3.3.3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника
«Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев (1983), – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:
позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);
позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю.Н. Карандашева, 1991).
Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции .
Внутренняя позиция ребенка проявляется через:
эмоционально окрашенные образы;
ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;
волю, выражаемую в упорстве;
другие частные психические достижения.
Д. Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.
2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.
3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987).
4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
5. Возникновение личного сознания. Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания , т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л. В. Финькевич, 1987). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».
У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.
3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника
Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.
Появление соподчинения (иерархии) мотивов.
Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.
Возникновение первичного чувства долга.
Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.
Дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе.
Происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.
3.3.3.3. Формирование самосознания
3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника
В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис (табл. 40).
Таблица 40
Ведущие линии развития самосознания по В. С. Мухиной (1997)
В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию; оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста.
3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
Развитие самосознания после трех лет – дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта. В этот период из эмоционального «Я», характерного для детей раннего возраста, вырастает рациональное, логическое самосознание, включающее в себя понимание идентичности себя и своего изображения. Ребенок начинает понимать, что «Я» – не только набор ощущений, не только субъект каких-либо эмоций, переживаний, оценок. Это теперь еще и объект, о котором можно думать как о постороннем, за которым можно наблюдать, с которым можно рассуждать, и который можно обсуждать, а иногда даже и осуждать. Появляется отстраненность от самого себя. Исходя из этого, можно утверждать, что в дошкольном возрасте у ребенка формируется « зеркальное Я» , позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6–7 лет).
Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.
Для этого периода характерна половая идентификация :
ребенок осознает себя как мальчика или девочку;
происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.
Начинается осознание себя во времени.
3.3.3.4. Кризис 7 лет
Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович, 1988).
Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.
Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.
Происходит обобщение переживаний.
Возникает внутренняя жизнь ребенка.
Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Выводы
1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.
3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.
4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.
5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.
6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каковы психологические особенности самосознания ребенка дошкольного возраста?
2. Как происходит половая идентификация в дошкольном возрасте?
3. Каковы особенности развития мотивов в дошкольном возрасте? Что представляет собой иерархия мотивов?
4. Как происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания?
Темы для рефератов
1. Взаимоотношения в семье – фактор формирования личности ребенка.
2. Структура и динамика развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
3. Влияние взаимодействия в диаде «мать – ребенок» на формирование самосознания дошкольника.
4. Половые особенности субъективного восприятия «Я» в дошкольном возрасте.
5. Развитие эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте.
Литература для аннотирования
1. Димитров И. Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – 1979. – 19 с.
2. Карандашев Ю. Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 3–10.
3. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.
4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238–284.
5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. – 264 с.
6. Сенько Т. В. Успех и признание в группе: Старший дошкольный возраст. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 112 с.
Финькевич Л. Ф. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 17–25.
Wylie Ruth C. Mothers' attributions to their young children // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 77–91.
9. Aboud E. F., Ruble D. N. Identity constancy in children: Developmental processes and implications // Self and identity / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1984.