СЛОВАРЬ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Аккомодация – термин Ж. Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.
Амбивалентность (чувств) – наличие «нежных» и враждебных чувств, одновременно испытываемых человеком по отношению к одному и тому же лицу.
Ассимиляция – в теории Ж. Пиаже – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие схемы.
Архетип – в теории К. Г. Юнга – структурный компонент коллективного бессознательного. Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.
Аттитюд – социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.
Аутентичность (конгруэнтность) – в гуманистической психологии соответствие между представлением о себе и актуальной ситуацией.
Базальная тревога – термин, введенный К. Хорни и определяемый как чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире.
Бессознательное – 1) в широком смысле («описательном», по З. Фрейду) – те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так понимаемого бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное; 2) в более строгом («динамическом») смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по З. Фрейду, как самое «низкое» (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Ид), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность Супер-эго).
Бихевиористы – психологи начала ХХ века, исследовавшие внешние, поддающиеся наблюдению и измерению, формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам.
Вытеснение – механизм психологической защиты, представленный в виде избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации.
Генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие.
Герменевтика – метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности.
Гуманистическая психология – согласно этой теории, люди поступают в соответствии со своей волей и действуют творчески; эта теория тесно связана с философией экзистенционализма.
Деградация личности – утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности.
Деперсонализация – состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я». Собственно телесное или духовное естество воспринимается при депресонализации как частично или полностью утраченное.
Детерминистская модель – точка зрения, подразумевающая, что ценности, установки, формы поведения и эмоциональные реакции человека определяются имевшими место в прошлом или действующими в настоящем факторами окружающей среды.
Деятельность – динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.
Диспозиция личности – предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, реакции на внешнюю среду.
Жизненный путь – индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть.
Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности и характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни.
Закон взаимодействия личности и деятельности – личность проявляется в деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина.
Замещение – использование одного предмета или действия вместо другого предмета или действия при наличии общих свойств (функций), важных для конкретной задачи в игровой деятельности ребенка.
Защита (психическая) – совокупность бессознательных процессов, которые призваны защитить «Эго» от угроз со стороны реальности (как правило, в детстве) или со стороны влечений и/или «Супер-эго» (у взрослых). Для защиты может быть использован любой психический процесс или деятельность (труд, игра и т. п.), а также специальные защитные механизмы.
Защитные механизмы – особого рода психическая активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».
Знак – любой чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования.
Зона ближайшего развития – расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослых или более опытных сверстников.
Идентификация — механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности, представленная как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом и осуществляемая через интериоризацию и экстериоризацию.
Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей).
Индивидуализация – длительный процесс психологического созревания.
Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности.
Интериоризация – процесс превращения реальных действий с предметами во внутренние, идеальные.
Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов) – тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
Когорта – группа или совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени.
Комплекс – совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь, как правило, бессознательно. Складывается главным образом в раннем детстве и обусловливает многие закономерности последующей психической жизни. В психоанализе (З. Фрейд) выделяются Эдипов комплекс, комплекс кастрации, экскрементальный комплекс и др.
Комплекс кастрации – термин, введенный З. Фрейдом для обозначения комплекса, возникающего у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением комплекса кастрации у мальчика является возникающий под влиянием мнимых и реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания. У девочки комплекс кастрации состоит в своеобразном, появляющемся после открытия различия полов, сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т. п.
Комплекс неполноценности – термин, введенный А. Адлером для обозначения сильного чувства неполноценности, которое может затруднить позитивный рост и развитие личности. Однако умеренное чувство неполноценности может побудить человека к конструктивным усилиям и достижениям. Стремление человека к совершенству, по А. Адлеру, определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимости ее компенсировать.
Комплекс оживления – сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2–3 мес.), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.
Конфликт – столкновение противоположно направленных психологических феноменов.
Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности, связанный с невозможностью реализации жизненного замысла.
Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах З. Фрейд использует понятие либидо как синоним влечения к жизни.
Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира; индивид, обладающий механизмом усвоения социального опыта.
Личностный конструкт – в теории Дж. Келли – идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.
Личностное новообразование – любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения.
Личностный рост – спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.
Личностное сознание – сознание, присущее личности, представляющее собой субъективный образ объективной реальности.
Личностное поведение – поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся, с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, с другой – их прямым или опосредованным признанием или непризнанием.
Механистическая модель – в теориях научения – представление о людях как о машинах, которые приводятся в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ вырабатывают выходной сигнал (реакцию).
Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.
Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?».
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
Нарциссизм – привязанность либидо к собственному «Эго» как к объекту. Может быть первичным (когда «Эго» и «Ид» еще не отделены друг от друга), сменяющимся в норме привязанностью части либидо к внешним объектам; и вторичным, когда часть либидо «отвязывается» от объектов и вновь обращается на «Эго».
Научение – основной, связанный с развитием, процесс изменения индивидуума в результате приобретения личностного опыта или упражнения.
Образ самого себя – аффективно-когнитивный комплекс первичного отражение ребенком самого себя (по М. И. Лисиной).
Оперантное обусловливание – тип обусловливания, который имеет место, когда организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется.
Оперантное поведение – поведение, при котором индивид произвольно воздействует на внешнюю среду или совершает какое-либо действие. В основе оперантного поведения лежит оперантное обусловливание.
Отрицание – механизм психологической защиты, который определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению.
Переживание – это особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
Периодизация психического развития личности – принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий).
Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни.
Проекция – механизм психологической защиты, представленный процессом приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо.
Проприум – в концепции Г. Олпорта – нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, «Я» как исследователь себя.
Психоанализ – направление в психологии, основанное на теории З. Фрейда, придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями.
Рационализация – механизм психологической защиты, понимаемый как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности.
Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность.
Регрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень.
Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рост – увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости.
Самоактуализация – (от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии, желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала; сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя его овладение моторными навыками и высшие творческие взлеты.
Самосознание – осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его. Процесс осознания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа, включает в себя знание и в то же время отношение к себе, как к определенной личности.
Сензитивный период развития – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Символическая (знаковая) функция сознания – обобщенная способность к различению обозначения и обозначаемого и к выполнению действий замещения реального предмета знаком.
Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. При разработке проблем личности используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д.
Смысл личностный – значение, которое объект, событие, факт или слово преобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие введено А. Н. Леонтьевым.
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Старение – биологические изменения в организме, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости.
Стресс – неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов.
Сублимация – в психоанализе защитный механизм и индивидуальный критерий зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивидуум отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Эго» для культурной деятельности.
Фрустрация – состояние диссонанса между наличием сильной мотивированности достичь цель и наличием преграды, препятствующей этому достижению: физической, биологической, психологической, социокультурной.
Черта личностная – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Экзистенционализм – направление в философии ХХ века в центре внимания которого – стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.
Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.