2.2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

2.2.1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

2.2.1.1. Классический психоанализ З. Фрейда (1856 1939)

Термин «психоанализ» имеет три значения:

•  теория личности и психопатологии;

•  метод терапии личностных расстройств;

•  метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений З. Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход З. Фрейда к личности.

Более ранняя концепция: организация психики через «топографическую модель». Согласно этой модели личностной организации в психической жизни можно выделить три уровня: сознание; предсознательное; бессознательное. З. Фрейд рассматривал их в единстве. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида.

В начале 20-х годов З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Супер-эго. Данное трехчастное деление личности известно как «структурная модель психической жизни».

Ид есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Супер-эго. Ид включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид – резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. З. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается, Ид действует в соответствии с принципом редукции напряжения, названным принципом удовольствия.

Для того чтобы выполнить свою задачу – избежать боли, получить удовольствие, – Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие (врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания, снимающие относительно простые формы возбужения) и первичный процесс (высвобожение энергии через создание образа объекта, выполняющего роль галюцинаторного переживания, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называемый исполнением желания).

Поскольку сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение (голодный не может съесть образ еды), развивается новый, вторичный психический процесс , и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Эго. Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, чтобы выяснить, срабатывает ли он. Это называется проверка реальностью. Эго называют исполнительным органом личности, т. к. оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены.

Однако следует иметь в виду, что Эго – это организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Супер-эго – есть внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Супер-эго – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго включает две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, Эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Супер-эго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Супер-эго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго, Супер-эго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их полностью блокирует.

Топическая и динамическая модели психики составляют так называемую метапсихологию З. Фрейда, устанавливающую взаимоотношения между областями бессознательного (бс), сознательного (с) и предсознательного (пс).

Таблица 11

Сознательное, предсознательное и бессознательное в динамической и топической модели З. Фрейда

 

Топическая модель

Динамическая модель

 

 

 

Сознательное (с) 1

 

Предсознательное(пс) 2

 

 

Латентное (бс) 3

 

Вытесненное (бс) 4

 

 

 

Невытесненное (бс) 5

1) бодрствующее сознание (с),
  вторичный процесс

2) предсознательное (пс)

3) латентное бессознательное (бс), в любой  момент однако способное перейти в  сознательное, первичный процесс

4) бессознательное (бс), неспособное перейти  в сознательное в результате вытеснения и  механизмов защиты (доступ к этой части  психики возможен только благодаря  психоанализу через анализ содержания  сновидений и его прорабатывание)

5) возникшее не в результате вытеснения  бессознательное (бс) («Психическое  бессознательно, как и все другие процессы  в природе»)

Важно внести ясность относительно сочетания системы структурной модели Ид, Эго, Супер-эго с системой бессознательного (бс), сознательного (с) и предсознательного (пс). Как известно, З. Фрейд вначале считал, что бессознательным (бс) следует считать только составляющие Ид, то есть, хаотические инстинкты. К бессознательным (бс) относятся заштрихованные в таблице (табл. 11) составляющие всех трех инстанций. Таким образом, и часть Эго, и в еще большей степени часть Супер-эго (иногда полностью) остаются бессознательными.

Необходимо отметить, что Эго отвечает за такие отношения с внешним миром, как восприятие, язык, моторные процессы и т. п. Супер-эго представляет собой принятые в себя (интроецированные) инстанции родительских фигур в смысле морально-этических заповедей и запретов (интроекты, которые могут представать в виде символических образов). В этом отношении Эго играет тройственную роль: защищается от инстинктивных притязаний со стороны Ид, противостоит завышенным требованиям со стороны Супер-эго и регулирует отношения с внешним миром (табл. 12).

Таблица 12

Структурная модель З. Фрейда (1923 г.)

 

Ид («Оно») полностью неосознаваемое. Эго («Я») и Суперэго («Сверх-Я») действуют на трех уровнях (табл. 13).

Таблица 13

Связь структурной модели с уровнями сознания

Движущая сила поведения – инстинкты . З. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение, их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты конечная причина активности. Следовательно, причина мотивации также лежит в инстинктах.

З. Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти (Эрос и Танатос). Наиболее существенными для развития личности З. Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. Вторая группа инстинкты смерти ( мортидо) – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках: генетической и  психосексуальной. Развитие личности рассматривается З. Фрейдом через прохождение индивидом психосексуальных стадий (табл. 14).

Таблица 14

Стадии развития личности по З. Фрейду

Стадия

Возраст

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

1. Оральная

0 18 месяцев

Отвыкание (от груди, рожка) отделение себя от материнского тела

2. Анальная

18 месяцев 3 года

Приучение к туалету (самоконтроль)

3. Фаллическая

3 6 лет

Идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания

4. Латентная

6 12 лет

Расширение социальных контактов со сверстниками

5. Генитальная

Пубертат

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Особенности развития личности по З. Фрейду:

•   Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт , прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.

•   Развитие биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке.

•   Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.

2.2.1.2. Аналитическая теория К. Г. Юнга (1875–1961)

По К. Г. Юнгу психика человека включает три уровня: сознание; личное бессознательное; коллективное бессознательное. Личность в целом, или психика, как называет ее К. Г. Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки (Эго-ориентации) – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности (табл. 15).

Таблица 15

Структура личности по К. Г. Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.

Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией .

В 1923 г. К. Юнг предложил новую типологию личности :

•   экстраверированные люди;

•   интровертированные люди.

Две Эго-ориентации (экстравертная, интровертная) и четыре психологических функции, имеющие рациональный и иррациональный характер (табл. 16), взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности (экстравертный мыслительный тип, интровертный интуитивный тип и т. д.).

Таблица 16

Типы основных функций по К. Г. Юнгу

Мышление

Чувства

Ощущения

Интуиция

Рациональный характер

Иррациональный характер

Развитие личности по К. Г. Юнгу:

•   Динамический процесс, разворачивающийся на протяжении жизни;

•   Стремление к «обретению самости» – результат стремления компонентов личности к единству, интеграции, гармонии;

•   Конечная жизненная цель – полная реализация «Я»;

•   Развитие человека уникально; включает процесс индивидуализации ;

•   Конечная стадия развития – самореализация доступна не всем.

2.2.1.3. Индивидуальная теория личности А. Адлера (1880 1937)

Термин индивидуальная психология указывает на то, что личность является неделимым целым. В основании теории лежит семь ключевых пунктов:

•  чувство неполноценности и компенсация;

•  стремление к превосходству;

•  стиль жизни;

•  социальный интерес;

•  творческое «Я»;

•  порядок рождения;

•  фикционный финализм (поведением человека управляют его ожидания в отношении будущего).

Принципы индивидуальной психологии:

•   Принцип холизма (целостности). Исходя из понятия жизненного стиля, определяет типы личности по двухмерной системе: социальный интерес – активность:

•  Управляющий тип.

•  Берущий тип.

•  Избегающий тип.

•  Социально-полезный тип.

•   Второй принцип заключается в том, что поведение человека целенаправленно.

•   Третий принцип: люди – существа общественные. Действия человека необходимо рассматривать в отношении социального контекста.

2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории:

Э. Фромм (1900 1980), К. Хорни (1885 1952)

В центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает его извечную гармонию с ней и порождает то экзистенциальное противоречие, которое составляет основную проблему человеческого существования.

С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.

Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей:

•   В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);

•   В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);

•   В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);

•   В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);

•   В системе взглядов (преданность, система ориентаций, опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).

Таблица 17

Социальные типы характера по Э. Фромму

Непродуктивные типы

Продуктивные типы

•  Рецептивный тип

•  Эксплуатирующий тип

•  Накапливающий тип

•  Рыночный тип

•  Продуктивный тип

 

Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям. Введенное Э. Фроммом понятие «социальный характер» является связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества (табл. 17).

Главное понятие К. Хорни – «базальная тревога», определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия его, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большой или слишком малой ответственности, сверхпротекции, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнения обещаний, враждебной атмосферы и т. д.» (К. Хорни, 1945).

К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции :

•  стремление к безопасности;

•  стремление к удовлетворению своих желаний.

Невротические потребности – стратегии компенсации базальной тревоги:

•  невротическая потребность в любви и одобрении;

•  невротическая потребность в «партнере-опекуне»;

•  невротическая потребность в узком ограничении жизни;

•  невротическая потребность в силе;

•  невротическое стремление эксплуатировать других;

•  невротическая потребность в значимости;

•  потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;

•  невротическое стремление к личным достижениям;

•  невротическая потребность в самодостаточности и независимости;

•  невротическая потребность в совершенстве и безупречности.

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей. Потребность имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

К. Хорни выделяет три типа межличностных стратегий:

•  стремление к людям (уступчивый тип);

•  стремление отделиться от людей (обособленный тип);

•  агрессивное (враждебный тип).

Каждая из этих стратегий представляет базовую ориентацию по отношению к другим и себе. Все стратегии предназначены для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам.

Развитие личности:

•  большое значение детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности;

•  решающий фактор в развитии личности – социальные отношения между ребенком и родителями (базальная враждебность, базальная тревога).

Выводы

1. Психоаналитические теории представляют собой пример психодинамического подхода к изучению человека.

2. Соединение теории с практическим применением. Цель психоаналитической терапии, по словам З. Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности».

3. Выделение компонентов структуры сознания и личности.

4. Значительное внимание к бессознательному в психической жизни личности.

5. Сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза. Приверженность принципу субъективности.

6. Сосредоточение классического психоанализа на биологических детерминантах, подчеркивание социальных детерминант личности в неофрейдистских концепциях.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Согласны ли Вы с З. Фрейдом в том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащие в основе человеческого поведения?

2. Опишите природу и функции Ид, Эго, Супер-эго – трех основных личностных структур (по З. Фрейду). Каким образом взаимодействие между этими структурами создает внутренний конфликт у человека?

3. Сравните основные положения теории А. Адлера и З. Фрейда в отношении природы человека.

4. Опишите концепцию архетипов К. Г. Юнга. Какой архетип К. Г. Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?

5. Сравните и противопоставьте позиции А. Адлера и К. Г. Юнга по каждой из следующих проблем: определяющая цель жизни, причины психопатологических проявлений и природа человеческой мотивации.

6. Считаете ли Вы, что «рыночная» ориентация характера по Э. Фромму представляет собой доминирующий тип личности в нашем обществе? Если нет, то какая или какие ориентации характера, по-Вашему, наиболее распространены сегодня? Поясните Вашу позицию.

7. Сравните и укажите различия во взглядах З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни по вопросу влияния событий раннего детства на формирование структуры личности взрослого.

Темы для рефератов

1. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

2. Комплекс неполноценности и компенсация.

3. Влияние родительских установок на формирование базальной тревоги в детском возрасте.

4. Одиночество и отчужденность в расплату за свободу и автономию?

5. Влияние порядка рождения на формирование характера личности.

6. Проблемы валидности психоаналитических концепций.

Литература для аннотирования

1. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – С. 443 – 482.

2. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб.: Лань, 1997. – 240 с.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С. 105–269.

3. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики / По Leuner H. Materialien zur Psychoanalyse und analytisch orientierten Psychoterapie. Band IV / Пер. Я. Обухова. – 1978, Heft 2. Verl.: “Vandenhoeck & Ruprecht”, G o ttingen und Z u rich. – S. 166 – 187.

3.  В randst a tter H., Schuler Н ., Stocker-Kreichgauer G. Psychologie der Person: 2. uberab. u. erw. Aufl. – Stuttgart, Berlin, K o ln, Mainz: Kohlhammer, 1978. – S. 75–122.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz