивация представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотивация в современной психологии трактуется в двояком смысле:

•  как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое;

•  как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями . Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно охарактеризовать по параметрам:

•  широты;

•  гибкости;

•  иерархизированности.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Современная зарубежная психология мотивации имеет три основных направления исследования:

•  теоретико-инстинктивное;

•  теоретико-личностное:

•  линия психологии личности;

•  когнитивная линия;

•  линия психологии мотивации;

•  теоретико-ассоциативное:

•  линия психологии научения;

•  линия психологии активации (Х. Хекхаузен, 1986).

В рамках теоретико-инстинктивного направления (З. Фрейд, У. Макдауголл) человеку в качестве мотивационных факторов приписывались те же органические потребности, которые есть у животных. Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, представители этого направления предпринимали попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

В линии психологии научения (Б. Ф. Скиннер, Э. Торндайк, К. Халл, Э. Толмен) вопросы научения, т. е. приспособления живых существ к изменениям окружающих условий, предпочитались и предпочитаются вопросам мотивации.

В линии психологии активации (И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов) центральное место занимает нейро- и психофизиологический функциональный анализ реагирующего на стимуляцию организма.

Таким образом, исследование мотивации в рамках теоретико-ассоциативного направления ограничивается рассмотрением организмических потребностей и соответствующих им влечений или «первичных» мотивов. «Вторичные», «высшие», «социальные» мотивы, которые отражают различные содержательные классы отношений «индивид среда» не исследуются, не говоря уже об учете индивидуальных различий такой мотивации.

Вопросы поведенческой мотивации призвано решать теоретико-личностное направление, в рамках которого разрабатываются следующие теории мотивации:

1. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер).

2. Общая теория мотивации, теория ожидаемой ценности (Д. Аткинсон).

3. Теория инструментального действия (В. Вроом).

4. Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, В. Вайнер).

5. Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен).

На основные линии исследований человеческой мотивации оказали влияние взгляды К. Левина. Ученый рассматривал человеческую мотивацию как целостный системный процесс, нарождающийся на стыке субъекта и объекта («индивид среда», «личность психологическое окружение»).

В рамках теории поля К. Левина была создана модель «ожидание ценность», оказавшая влияние на разработку модели выбора риска Дж. Аткинсона (вторая половина XX века). Он предложил теорию ожидаемой ценности, основная идея которой состоит в том, что при необходимости выбора предпочтение отдается цели с наиболее высоко оцениваемой привлекательностью. В модель выбора риска Дж. Аткинсона была введена новая личностная переменная мотив достижения .

В отечественной психологии решать проблемы мотивации человека призвана теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А. Н. Леонтьев и его ученики и последователи). Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы.

Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам (А. Н. Леонтьев, 1981).

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и, вместе с тем, свои недостатки. Основной недостаток заключается в том, что эти теории в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением того положительного, что в них содержится, способна дать более или менее положительную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов мотивации человека.

  2.1.3.6.2. Современные исследования личностной мотивации

В последние годы широкое распространение на Западе получила теория мотивации, предложенная S. Harter. Разработанные ею положения опирались на более раннюю модель мотивации White, описывающую мотивационный конструкт, в основе которого лежит стремление идивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Это стремление, по мнению S. Harter, является внутренней неотъемлемой чертой личности, связанной напрямую с получением удовольствия от выполнения какой-либо деятельности. Такая мотивация была названа интринсивной в противоположность экстринсивной , возникающей в ответ на воздействие внешних факторов. S. Harter доказала, что мотивация не может рассматриваться как односторонний конструкт, а включает в себя два компонента: собственно мотивационный и информационный, связанный с получением знаний. По мере интернализации этих знаний наблюдается сдвиг в мотивационной направленности в сторону интринсивной мотивации, которая является наиболее предпочтительной для достижения высоких результатов.

2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, Я-концепция

2.1.3.7.1. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии

Наука начала изучать сознание только в XIX веке, до этого оно было предметом внимания одной лишь философии. И сразу возникли три способа (модели) рассмотрения сознания: 1) социолого-статический метод изучения сознания по его продуктам, репрезентациям, «воплощениям», по проявлениям массового поведения; 2) интроспективный метод, широко применяемый в психологии и других общественных дисциплинах; 3) философско-научный способ исследования, пытающийся соединить научную доказательность с философским пониманием сознания как «бытия в ином». С материалистических позиций впервые была вскрыта внутренняя, глубинная сторона взаимоотношений сознания и общества, диалектика из реальной связи и взаимодействия, благодаря чему открылась сущность самого сознания.

История проблемы сознания в отечественной психологии связана с именами Н. А. Бердяева, Н. С. Булгакова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Г. Г. Шепта и др. Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствуют феноменология и теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе «Я» (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ «Я», представление о себе и т. п.). В целом же проблема «Я – сознание» в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной (В. П. Зинченко, 1991).

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Свойства сознания:

•  включает в себя содержание жизненного, социального опыта человека;

•  включено в практику жизни индивида;

•  многомерно, объемно;

•  динамично;

•  связано с деятельностью субъекта: отражает деятельность и развивается в ней.

Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание есть социально организованное явление. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью. Оно выражает неповторимые черты жизненного пути каждого индивида, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния. Именно специфические особенности пути индивидуального развития личности при прочих равных условиях определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что и создает все красочное разнообразие человеческих индивидуальностей.

Анализ индивидуального сознания позволяет сделать вывод, что сознание представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Чувственную основу сознания и фундамент бессознательной психики человека представляют наглядные формы мышления, а понятийное мышление, развиваясь на базе членораздельной речи, составляет ядро сознания и выступает основным системообразующим компонентом в структуре индивидуального сознания.

Многие авторы выделяют в структуре индивидуального сознания такие его инвариантные элементы, как ощущения и восприятия, представления и мысли, эмоции и воля, рассудок и разум. Фундаментальную разработку структуры индивидуального сознания и его места в системе современной психологической теории осуществил К. К. Платонов (1982). Согласно его концепции, сознание имеет три основных функции: регулятивную, познавательную и оценочную и, соответственно, три взаимодействующих атрибута: переживание, познание и отношение. К. К. Платонов отмечал, что каждый из этих атрибутов сознания специфически связан с различными свойственными человеку формами отражения. Переживание, в основном, выражается в потребностях, эмоциях, чувствах и воле и через последнюю – в произвольной памяти и внимании; познание – в ощущениях, восприятии, мышлении и памяти; отношение может проявляться во всех сферах отражения, свойственных человеку, но наиболее отчетливо в мышлении как познавательном отношении, чувствах и воле как переживаемом отношении.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает подсознание, сознание и сверхсознание (табл. 6).

Таблица 6

Структура сознания по З. Фрейду

Подсознание (бессознательное)

Сознание

(сознательное)

Сверхсознание (бессознательное)

Сознательное и бессознательное в психоаналитическом подходе – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще».

В отечественной психологии сложился диалектический подход к анализу структуры сознания. Л. С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия, т. е. бытийный и рефлексивный слои сознания (табл. 7).

Таблица 7

Структура сознания по Л. С. Выготскому

1 слой – сознание для бытия

2 слой – сознание для сознания

Бытийный

Рефлексивный

А. Н. Леонтьев, продолжая линию исследования сознания, намеченную Л. С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл (табл. 8).

Таблица 8

Структура сознания по А. Н. Леонтьеву

Чувственная ткань образа

Значение

Личностный смысл

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В. П. Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, автором выделялась биодинамическая ткань движения и действия. В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляет чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухуровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (табл. 9).

Таблица 9

Структура сознания по В. П. Зинченко

Бытийно-деятельностный слой

Рефлексивно-созерцательный слой

Биодинамическая ткань действия

Чувственная ткань образа

Значение

Смысл

В. П. Зинченко (1991) указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший – низший», «главный – подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой. Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл – это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит ее истоки и начала.

Самосознание осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Л. С. Выготский много внимания уделял анализу отношения человека с самим собой. Обычно самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону, аспект сознания. Оно понималось им как более высокий психический синтез, проявляющийся в образовании новых связей между различными функциями – третичных высших функций. Новизна их обусловлена тем, что в основе лежит рефлексия, отражение собственных процессов в сознании (В. В. Столин, 1983).

Специальное внимание в психологии уделялось исследователями структуре самосознания. Анализ современных взглядов исследователей не позволяет определить единую точку зрения на структуру самосознания. Одни исследователи в качестве структурных компонентов рассматривают три составляющие: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения (И. И. Чеснокова, 1974, 1977), другие – четыре: сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психологических свойств и определение системы социально-нравственных самооценок (В. С. Мерлин, 1970), а третьи – шесть: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция (И. С. Кон, 1978, 1986). Обычно же выделяют два основных компонента самосознания: знание себя и отношение к себе в их единстве.

Самосознание характеризуется продуктом – представлением о себе. Близко, по смысловому значению понятия самосознания, стоит понятие Я-концепции.

Я-концепция динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Соотношение Я-концепции и самосознания точно не определено. Существует тенденция рассмотрения Я-концепции как результата, итогового продукта самосознания.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

2.1.3.7.2. Современные исследования Я-концепции

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:

•  когнитивный – «образ Я»;

•  эмоционально-ценностный, аффективный;

•  поведенческий.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).

Я-концепция – целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами (табл. 10).

Таблица 10

Структура Я-концепции (по Р. Бернсу)

Аспекты

физическое / физическое / физическое

социальное / социальное / социальное

умственное / умственное / умственное

эмоциональное / эмоциональное / эмоциональное

В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:

•  номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;

•  иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;

•  таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;

•  компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).

Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами:

•  возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,

•  дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития.

Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.

 

Выводы

1. Изменения, происходящие в ходе развития личности, могут быть количественными и качественными. Данные изменения можно описать через понятия роста, созревания и развития.

2. Концепции двойной детерминации развития личности определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

3. Использование категории деятельности в качестве объяснительного принципа в психологии личности позволяет решать вопрос «для чего возникает личность как совершенно особая реальность?»

4. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью.

5. Выделяют три аспекта социализации: индивидуализация, интимизация, производство внутреннего плана сознания.

6. Поведение – важный аспект в развитии личности. Через личностное поведение личность осуществляет контакт с другим человеком, а в развитых формах сознания в качестве другого может выступать сам человек.

7. Поведение всегда носит характер переживания. Переживание – не эпифеномен, приуроченный ко внутренним душевным процессам, а деятельность по перестройке внутреннего мира. Существует четыре ключевых понятия, через которые может быть описано переживание: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

8. Деятельность личности всегда мотивирована, и мотивы выполняют направляющую функцию. Понятия мотив и мотивация несут разную содержательную нагрузку. В современной психологии личности выделяется несколько направлений исследования личностной мотивации. Каждое из этих направлений имеет собственную методологическую платформу.

9. Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания является наиболее сложной в психологии личности. Выделяют характеристики свойств личностного сознания, структурные компоненты сознания.

10. Между понятиями сознание, самосознание, Я-концепция существует система иерархии. Я-концепция – динамическая система представлений человека о себе, которая складывается у человека в процессе развития самосознания.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое социализация и индивидуализация? Как они соотносятся между собой?

2. Социальное и биологическое в личности, как они соотносятся?

3. Как понимать выражение – «личность как причина себя»?

4. Как соотносятся между собой понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса как процесса переживания?

5. В чем заключаются основные проблемы мотивационного объяснения поведения личности?

6. Мотивация и личность: влияние мотивации на развитие личности.

7. Почему самосознание проходит долгий путь становления?

8. В психологии осознание предмета обозначают внешней рефлексией; осознание себя составляет задачу внутренней рефлексии. По одному ли механизму формируются эти способности? Являются ли переживания стыда и совести рефлексивными процессами?

9. Можно ли согласиться с утверждением, что процесс воспитания человека есть процесс формирования его сознания?

Темы для рефератов

1. Современные теории мотивации.

2. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

3. Современные когнитивные теории мотивации.

4. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

5. Современные исследования Я – концепции в психологии.

Литература для аннотирования

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Изд-во полит. литература, 1977. – С.124–159, 189–206.

2. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». – Пермь: ПГПИ, 1990. – 110 с.

3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С.177–207.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz