Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся, беспрестанное формирование.

В.   Г. Белинский

 

5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Тема 1. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ, СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Исследование личностного поведения студентов (методика «Исследование личностного поведения (ИЛП)», Т. В. Сенько)

2. Исследование личностной мотивации студентов (методика «Потребность в достижении» Ю. М. Орлова; методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерс).

3. Использование тематического апперцептивного теста для исследования мотивационных тенденций личности (методика «Детский апперцептивный тест – CAT-A» в адаптации Т. В. Сенько).

4. Сознание, самосознание, Я-концепция: изучение составляющих образа «Я»:

•  Психологический анализ сочинений на тему «Кто Я?».

•  Рефлексия. Уровни развития рефлексии. Методы и приемы развития рефлексивных навыков.

Литература

1. Белановская О. В. Развитие рефлексивной деятельности учащихся // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 12. – С. 14–19.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

3. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С.   15–37.

4. Келеси М. Рефлексия как путь к самопознанию личности и ее жизненных отношений // Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте. – Киев, 1996. – 29 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – С. 124–206.

6. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб.: Изд-во ин-та образования взрослых, изд-во «Тускарора», 1996. – С. 48–66.

7. Пергаменщик Л. А. Самосознание личности: Методологические и прикладные проблемы. – Мн., 1993. – 40 с.

8. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – С. 490–491.

9. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. – Мн.: Карандашев, 1998. – Ч. 2. – С. 15–26.

10. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 286 с.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. – М., 1995. – 384 с.

12. Детский апперцептивный тест: Сhildren's Apperception Test: CAT-A / Cост. Т. В. Сенько. – Мн.: Карандашев, 1998. – 33 с., включая стимульный материал на 10 с. – (Библиотека практического психолога).

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – С. 31–92.

14.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – С. 89–126.

Тема 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСТВА

1. Новорожденность:

•  Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

•  Возрастные новообразования. Просмотр видеофильма. Анализ.

•  Проведение стандартизированного интервью с лицом, ухаживающим за ребенком 8–9 месяцев с целью выявления становления предикативного характера взаимодействия ребенка со взрослым в системе «субъект – субъект – объект» (методика Ю. Н. Карандашева).

2. Собственно младенчество:

•  Функциональные линии развития младенца. Просмотр учебного видеофильма. Анализ.

•  Личность формируется или развивается? Диагностика развития предличностных образований.

3. Кризис 1 года. Просмотр учебного видеофильма. Анализ.

Литература

1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет // Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – С. 5–13.

2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 18. – С. 101–124; С. 107–109.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967. – 195 с.

4. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: Медицина, 1982. – С. 69–72.

5. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периодиза-ция психического развития детей: Дис. … д-ра психол. наук. – Л., 1991. – С. 81–84.

6. Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Мн., 1993. – С. 7–95.

7. Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 18–31.

8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 198–218.

9. Ольшанский Д. В. «Я сам». – М., 1986. – С. 16–22.

10. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 42–49.

11. Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве: Дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 214 с.

12. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979. – 87 с.

13. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982. – С. 8–82.

14. Хелльбрюгге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития: Первый год жизни. – Мн.: Открытые двери, 1997. – 209 с.

Тема 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

•  Функциональные линии развития.

•  Просмотр видеофильма.

•  Диагностика развития критичности к использованию функциональных замещений (методика Ю. Н. Карандашева).

•  Диагностика развития замещающей деятельности (методика «В гости», методика «Уход за куклой» О. В. Белановской).

2. Наблюдение и диагностика развития мотивационной сферы ребенка.

3. Развитие первичных форм самосознания. Наблюдение и диагностика первичных форм самосознания.

•  Наблюдение и диагностика структурных компонентов «образа Я» (эксперимент «Зеркало» В. С. Мухиной).

•  Диагностика первых представлений ребенка о себе (методика «Фотография», методика «Видеокамера» О. В. Белановской). Просмотр и анализ видеофильма.

4. Кризис 3 лет. Анализ кризисных явлений. Наблюдение и диагностика формы протекания кризиса («кризис независимости» и «кризис зависимости»).

Литература

1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет // Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – С. 5–13.

2. Белановская О. В. Взаимосвязь развития замещающих действий с репрезентацией образа себя у детей раннего возраста // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн.: Карандашев Ю. Н., 2000 – Вып. 2. – С. 43–50.

3. Белановская О. В. Развитие замещающей деятельности у детей раннего возраста // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 146–159.

4. Белановская О. В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации: Дис... канд. психол. наук. – Мн., 2000. – С. 169–173.

5. Божович Л. И. Славина Л. С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – С. 242–247.

6. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – С. 239 – 249.

7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967. – 195 с.

8. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Книга для воспитателей / Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981. – С. 17–46.

9. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 78–85.

10. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периоди-зация психического развития детей: Дис. … д-ра психол. наук. – Л., 1991. – С. 86.

11. Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Мн., 1993. – С. 95–183.

12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 218–236.

13. Ольшанский Д. В. «Я сам». – М., 1986. – С. 16–22.

14. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979. – 87 с.

15. Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве: Дис... канд. психол. наук. – М., 1992. – 214 с.

16. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982. – С. 82–51.

17. Хелльбрюгге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития: Второй и третий годы жизни. – Мн.: Открытые двери, 1997. – 123 с.

Тема 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1. Функциональные линии развития личности ребенка-дошкольника. Наблюдение и анализ.

2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника. Экспериментальное изучение мотивационной сферы дошкольника (методика «Изучение соподчинения мотивов»; методика «Изучение борьбы мотивов» Ш. Н. Чхартишвили, Н. А. Цыркун).

3. Линии развития самосознания дошкольника. Диагностика развития самосознания в дошкольном возрасте:

•  Диагностика феномена децентрации (методика «Три горы» Ж. Пиаже; методика «Два полицейских» М. Хьюза; методика «Право-лево» в адаптации Ю. Н. Карандашева).

•  Диагностика самооценки и уровня притязаний (методика «Какой Я?»; методика «В гостях у трех поросят», «Найди свою ступеньку на пьедестале почета» Е. А. Панько; методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М.   Дорки, В. Амен).

4. Кризис 7 лет.

•  Наблюдение и анализ кризисных явлений.

•  Исследование особенностей появления временной перспективы личности (методика «Тест временной перспективы» в адаптации И. Е. Валитовой).

Литература

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – С. 214–215; С. 218–219.

2. Валитова И. Е. Направленность на будущее у дошкольника и ее значение для формирования психологической готовности к школьному обучению // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 53–59.

3. Галуза А. В. Возрастная динамика функции осознания у детей конца раннего, начала дошкольного возраста / / Социальная педагогика и практическая психология: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10 – 11 апреля 2001 г. / БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2001. – С. 201 – 205.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997. – С. 54 – 124.

5. Зеньковский В. В. Психология детства. – М.: Academia, 1996. – С. 41 – 57, 280 – 295.

6. Карандашев Ю. Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 3 – 10.

7. Карандашев Ю.Н. Проективные представления у детей – начальный этап становления познавательной рефлексии: Дис. ... канд. психол. наук. – Мн., 1978. – С. 45–50.

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 82 – 102.

9. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985. – С.156 – 212.

10. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238 – 270.

11. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психо-диагностика. – С. 172 – 183.

12. Панько Е. А. О некоторых методах изучения самооценки дошкольника // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 10 – 17.

13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – С. 420–421.

Тема 5. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте.

2. Исследование мотивационной сферы личности младшего школьника (методика «Изучение мотивации достижения успехов», методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» А. В. Ермолина, Е. П. Ильина, методика «Тест животных» Р. Заззо).

3. Развитие самосознания младшего школьника:

•  Диагностика самооценки (методика «Три оценки» А. И. Липкиной).

•  Изучение личностных особенностей младшего школьника (детский вариант личностного теста Р. Кеттела).

•  Тест «Свободный рисунок» (К. Г. Юнг) в исследовании типологических особенностей личности младшего школьника

•  Изучение особенностей Я-концепции ребенка младшего школьного возраста.

Литература

1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ребенка? — М.: Издат. центр. «Академия», 1996. – С. 137–193.

2. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985. – С. 156–212.

3. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – С. 245–269.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 270–283.

5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – С. 87–174.

6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – С. 456–470.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995. – С. 90–92.

8. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М.: Изд-во Институт практической психологии, 1998. – С. 3–50.

9. Юнг К. Г. Психологические типы. — Томск, 1993.

  Тема 6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

1. Пубертатный кризис.

2. Функциональные линии развития подростка.

3. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте:

•  Исследование самоотношения в подростковом возрасте (методика «Шкала по определению степени самоуважения» М. Розенберга).

•  Исследование самооценки и уровня притязаний подростков.

•  Исследование личностной мотивации у подростков (методика «Изучение потребности в достижении» Ю. М. Орлова, «Тест школьной тревожности» Филлипса).

4. Выявление личностной направленности подростка (методика «Личностная направленность» И. Д. Егорычевой).

5. Анализ полученных данных. Составление рекомендаций по итогам проведенного исследования.

Литература

1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – С. 165–172.

2. Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. – 1999. – № 1 (17). – С. 264–277.

3. Исследование мотивации достижения: Метод. пособие. – СПб.: Образование, 1993. – 39 с.

4. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: Пер. с франц. – М.: Педагогика, 1991. –176 с.

5. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М.: Просвещение, 1994. – С. 143.

6. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985. – С.156–212.

7. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – С. 245–269.

8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 285–305.

9. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с.

10. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. – 227 с.

11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995. – С. 92–99.

Тема 7. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте. Исследование склонности к риску («Шкала поиска ощущений» М. Цукерман).

2. Развитие самосознания в юношеском возрасте:

•  Исследование самосознания юношей (методика «МИС» С. Р. Пантилеева).

•  Исследование самооценки (методика «Самооценка» С. А. Будасси).

3. Критерии сформировавшейся личности. Диагностика ценностных ориентаций (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича).

4. Анализ полученных данных. Составление рекомендаций по итогам проведенного исследования.

Литература

1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – С. 187–189.

2. Иванова Ю. В. Диагностика развития самосознания старшеклассника // Адукацыя i выхаванне. – 1996. – № 3. – С.79–83.

3. Келеси М. Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте. – Киев, 1996. – 27 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 599–638.

5. Ольшанский Д. В. Взросление «Я». – М.: Знание, 1988. – 190 с.

6. Пашкевич О. И. Развитие притязаний на взрослость в подростково-юношеском возрасте // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е.Сапоговой. – Тула: Тульский государственный университет, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 194–205.

7. Пергаменщик Л. А. Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы. – Мн., 1993. – 40 с.

8. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – С. 571–581.

9. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 140–145.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995. – С. 183–185.

11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В.   Дубровиной. – М., 1987. – 178 с.

Тема 8. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ, ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1. Исследование степени самоактуализации личности с помощью теста САМОАЛ (методика «САМОАЛ» Э. Шострем в адаптации Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешиной и др.).

2. Изучение осмысленности жизни личности (методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методика «Осознанность жизненных целей» Е. Карапешта).

3. Изучение и психологический анализ свойств личности и самосознания взрослого человека (методика «Личностный дифференциал» в адаптации сотрудников Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева).

4. Изучение самосознания (тренинговые упражнения).

5. Использование проективных методов для целостного исследования личности.

Литература

1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400 с.

2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1972.

3. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 48 с.

4. Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. – Л., 1971. – Вып. 1–4.

5. Калашникова И. Н. Смысложизненные ориентации в возрасте ранней зрелости // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн.: Карандашев, 2000. – Вып. 2. – С. 75–80.

6. Кораблина Е. П. Психологическая помощь в развитии личности. – СПб., 1994. – 40 с.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 692–743; 780–825; 864–898.

8. Лучшие психологические тесты. – Л., 1992. – С. 94.

9. Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – С. 283–300.

10. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 286 с.

11. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с.

12. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – С. 508–514, 576–581.

13. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

 

Вселенная наполнена мною, а я скрыт в ней. Может быть, сокровища всего мира скрыты во мне.

Аттар

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Оно проявляется тогда, когда общество с удивлением вспоминает, что великие стройки делаются не ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обнаруживается, что строители – это не только «кадры», «работники», но и люди. И от индивидуальных действий этих людей зависит как их собственная судьба, так и судьба всего человечества. И тогда пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек?», «когда рождается личность?», «в чем смысл жизни?» перестают восприниматься как абстракция или игра бездельного ума.

Современная социальная ситуация дает возможность для полноценного развития и функционирования далеко не каждой личности. Для этого необходимы определенные условия, основу которых составляет способность к безусловному принятию себя и других, устойчивое отношение к себе как к уникальной личности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, которые, быть может, имеют не меньшую ценность.

Психологическая сущность личности, ее развитие и бытие является одной из центральных проблем психологии. Известно, что в современной психологии нет единой картины человека. Существует множество подходов к определению мира человека: глубинный, поведенческий, когнитивный и др. В каждой традиции имеются свои взгляды на определение личности, механизмов ее развития, построение программ психологической помощи, их принципов и технологий. В результате человек как единая психологическая реальность оказывается как бы «поделенным» между различными психологическими ориентациями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности: поведение – у бихевиористов, ментальные образования – у когнитивистов, экзистенциальные ценности – у гуманистических психологов и т. п. Однако исследователь, а также практический психолог в профессиональной деятельности имеет дело с целостным проявлением психологии человека, и поэтому он нуждается в интегрированном представлении о многообразных психических свойствах и целостном представлении о психологии человека.

Представляя попытку интеграции в данном учебном пособии накопленных в науке данных по психологии личности и психологии развития, мы руководствовались убеждением, что невозможно говорить о личности вне ее связи с развитием. Хотя и к развитию личности современные авторы подходят в русле двух разнонаправленных парадигм: объективной и субъективной. Одна предполагает исследование развития на протяжении всей жизни человека (lifespan development), в котором исследователи пытаются проследить изменения разных психических явлений и процессов в течение всей жизни человека. Другая – исследование динамики жизненных событий (life course approach), предполагающая оценку субъективного влияния на индивида жизненно важных событий. Каковы бы ни были методологические разногласия исследователей относительно соотношения объективного и субъективного в развитии человека, каждая личность с необходимостью претерпевает те или иные объективные и субъективные изменения, которые и определяют ее личностный рост.

Перефразируя высказывание П. П. Блонского о том, что поведение может быть понято только как история поведения, хочется сказать: психология личности может быть понята только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Именно это положение лежит в основе интегративного подхода к изучению предмета психологии личности, развитию личности в процессе жизненного пути, представленного в данном пособии.

«Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества... Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь», – сказал замечательный психолог С. Л. Рубинштейн (1973). Только бы люди на Земле хотели продолжения человеческого...

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz