Теория - внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, это высшая форма научного знания. Согласно К. Попперу, "теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем "миром", для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки этих сетей все более мелкими.
Различают качественные теории, которые строятся без математического аппарата (психоанализ З. Фрейда, теория самоактуализации А. Маслоу) и формализованные теории, в которых главные выводы построены на основе математического анализа данных (теория поля К. Левина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже).
Теория создается не только для описания, но и объяснения, а также предсказания реальности. Она считается научной, если есть вероятность ее отвергнуть (признать ложной) в процессе проведения эмпирической проверки. Такая проверка осуществляется не на всем объеме исследуемых объектов - генеральной совокупности, а на части или подмножестве этой совокупности, которая обладает всеми ее свойствами. Такая часть генеральной совокупности называется выборко
Теория, согласно С.Л. Рубинштейну, "это круг явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим внутренним закономерностям. Каждая дисциплина, поднимающаяся до уровня науки, должна раскрывать специфические законы детерминации изучаемых явлений". Основная задача всякой науки, в том числе и психологической - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений.
Теоретическим фундаментом психологической теории является принцип детерминизма, т.е. принцип причинной обусловленности психических явлений, направленный на объяснение и раскрытие этих причин. Функциями психологической теории являются: 1) объяснение возникновения определенных феноменов (например, тревожности), или ретросказание; 2) предсказание их возникновения; 3) обнаружение и доказательство связей между несколькими детерминантами и психическим явлением.
Особенностями психологический теории являются - объяснение причинной обусловленности психических явлений, обоснование многообразия факторов, влияющих на психическое явление, дифференциация обыденных и научных представлений.
В определенном смысле слова все люди являются исследователями, и как истинные исследователи стремятся к конструированию своей системы представлений о части реальности, к созданию своей теории. Такая концепция носит название обыденной или имплицитной. По сравнению с ней научную теорию называют эксплицитной. Научную теорию отличает от имплицитной то, что ее можно эксплицировать, проверить, сделать явной. Имплицитные теории считаются не явными, не артикулированными, не проверенными в эксперименте.
Понятие "имплицитная теория личности" было предложены Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. и используется до сих пор для обозначения бессознательной иерархической системы представлений о психической организации других людей. Ее содержание составляют представления о качествах личности. В изучении имплицитных теорий личности выделяются два основных подхода - традиционный и альтернативный (психосемантический). Традиционное направление представлен работами Дж. Брунера и Р. Тагиури, а также психологию "здравого смысла" Л. Росса, теорию каузальной атрибуции Г. Келли, Д. Шейдер и др. Альтернативный подход, названный таким образом его родоначальником Дж. Келли, возник в русле теории личностных конструктов и был развит психосемантическим направлением (П. Вернон, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.). Представители последнего подхода, кроме выделения содержательных компонентов имплицитной теории личности, проводят факторный анализ, который позволяет оценить и объединить качества и связи между отдельными компонентами в личностное семантическое пространство.
Теория считается эксплицитной, если она артикулирована, осознана и проверена эмпирическим, или, строже, - экспериментальным путем. Критериями эксплицитной теории являются широта охвата проблем, экономность и релевантность по отношению к эмпирическому исследованию. Рассмотрим наиболее известные эксплицитные теории личности.
Вряд ли можно найти еще одну такую теорию, которая вызвала бы столь противоречивые и резкие оценки, как теория З. Фрейда (1856-1939).
С уверенностью можно сказать, что это была одна из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения человека. Причинность интерпретировалась в терминах бессознательного, и поэтому во многом была непохожа на принятое в объективной науке толкование детерминирующих тенденций.
Довольно серьезным моментом критики концепции Фрейда является его стремление свести все многообразие побуждений личности к узко специфическим, биологическим детерминантам.
Одним из исходных постулатов его концепции является представление о психическом как о специфической энергии. Эта мысль была усвоена Фрейдом благодаря общению с Эрнстом Брюкке - крупным представителем физико-химической школы в физиологии. Именно Брюкке, исследовавший физиологические процессы в терминах энергетических превращений, укоренил в сознании Фрейда взгляд на организм как на динамическую величину. В течение всей последующей жизни он будет верен этой идее, реализуя ее посредством изучения таких феноменов, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты, формирование симптомов, амбивалентность и проч.
Следующая базовая идея состоит в том, что причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Это положение было сформулировано в ходе общения Фрейда с Жаном Шарко. Обсуждая дискуссионный вопрос, касающийся истерии, Фрейд пришел к выводу, что это не биогенное, а психогенное заболевание, вызванное действием каких-то психологических механизмов, в частности путем расщепления сознания и замены одних представлений другими. Одним их доводов, предъявляемых Фрейдом критически настроенному научному миру, явилась демонстрация случая мужской истерии без явных соматических дефектов. Это событие, если и не опровергло общепринятое мнение о том, что заболевание вызвано патологическими изменениями в женских половых органах (Hysteron - матка в переводе с греческого языка, то заставило изменить взгляд на истерию как на симуляцию. Было показано, что посредством гипноза можно вызвать истерические симптомы - паралич, дрожь, потерю чувствительности и таким же образом избавиться от них. "Все это означало, что какой бы неизвестной ни была неврологическая основа истерии, сами ее симптомы могут излечиваться и сниматься посредством одних только представлений. Они имеют психогенное происхождение. Это ставило саму психологию на совершенно новую основу, отличную от предыдущей академической, и делало возможными открытия относительно более глубоких слоев психики, которые нельзя было бы получить никаким другим путем" (Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997. С. 132).
Влияние гипнотического сна на истерическую симптоматику позволило сформулировать механизм образования симптомов и избавления от них. Этим механизмом было названо вытеснение как действие, посредством которого субъект пытается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Симптомы образуются вследствие замещения вытесненных представлений, которые не согласуются с установками сознания. В случае конверсионной истерии происходит смещение психологического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы - соматические и моторные. Это происходит в результате того, что либидо - психическая (сексуальная, по Фрейду) энергия отделяется от вытесненного представления и преобразуется в нервную энергию, в соматическую иннервацию. Действие гипноза, продемонстрированное И. Брейером, обнаружило и важную функцию воспоминания, которое позднее ляжет в основу классических психоаналитических техник. Для феномена освобождения от симптомов, от аффектов путем воспоминания о вызвавших их обстоятельствах Брейером было использовано понятие катарсис, или очищение души (Аристотель).
Опыт общения с И. Брейером и с многими другими видными учеными позволил Фрейду сформулировать еще одно, принципиально важное для него положение о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. Многие пациенты, страдающие истерией прямо или косвенно выводили Фрейда на свои ранние детские воспоминания, предметом которых становились проблемы сексуального характера.
В научном творчестве З. Фрейда можно выделить три этапа:
Первый этап (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Одной из серьезных научных работ этого периода является труд, написанный вместе с И. Брейером "Очерки об истерии" (1895). В этот период причинами невротических расстройств он считает: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В первой модели психический аппарат наделяется такими функциями, как приспособление к событиям, происходящим во внешней реальности, усиление и отвод возбуждения, восприятие, внимание, перевод психической энергии из одного состояния в другое. Именно в этот период психическая травма рассматривалась как следствие сексуального совращения, имевшего место на самом деле, в действительности. Позднее он приходит к мысли, что речь идет не о реальных сексуальных действиях, которые совершались в отношении ребенка, а о его собственных фантазиях, представлениях-желаниях.
Второй этап (1897-1923) приходится на годы, в течение которых были написаны фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период разрабатывается модель новая топическая модель. В этот период энергия влечения рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Именно благодаря "Трем очеркам по теории сексуальности" детская сексуальность стала одной из составных частей классического психоанализа. Приспособление меняет направленность - от адаптации к внешним событиям - к адаптации, приспособлению к своим внутренним силам. Сексуальное понимается как то, что складывается из учеты противоположности полов, получения удовольствия, наслаждения от функционирования органов, продолжения рода и скрываемого неприличного.
В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению. Последнее влечение определяется как потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида. В этот период он противопоставляет эти два вида влечений.
Топическая (пространственная) модель психического аппарата представлена на трех уровнях - бессознательном, предсознательном и сознательном. Бессознательное состоит из психических содержаний, которые функционирует по своим законам и правилам, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений. На уровне бессознательного действуют первичные процессы, которые характеризуются алогичностью, вневременной и пространственной динамикой. На предсознательном и сознательном действуют вторичные процессы - внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Имеющие свою логику, направление и способность к контролю. Предсознательное расположено между бессознательным и сознательным, от первого оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание. Переход от предсознания в сознание обусловлен второй цензурой, которая не столько искажает, сколько отбирает тревожащие индивида содержания. В предсознательное входят мысли, которые непосредственно не осознаются, но легко могут быть осознаны. "В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 352). Сознательное включает в себя осознанные мысли и чувства, действует на основе вторичных процессов по принципу реальности. Сознание, по мысли Фрейда, дает возможность человеку воспринимать качества вещей, активно используя процессы восприятия, внимания и суждения.
Третий этап (1923-1939) представлен работами, которые подготавливают момент его наступления, - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923) и отражают новый взгляд на влечения и психический аппарат, названный структурной моделью.
В этом подходе по-новому трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою. Мысль о том, что кроме влечения к жизни, есть влечение к смерти, возникла у Фрейда после Второй мировой войны. Определяя это понятие, он имеет в виду стремление организма, во-первых, к разрушению и, во-вторых, к закономерному переходу в неорганическое состояние (см. Хрестомат. 2.1).
Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней - бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). "Разделение психики на Оно, Я и Сверх-Я.
Благодаря одновременному, не менее сильному подчеркиванию функционального значения этих структур привело к решению вопроса, в каком отношении с сознанием находятся психические содержания - вопрос, над которым все время бился Фрейд в течение первого и второго периодов. Теперь же сознание дескриптивно было просто сведено к состоянию, которое возникает в результате восприятия сенсорных качеств и которое понятийно охватывалось выражением "орган чувств в Я". Иначе говоря, сознание стало пониматься не как проявление специфической системы (системы "осознанного восприятия", соответствующей системам "предсознательное" и "бессознательное" в топической теории", а как одна из функций среди многих - как одна из трех основных структур души, а именно Я" (Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998, с. 230).
Оно - врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Оно действует по принципу удовольствия посредством первичных процессов. Кроме первичных процессов на уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Это - фантазийная форма человеческих представлений, алогичная и иррациональная. Эго - формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя перцептивные и когнитивные стратегии, т.е. внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку. Цель инстанции Я состоит в отсрочке удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Основой Я являются вторичные процессы. Снижение тревоги обеспечивается с помощью специальных механизмов, называемых защитными. Это - приемы, которые удерживают самооценку на определенном уровне путем отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч. Супер-Эго формируется к концу третьей, фаллической стадии психосексуального развития и представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей.
Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт - это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение - потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны.
На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания. Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера.
На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение.
На фаллической - главной для концепции Фрейда - стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии - идентификация с родителем того же пола. Однако выполнение этой задачи связано с целым рядом трудностей. Это - развитие Эдипова комплекса и комплекса кастрации. Эдипов комплекс описывается как упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Представление об этом комплексе появляется в работах 1910 г. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившимся на матери, скрыт, по Фрейду, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной комплектом - будучи маленьким мальчиком, он испытывает влечение к матери и ненависть к отцу, воспринимая его как соперника. Комплекс кастрации формируется на основе влечения к матери и интерпретации отсутствия у девочки пениса как того, что ее когда-то наказали за несоответствующие сознательным установкам мысли и чувства, т.е. любовь к родителю противоположного пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго.
На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. "Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется" (Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С.362).
Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. "Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения" (Там же. С. 362). Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения.
Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.
Карл Густав Юнг - выдающийся швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из самых известных направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Будучи одним из учеников Фрейда, близких ему по духу, он тем не менее предложил свой обоснованный и проверенный опытным путем взгляд на психическую жизнь человека. Прекрасно зная восточную философию, мифологию и алхимию, он искал подтверждение своих гипотез в этих общечеловеческих, исторически складывающихся духовных формах человеческого существования. Теорию К. Юнга можно изложить по таким базовым теоретическим положениям, по которым он концептуально расходился с Фрейдом. Это - структура психики и бессознательного, представление о личностных типах, понимание либидо, представление о стадиях развития личности и их детерминации, о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.
В структуре психики Юнг выделял следующие слои - Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго - это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными.
Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго.
Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) - включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс - это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент - носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие.
Коллективное бессознательное - врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.). Такие феномены получили название архетипов. Архетипы - "прообразы", "древнейшие образцы", мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них - архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др. (см. Хрестомат. 2.2).
Кроме структурных составляющих психики Юнг определяет ее функциональные возможности. Психическая функция - психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями - двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция). "Сам термин "иррациональный" применительно к функциям ощущения и интуиции не означает чего-то неразумного или неблагоразумного, он подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Физическое восприятие чего-то, что не зависит ни от какой логики - нечто просто есть. Ощущения не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует. Сходным образом интуиция существует сама по себе; она представлена в разуме, вне зависимости от рассудка или процесса рационального мышления" (Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Спб., 1996. С. 16). "Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие в помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения и оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительностью к бессознательным содержаниям)" (Там же. С. 12).
Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный). Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (т.е. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление и т.д.). Остальные функции являются вспомогательными. Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта - то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности, например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д.
Согласно З. Фрейду, либидо - это сексуальная энергия, этот термин обозначает "количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 220) . К. Юнг не был согласен с таким пониманием либидо, он полагал, что оно - есть психическая энергия вообще, не имеющая ни явно сексуального (по Фрейду), ни властного (по Адлеру) начала. Эротизация психики сужает возможности личности, "обезображивает культурного человека". По-видимому, толкование различное либидо явилось для Фрейда и Юнга своеобразным камнем преткновения, который не позволил двум выдающимся психоаналитикам конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Структурные и энергетические особенности психики, как было замечено выше, имеют свою специфику в обеих теориях. Не менее полемично представлен вопрос о психическом развитии человека. Фрейд ограничивал качественное развитие психики четырьмя периодами (оральной, анальной, фаллической и генитальной стадиями), утверждая, что всю последующую взрослую жизнь индивид пытается решить (отработать) проблемы детства. Юнг понимает развитие как процесс, продолжающийся всю жизнь. Он носит название индивидуации. Индивидуация - процесс сознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов своей психики, целью которого является объединение всех противоречий в систему, развитие умения быть собой, быть верным самому себе.
Основные этапы индивидуации связаны с отдельными архетипами (см. Хрестомат. 2.4), с их индивидуальной проработкой. Общий принцип работы с архетипами состоит в проекции (вынесении вовне, на объект) отвергаемых личностных особенностей, с последующей их интеграцией в себя. На основе этого принципа сохраняется идея индивидуации как последовательного объединения всех противоположностей.
Индивидуация Самости встречает на своем пути множество препятствий, одним из которых является архетип Тени. Тень - воплощение тех личностных черт, которые считаются недостойными, негативными и болезненными. В самом начале работы с Тенью неприятные качества проецируются на другие объекты с целью такого ложного избавления от них. На самом деле, как говорил Юнг, чем больше сил мы прикладываем к тоу, чтобы избавиться от неприятного, тем сильнее оно заявляет о себе. Интеграция Тени в Я привносит новую творческую энергию, способствующую интенсивному личностному росту. Интегрированные теневые особенности становятся подконтрольными, управляемыми, степень их негативного влияния снижается.
Следующий архетип - Персона - воплощает социокультурную детерминацию активности личности, осуществляя гибкое приспособление личности к окружающей действительности. Персона есть проявление личности, противоположное ее подлинности, это система компромиссов, которые позволяют ей адаптироваться к окружающему миру, принимая на себя социальные роли. Проработка Персоны связана с преодолением ее искажающего влияния на личность, которое может происходить в виде идентификации с социальными ролями, маскирующими уникальный склад личности.
Парный архетип Анима/Анимус означает персонификацию таких характеристик, которые не соответствуют половой идентификации мужчины/женщины. Анима представляет собой женскую часть психики мужчины, ассоциирующуюся с чувственностью, настроением, восприимчивостью к иррациональному; Анимус - мужскую часть психики женщины, обнаруживаемую в таких положительных проявлениях, как смелость, умение логически мыслить, инициативность. Отрицание качеств, противоположных полу, может усиливать влияние архетипов, приводя к их инфляции, т.е. к чрезмерному раздуванию. Работа с архетипами на этом этапе также заканчивается интеграцией противоположностей, высвобождая дополнительную энергию, необходимую для личностного развития.
Архетип Мудреца (Духа, Значения, Старого Мудреца) обнаруживается в проекции на определенные объекты силы, жизненной энергии. Он связан с проработкой зависимости от отца/матери и разотождествлением с ними.
Самость является воплощением представления о психической целостности и полноте, символы которого указывают на внутреннюю гармонию, единство всех противоположностей, интегрированность. В реальной жизни человек может только стремиться к достижению Самости, которая, на самом деле, является для него некоторым недостижимым идеалом.
Методами работы Юнга были словесно-ассоциативный тест, толкование сновидений и метод активного воображения.
Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.
В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".
Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда - по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.
Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.
В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением "Критика фрейдовской теории сексуальности" и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят его работы: "О нервическом характере" (1912), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Социальный интерес: вызов человечеству" (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).
Рассмотрим некоторые из этих принципов.
Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).
В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это - чувство неполноценности.
Чувство неполноценности - ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.
Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.
Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха - развитию дара музыканта.
"Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности", - писал А. Адлер.
При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.
Комплекс неполноценности - совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.
Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.
Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это - стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о "воле к власти". Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.
Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) - врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.
Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес - по Адлеру - является показателем психического здоровья, "барометром нормальности" и критерием различения типов превосходства.
Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.
Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе "Философия возможного". Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.
Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. "Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном - во всех выражениях его личности".
Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.
Признаками здоровой личности по Адлеру являются - движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.
Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.
Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией "здравого смысла" или "психологией обыденности".
Его оригинальные находки часто рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что "оба исследователя (Фрейд и Адлер. - Н. Х.) рассматривают субъекта в отношении к объекту... Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию". (Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 76). Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).