ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

3.1. Шесть принципов классического психоанализа

Термин "классическая техника лечения" принадлежит не Фрейду. Он впервые был употреблен тогда, когда возникли первые модификации психоанализа Фрейда. Ш. Ференци стал обращать внимание в терапевтическом процессе не на воспоминание, а на переживание. При этом, как считалось, неудовлетворительные предпочтения, которые отдавались в терапии воспоминаниям и интеллектуальным реконструкциям, в 20-х г. ХХ в. стали именоваться термином "классический".
          Коротко остановимся на классической теории драйвов Фрейда. Рассмотрим "психическое событие" в теории Фрейда с шести точек зрения: топографической, динамической, экономической, генетической, структурной и адаптивной.

  1. Топографический подход (от греч. topos - место, личность; grapho - пищу) - анализ психологического пространства и взаимного расположения его частей. Этот подход определил место бессознательного, "глубинных" процессов в области психического. Бессознательное находится под влиянием "первичных" процессов - алогичных, стихийных, непосредственных, здесь нет места чувству времени, порядку, логике. Для них характерна концентрация (сгущение) и перемещение (смещение). Сознательное управляется вторичными процессами - мышление, рассуждение, внимание, контролируемое действие. Слова "первичный" и "вторичный" предполагают временной или генетический смысл, представляют собой два способа функционирования психического. Для бессознательного характерно стремление к разрядке и принцип удовольствия, для сознательного - накопление энергии, бегство от внешних возбуждений, принцип реальности.
  2. Динамический подход предполагает, что ментальные феномены - результат взаимодействия сил, которые являются конкурирующими, находятся в обоюдной оппозиции. Этот подход позволяет выделить такие проблемы, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты. Формирование симптомов, амбивалентность и переопределение - примеры динамик. Здесь обсуждаются проблемы первичности инстинктов (влечений), функции защит, проблемы замещения, переноса и контрпереноса.
  3. Экономический подход имеет отношение к распределению, преобразованию и учету психической энергии. На нем базируются такие концепции, как связывание, нейтрализация, сексуализация, агрессивность и сублимация. Экономика - попытка проследить все превращения отдельных количеств возбуждения и подойти хотя бы к относительной оценке их величины. Конкретными проявлениями экономики являются - навязчивость невротического симптома, нарушение сексуальной разрядки или, наоборот, высвобождение "зажатых" аффектов (отреагирование), отделение представления от первоначально связанного с ним аффекта и др.
  4. Генетический подход рассматривает происхождение и развитие психических феноменов. С этой точки зрения, человек проходит через последовательные фазы психосексуального, или либидинального, развития ("либидо" по латыни - желание, термин заимствован Фрейдом у А. Молля). Либидо трактуется им как "количественная (хотя в данный момент недоступная измерению) сторона энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь". Сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, а либидо - психический аспект или "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни, поэтому развитие определяется тем, в каком месте на данной стадии происходит телесное напряжение.
  5. Структурный подход предполагает, что психический аппарат может быть разделен на несколько устойчивых функциональных единиц. В работе "Я и Оно" Фрейд описывает три инстанции психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я.
  6. Адаптивный подход применим к проблеме взаимосвязи между побуждением и объектом, т.е. достижением цели получения удовольствия путем нахождения объекта. Чаще всего в концепции Фрейда обсуждается идея поиска объекта любви или ненависти, поскольку именно эти два влечения - Эрос и Танатос считаются главными человеческими потребностями.

Теория Фрейда подвергалась серьезной критике. В частности, обсуждались проблемы несоответствия теории и практики психоанализа, неадекватности применения биологических принципов для объяснения психического, акцентирования бессознательных процессов и недооценки психосоциальных и социокультурных явлений. Серьезным замечанием к теории является подмена научного языка и научной интерпретации, метафорическим языком и обоснованием. Метафоры Фрейда - возбуждение, разрядка, катексис и др. обязаны своим происхождением нейрофизиологии XIX в. Безусловно, метафорический язык является неотъемлемой частью любой теории, однако было бы неправомерно подменять им научное объяснение и обоснование.


3.2. Эго-психология и ее представители

Благодаря структурному подходу, предложенному З. Фрейдом в 20-х г. ХХ в., были выделены три инстанции - Оно, Я и Сверх-Я. Позднее, отмечая этот факт, Эрик Эриксон писал, что психоаналитики постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия, склоняясь то в сторону импульсов (Оно), то в сторону долженствования, совести (Супер-эго). Модификация классического психоанализа шла не за счет введения новых конструктов, а за счет уточнения и более глубокого изучения структурных аспектов ортодоксального психоанализа. Так, Эго-психология сосредоточилась на анализе строения личности, ее развитии и адаптации, автономии и свободе, на особенностях строения Я, его функционировании и взаимодействии с влечениями.
          Эго настроено на историческую действительность, обеспечивает целостность и самосохранение организма, использует когнитивные и перцептивные стратегии, т.е. заставляет человека воспринимать, решать, думать, рассуждать.


3.2.1. Хайнц Гартманн. Теория Я

Хайнц Гартманн (1894-1970) - выдающийся психоаналитик второго поколения, посвятивший свои труды психологии Я и адаптации. В отличие от бытующего в психологии мнения, что Я это личность, человек как целое, Гартманн предлагает различать Я как целое и Я как отдельную инстанцию этого целого. Я, по его мнению, нельзя приравнивать к личности или к индивиду, это не субъект, противопоставляемый объекту, не сознание и не чувство Самости. В психоанализе Я это особое понятие. Оно представляет собой частную область личности и определяется его функциями.
          Нередко в психоаналитических исследованиях, в частности в работах Фрейда, Я рассматривалась как инстанция, вовлеченная в интрапсихологический конфликт. Остальные функции Я, не связанные с конфликтом, не изучались. Именно Гартманн первым попытался прояснить некоторые из неисследованных областей психоаналитической теории.
          Возникновение и начало генезиса Я относится Гартманном к самому раннему детству. Это положение противоречило уже вполне устоявшемуся мнению о том, что Оно является источником развития Я. Ранняя дифференциация Я и Оно соотносилась с закономерностями процесса созревания как части биологического наследия организма. Этот процесс был соотнесен с реакцией индивида на воздействие влечений и конфликтов между ними.
          "Первичная автономия Я" определяется развитием восприятия, памяти, контроля за движениями, которые находятся под влиянием конституциональных факторов. "Из этих ядер Я в раннем Я развиваются такие функции, как понимание объекта, планирование, продуктивность, хватание, ползание, ходьба, мышление, речь и др. Они развиваются в основном без конфликтов и не включаются в конфликты. Для обозначения совокупности этих функций, которые всегда проявляются вне сферы психических конфликтов, Гартманн ввел термин "бесконфликтная сфера Я" (Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 63).
          Со временем часть механизмов, участвующая в конфликтах, может стать относительно независимой от них и использоваться для других целей, например, адаптации, синтеза, интеграции и др. Подобная смена функций приводит к формированию "вторичной автономии Я".
          Гартманн систематизирует разрозненные функции Я, выделяя наиболее важные из них. Это - организация и контроль восприятия и движения, защита от чрезмерных внешних и внутренних раздражителей, проверка реальности, сигнализация об опасности, антиципация, а также координирующая и интегрирующая тенденции, реализующиеся через синтетическую функцию.
          С инстанцией Я Гартманн связывал адаптацию организма. Кроме известных научному миру способов адаптации - аутопластические, т.е. изменения самого индивида, и аллопластические, т.е. переструктурирование окружения, Гартманн описывает третий путь адаптации - создание новой и более благоприятной среды для индивида. Нахождение новой среды может быть затруднено на таком социальном пространстве, где существуют жесткие ограничения и нормативы. Тем не менее реальная возможность создания нового в сочетании с изменением себя и переструктурированием среды рассматривались Гартманном в качестве важных элементов модели психического здоровья человека.


3.2.2. Представления Анны Фрейд о функциях и развитии Эго

Анна Фрейд (1895) - дочь З. Фрейда занималась проблемами детского психоанализа. Ее основными работами были "Введение в технику детского анализа" (1927), "Введение в психоанализ для педагогов" (1930), "Я и защитные механизмы" (1936), "Младенцы без семей: случай за и против детского дома" (1943), "Норма и патология в детстве. Оценка развития" (1965).
          Ее книга "Я и защитные механизмы" посвящена роли психологический защиты в функционировании психического аппарата, способам психоаналитической проработки защит. Кроме подробной иллюстрации различных психологических защит, которую дает А. Фрейд, она утверждает, что анализ бессознательной защитной деятельности Я позволяет понять судьбу влечений и фантазий. Относительно детского анализа А. Фрейд вводит понятие "защита от аффектов". "Под этим она понимает, что Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансформированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я" (Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 31). В качестве примеров защитных механизмов рассматриваются механизмы "идентификация с агрессором" и "особая форма альтруизма".
          Разрабатывая проблему защитных механизмов, А. Фрейд способствовала пониманию Я как относительно независимой психической организации, которая находится в постоянном взаимодействии с внешним миром, влечениями и другими интрапсихическими требованиями.
          Наряду с тщательной и подробной разработкой проблемы защитных механизмов А. Фрейд разработала концепцию "линий психического развития". В определенной последовательности рассматривается развитие сексуального и агрессивного влечений, представляющих инстанцию Оно, а также чувства реальности и защитных механизмов, возникающих при формировании Я и Сверх-Я.

Другие линии развития касаются перехода от стадии сосания к рациональному питанию, от неопрятности к приучению к чистоте, от безответственности к ответственности за собственное тело, от эгоизма к дружбе, от аутоэротики к игрушке.
          Нормальное развитие ребенка определяется многими факторами, в частности его индивидуальными особенностями, среди которых особое место занимают способность справляться с неудовольствием и тревогой и способность к сублимации. Обязательным условием социализации по А. Фрейд является переход от принципа удовольствия к принципу реальности с соответствующей интенсификацией функций эго - памяти, логического мышления, проверки реальности, регуляции моторики и защитных механизмов - подражания, идентификации и интроекции (см. Хрестомат. 3.3).


3.2.3. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Предметом исследования Э. Эриксона (1902-1994) стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Выводы, которые он делает относительно природы неврозов, соотносятся не с нарушением психосексуального развития, как считал З. Фрейд, а с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону - не интра- , а интерперсональное явление.
          Свой фундаментальный труд "Детство и общество" он издает в 1950 г., имея богатый эмпирический материал, собранный на разных выборках. Э. Эриксон исследует личностную и историческую идентичность применительно к таким областям теории и практики, как этнопсихология, исследование так называемых военных неврозов, детская психология.
          Теория Эриксона имеет явную социо-культурную направленность. Оставаясь психоаналитиком, т.е. исследователем, учитывающим и принимающим биологическую детерминацию процесса развития человека, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности. "Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном. В истории науки эти три процесса были связаны с тремя научными дисциплинами: биологией, психологией и социальными науками. Каждая из них изучала то, что могла изолировать, сосчитать и расчленить: одиночные организмы, отдельные души (minds) и социальные агрегаты… Во всех этих случаях научная дисциплина наносит ущерб предмету наблюдения, активно расчленяя его целостное состояние жизни для того, чтобы сделать изолированную часть податливой к применению некоторого набора инструментов или понятий… Мы изучаем индивидуальные человеческие кризисы, вовлекаясь в них как терапевты… мы обнаруживаем, что упомянутые выше три процесса представляют собой три стороны человеческой жизни. Тогда соматическое напряжение, тревога индивидуума и платоническое настроение группы - это три разных образа, в которых человеческая тревога являет себя различным методам исследования" (Эриксон Э., 1996. С. 67).
          Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности, личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами.
          Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез - учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием - преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося).

Содержание и форма нового качества определяется общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки.
          Первые стадии развития Эриксон выделяет по аналогии со стадиями психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. По Эриксону, созревание определенных психофизиологических систем организма делает индивида восприимчивым к определенным социальным воздействиям. Общество предъявляет к человеку требования, но в то же время предоставляет возможности, широкий спектр средств, способов решения социальных задач.
          Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста.
          Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

  1. Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов - проекции - приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции - вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.
  2. Мышечно-анальная (18 мес. - 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия - самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд - гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.
  3. Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности - идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это - освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина - негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.
  4. Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс - начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность - уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.
  5. Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным "отражением". Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.
  6. Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.
  7. Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.
  8. Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция - это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни (см. Хрестомат. 3.2).

Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
          Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, которые характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая - тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности и отношение человека к миру, к жизни, к себе.
          В своих ранних работах такими положительными качествами были - доверие, автономия, инициатива, компетентность, положительно организованная идентичность, близость, генеративность и интегративность. К отрицательным качествам относились - недоверие, стыд, вина, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация и отчаяние.
          В последних работах он пересматривает свой взгляд на развитие личности, определяя новообразования как неустойчивый баланс между этими двумя тенденциями. При благоприятном разрешении кризиса баланс нарушается в сторону положительных качеств.
          Теперь эпигенетическими образованиями каждой стадии Э. Эриксон называет Надежду, Волю, Намерение, Компетентность, Верность, Любовь, Заботу и Мудрость, каждое из которых включает в себя два противоположных качества. Равновесие между ними может нарушаться то в одну, то в другую сторону.


3.3. Психология объектных отношений

Термин "объект" используется в связи с понятием влечения. Объект (предмет, человек в целом, частичный человек, фантазия) служит для удовлетворения потребности, снятия напряжения, вызванного ею. У Фрейда этот термин впервые появляется в "Трех очерках по теории сексуальности" и используется для толкования сексуальных влечений.
          Понятие "объектное отношение" также встречается у Фрейда, но, разрабатывая психологию индивидуального организма, он все же не уделяет особого внимания отношениям человека, понимая их лишь с позиции самого субъекта. Объектное отношение означает взаимозависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние - объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков. Мы же рассмотрим взгляды М. Кляйн, Х. Кохута и М. Балинта (см. Хрестомат. 3.3).


3.3.1. Английская школа объектных отношений. М.Кляйн

Мелани Кляйн (1882-1960) большое значение придает доэдипальным стадиям развития индивида, на которых явно прослеживаются как объектные отношения, так и элементарные защитные механизмы. Эти выводы Кляйн противоречат и классическим, и более современным взглядам психоаналитиков на процесс развития ребенка.
          Она обнаруживает, что уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются такие проявления Я и Сверх-Я, которые Фрейд относил к более поздним стадиям развития, например, к фаллической. В книге 1932 г. "Психоанализ детей" и в более поздних своих работах "Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям" 1940 г., "Заметки о некоторых шизоидных механизмах" 1946 г., она показала, что уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются два противоположных инстинкта - влечение к жизни и влечение к смерти. Влечение к смерти воспринимается младенцем как преследование, поэтому, чтобы справиться с этим страхом, он обороняется с помощью примитивные защитных механизмов. Значит ли это, что у младенца с самого рождения существует элементарное ощущение собственного Я? М. Кляйн отвечает на этот вопрос утвердительно. Она говорит, что для совладания с собственными страхами ребенок использует два механизма - проекцию и интроекцию. Первый позволяет выносить все неприятное вовне, а второй - вбирать все приятное в себя. Проекция отрицательного опыта, равно как интроекция положительного опыта, происходит с помощью объектов, каковым для ребенка является грудь матери. Для осуществления этих операций ребенок расщепляет частичный объект - грудь матери на "хороший" - питающая, принимающая и "плохой" - нападающая, поглощающая. Проекция влечения к смерти происходит благодаря вынесению на "плохой" объект своих агрессивных импульсов. Интернализация "хорошего" объекта способствует формированию и развитию Я. "Благодаря интроекции хорошей груди ребенок не только чувствует себя комфортно и счастливо, но также начинает накапливать в Я позитивные объекты, благодаря чему он усиливается и становится все более способным справляться с требованиями, которые предъявляются ему как изнутри, так и извне. Благодаря проекции негативных качеств на грудь ребенок чувствует себя более свободно, и это помогает ему сохранить свое внутреннее ощущение безопасности" (Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002 С.94). Все эти процессы наблюдаются в первые месяцы жизни ребенка, которые относятся паранойяльно-шизоидной стадии развития. Кляйн подчеркивает, что обозначение стадий с помощью терминов, заимствованных из психиатрии, указывает лишь на природу отношений, страхов и защитных механизмов в этот период и не имеет отношения к патологии.
          В дальнейшем (на депрессивной стадии) ребенок под воздействием позитивных впечатлений узнает, что хорошая и плохая грудь относятся к одному и тому же объекту. С этого момента он начитает интегрировать объект целиком и как хороший, и как плохой. Проработка чувства страха на предыдущей стадии развития (до 4-месячного возраста) позволяет ребенку справляться со своей тревожностью, не прибегая к расщеплению. Восприятие частичного объекта заменяется восприятием целостного объекта - матери. Затем ребенок начинает учитывать и других людей, прежде всего своего отца, и этим закладывается основание эдипова комплекса.
          Сначала родители воспринимаются как единое целое, каким-то образом сочетаясь в представлениях ребенка. В процессе дифференциации фигур матери и отца у ребенка начинают возникать чувства ревности, зависти и автономии. Преобладание положительных переживаний в опыте ребенка приводит к тому, что он прорабатывает свои страхи, возникшие на эдиповой стадии, прибегая не к защитам, а к реалистической оценке действительности и удовлетворению.
          Кроме исследований Мелани Кляйн, к Английской школе объектных отношений относят работы С. Айзекс, Дж. Ривьер и П. Хайманн.


3.3.2. Проблема базисного дефекта в работах М. Балинта

Микаэл Балинт интересовался тем, насколько возможно работать с людьми, имеющими более существенные проблемы, чем трудности эдиповой стадии развития. Для решения этого вопроса он предлагает различать несколько психических уровней: сферу эдипова конфликта, сферу базисного дефекта и сферу созидания.
          Особенностями эдипового уровня являются - наличие тройственных отношений между Я и двумя другими объектами, а также возможность существования между ними конфликта. Психотерапевтическая работа с такими клиентами строится на общих основаниях с использованием "конвенционального, общепринятого языка, или языка взрослых".
          Второй уровень носит название уровня базисного дефекта. Балинт специально подчеркивает, что речь идет не о конфликте, позиции или комплексе, а именно о дефекте. Особенностями этого уровня являются наличие диадных отношений, а также обнаружение дефекта, который напоминает "изъян, некое нарушение в психическом аппарате, дефицит, который должен быть восполнен" (М. Балинт, 2002. С. 36). Язык взрослых (интерпретации) оказывается неприемлемым для общения с клиентами, имеющими базисный дефект. Особые приемы, применяемые аналитиком (в частности невербальную коммуникацию) позволяют создать для клиента такие условия, при которых он сможет использовать аналитика в качестве первичного объекта, довериться ему, познать себя посредством другого человека, посредством "целебной силы объектных отношений" (см. Хрестомат. 3.1).


3.3.3. Анализ самости в работах Х.Кохута

Нормальное психическое развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с ближайшим окружением. Интроекция образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство, величие, состоятельность.
          Травматические недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям личности, таковыми являются люди с нарциссическим типом характера. Это - клиенты, которых нелегко было описать в терминах теории влечений, или Эго-психологии (в силу негибкости психологических защит), или теории объектных отношений (активизации внутренних объектов, от которых пациент неадекватно сепарировался).
          Вместо переполненности примитивными интроекциями они жаловались на пустоту - скорее на отсутствие внутренних объектов, чем на охваченность ими. У этих людей отсутствовали внутренняя мотивация, ориентирующие ценности и смысл жизни. Такие пациенты классифицировались как нарциссические личности, люди с внутренними сомнениями в собственной ценности и неустойчивым самоуважением. По впечатлениям аналитика, они отличались безразличием, скукой, неопределенным раздражением, обесцениванием психотерапевта, недооценкой или переоценкой.
          Х. Кохут сформулировал новую теорию собственного Я, объясняя возможные нарушения и особенности развития следствием взросления без объектов. Изменился подход к анализу личности. Центральным его элементом становится "Я", образы-Я (сэлф-репрезентации), самоуважение. С этих позиций стали рассматривать любого человека (а не только нарциссического) и отличать стремление к самоуважению, наличию чувства связанности, непрерывности. Защита стала рассматриваться не только как средство против тревоги, вызванной ID, Ego, Super-Ego, но и как способ поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного "Я" (см. Хрестомат. 3.4).


3.4. Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж.Боулби, М.Малер)

Концепция Маргарет Малер развивалась на стыке психологии объектных отношений и эго-психологии. Процесс развития репрезентации себя представлен ею как взаимная связь между процессом разделения и процессом индивидуализации.
          Разделение - процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя в отличие от репрезентации матери. Индивидуализация - попытки построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.

Джон Боулби (1907-1990) находился под влиянием работ Мелани Кляйн и Анны Фрейд. Его работы хорошо известны в возрастной психологии. Предметом его исследования является поведение, обусловленное привязанностью. Боулби критиковал психоанализ за акцент на первичности базовой потребности младенца в пище и вторичности привязанности к матери. Он утверждает, что привязанность к матери первична и биологически обусловлена. Ребенок обладает пятью поведенческими реакциями (системами) - способностью сосать, плакать, улыбаться, цепляться и следовать, или ориентироваться. Если инстинктивные реакции пробуждены, а материнская фигура недоступна, возникает тревога разлуки, протестующие поведение, печаль, страдание.
          Идеи Боулби основаны на работе Г. Харлоу, который выступал против теории "корыстной любви" - ребенок любит мать как источник удовлетворения первичных потребностей. Харлоу провел эксперимент, в котором давал на выбор новорожденному детенышу макаки-резус 2 манекена: один - мягкий, приятный без еды; второй - проволочный, с молоком. Обезьянки ели на проволочном, но сразу же переходили к "мягкому", удобному. Вывод: телесный контакт и комфорт более важны, чем просто возможность поесть.
          Дж. Боулби описывает четыре фазы привязанности: 1) неразборчивая реакция на людей (от 0 до 3 месяцев); 2) фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев); 3) интенсивная привязанность и активный поиск близости (6 месяцев - 3 года); 4) партнерское поведение (3 года - окончание детства). (подробнее об этом см.: Крэйн У., 2002. С. 72; Хоффмайстер. М., 2002. С. 144).
          Аналитики были согласны с результатами Боулби о способности младенцев к привязанности, но возражали против теории двойственных инстинктов и утверждения Боулби о том, что младенец переживает горе так же, как и взрослый (см. Хрестомат. 3.3).


3.5. Перенос и сопротивление

Различия в моделях и техниках психоанализа тем не менее не снижают ценности многих базовых проблем глубинной психологии личности. Такими проблемами являются перенос и сопротивление.
          Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами.
          В психологии это личности перенос (трансфер) трактуется как копия тех импульсов и фантазий, которые пробуждаются и осознаются в процессе психоанализа; для него характерна замена ранее знакомой личности личностью врача.
          Перенос встречается во всех человеческих отношений, он естественен. Постепенно Фрейд осознает это и определяет перенос как важную часть психоаналитического процесса. Общим знаменателем всех явлений переноса является повторение. Модель аналитического процесса у Фрейда выражена в триаде "воспоминание, повторение, проработка".
          В этом смысле перенос рассматривается как повторение, или новое "издание" старых объектных отношений, т.е. имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем, т.е. из "там и тогда" в "здесь и теперь".
          Перенос возникает в случае способности пациента к регрессии (но при этом частичной и обратимой). Фрейд полагал, что психоанализ показан пациентам с неврозом переноса, т.е. со способностью регрессировать, но при этом жить в реальном мире (на это не способны нарциссические личности).
          Невроз переноса - совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, и невротический конфликт оживает в аналитической ситуации. Невроз переноса разрешается путем анализа.

Основными элементами переноса являются: объектные отношения, затрагивающие троих людей - субъекта, объект прошлого, объект настоящего; повторение, перемещение - смещение чувств, фантазий от объекта или образа в прошлом на объект или образ в настоящем; регрессия - осуществление повторения путем перехода на более ранние стадии развития объектных отношений.

Сопротивление - оппозиция анализу, это силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа.
          В работе З. Фрейда и И. Брейера "Об истерии" (1893-1895 г. г.) авторы (в первую очередь сам Фрейд) делаются открытия сопротивления и переноса. При лечении пациентки Элизабет фон Р. в 1892 г. был впервые употреблен термин "сопротивление". Фрейд объясняет этот механизм тем, что пациент "отгоняет прочь" несовместимые идеи. Причем сила сопротивления пропорциональна количеству энергии, с которой эти идеи пытаются проникнуть в ассоциации. В те годы Фрейд говорит о преодолении сопротивления с помощью давления на лоб, настойчивости и др.
          К 1904г. сопротивление становится одним из краеугольных камней его теории. Гипноз, внушение и отреагирование были устранены в пользу свободной ассоциации. Постепенно Фрейд перестает рассматривать сопротивление как помеху и приходит к идее о том, что сопротивление - источник глубоких знаний о пациенте, о его симптоматике.
          Современный психоанализ обобщает и развивает идеи Фрейда и его последователей, описывая клинические проявления сопротивления, виды сопротивления и технику его анализа.

Классификация сопротивлений.
          Существует несколько вариантов классификации сопротивлений. Указываем лишь на одну из них. Сопротивление делят на чуждые Эго (Эго-дистонные) и знакомые Эго (Эго-синтонные). С Эго-дистонными сопротивлениями легко работать, они поддаются анализу и, как следствие, дают возможность установить рабочий альянс.
          Эго-синтонные сопротивления труднее опознать и аналитику, и пациенту, и поэтому труднее заключить рабочий альянс. В начале анализа работают с Эго-дистонными сопротивлениями, а после установления рабочего альянса - с Эго-синтонными.


Словарь терминов

  1. Эго-психология
  2. Идентичность
  3. Эпигенез
  4. Объектные отношения
  5. Сепарация
  6. Защитные механизмы
  7. Привязанность
  8. Перенос
  9. Сопротивление
  10. Базисный дефект
  11. Нормальный аутизм


Вопросы для самопроверки

  1. Каковы функции Я по Гартманну?
  2. Какие защитные механизмы выделила А. Фрейд?
  3. В чем заключаются отличия эпигенеза от преформизма?
  4. По каким признакам определяют сформированность доверия на орально-сенсорной стадии развития?
  5. Что такое компетентность по Эриксону?
  6. Назовите и дайте определение защитным механизмам, которые, согласно М. Кляйн, возникают уже на первых стадиях развития ребенка.
  7. Каковы основные стадии процесса отделения/индивидуации по М. Малер?


Список литературы

  1. Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.
  2. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002. 256 с.
  3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001.
  4. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
  5. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.
  6. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.
  7. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 368 с.
  8. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
  9. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
  10. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
  11. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
  12. Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 125-177.
  13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  14. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
  15. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
  16. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
  17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 592 с.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.


Темы курсовых работ и рефератов

  1. Сравнение классического и "дикого" психоанализа
  2. Связь симптомов посттравматического стрессового расстройства с моделью привязанности по Боулби
  3. Принцип эпигенеза в психологии
  4. Эпигенетические и преформистские психологические теории
  5. Чувство изоляции в период ранней взрослости
  6. Понятие объекта в теории Фрейда и работах Английской школы
  7. Изменение представлений о переносе в истории психоанализа
  8. Регрессия как способ защиты личности от тревоги
  9. Юмор как одна из зрелых психологических защит
  10. Типичные защиты подростка

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz