2.2.3. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Гуманистическая психология подходит к человеку как существу, который от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. С точки зрения гуманистической психологии, люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Гуманистическая психология рассматривает людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
2.2.3.1. Гуманистическая теория личности А. Маслоу (1908 – 1970)
А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, проявится и станет действовать. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу – «все или ничего». Человек может быть мотивирован на двух и более уровнях. Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
85 % – физиологические;
70 % – безопасности и защиты;
50 % – любви, принадлежности;
40 % – уважения;
10 % – самоактуализации.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Таблица 20
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Характеристика потребностей (табл. 20):
Физиологические потребности : потребности, существенные для физического выживания.
Потребности безопасности и защиты – потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких ужасающих сил, как болезнь, страх и хаос.
Потребность принадлежности и любви (люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе). Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
Потребности самоуважения. А. Маслоу разделил эти потребности на два основных типа: 1) самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода) и 2) уважение другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие). Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.
Потребности в самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей, которых А. Маслоу (1997) назвал Self-actualizers. Для большинства людей доступны лишь кратковременные периоды самоактуализации — peak experiences , субъективно переживаемые как счастье, полнота ощущений, единство с миром. Они достигаются в творчестве, восприятии природы, родительских чувствах, эстетическом восприятии.
Психологические свойства Self-actualizers:
эффективное восприятие реальности и умение переносить неопределенность;
принятие себя и других такими, каковы они есть;
спонтанность в мышлении и поведении;
ориентация на решение проблемы больше, чем ориентация на себя;
чувство юмора;
высокая креативность;
служение благу человечества;
сопротивление влиянию среды, тем не менее, не являющееся самоцелью;
ничто человеческое им не чуждо;
глубокое общение с небольшим числом людей;
объективный взгляд на жизнь.
Поведение, ведущее к повышению самоактуализации:
принимать жизнь как это делает ребенок – с полной самоотдачей;
не искать легких путей, а делать нечто новое;
больше принимать во внимание собственные ощущения, а не традиционные представления, мнение авторитета или большинства;
быть честным и не играть во «взрослые игры»;
быть готовым к непопулярности, если ваше мнение будет отличаться от мнения большинства;
принимать ответственность на себя;
любое дело осуществлять с полным вложением сил.
2.2.3.2. Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса (1902–1987)
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:
поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:
Самоактуализация . Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу – краеугольный камень концепции К. Р. Роджерса.
«Я-концепция» – определяет в подходе К. Р. Роджерса представление человека о самом себе.
Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает, по К. Р. Роджерсу, неконгруэнтность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.
Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Базовые тенденции личности :
индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);
в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;
индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации («А каков Я?»);
опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;
поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.
Опытные данные оцениваются не только через непосредственную самооценку, но и через оценку других людей и часто бывают искаженными, что может приводить к развитию невротической личности.
Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:
Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.
Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».
Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
Человек един и целостен.
Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.
Этические принципы:
в жизни человек несет ответственность за свои поступки;
идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;
каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.
Исходя из своей концепции, автор выявил критерии полноценно (полностью) функционирующих людей (у которых функционирует механизм самоактулизационной функции). «Хорошая жизнь» (хороший Я-опыт) – это нефиксированное состояние бытия, «это не добродетель, не счастье, не удовлетворение и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным и актуализированным, это не уменьшение напряжения или гомеостаз. Это не конечный пункт, это направление, в котором человек движется, следуя своей инстинктивной природе» (К. Р. Роджерс, 1997).
Характеристики полноценно функционирующих людей:
1) Открытость к переживанию – способность слушать себя, воспринимать свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные, когнитивные, ментальные переживания в себе, при этом не испытывая угрозы и не стараясь подавить их. Это способность действовать или не действовать в соответствии с ними. Причем все переживания точно символизируются в сознании без искажений и отрицания.
2) Экзистенциальный образ жизни – это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования, когда каждое переживание переживается как свежее и уникальное. То, как ведет себя человек, проистекает из данного момента независимо от прежних переживаний. «Я» человека проистекает из переживания его актуального опыта, а не переживаний, преобразовывающихся, чтобы соответствовать какой-либо заранее заданной жесткой Я-структуре. Это непосредственное, спонтанное поведение.
3) Организмическое доверие . В поведении человек доверяет себе, т. е. его поведение основано на принципе: «Я поступаю правильно», он опирается на свои ощущения, а не на социальные нормы, заложенные какой-то группой, или институтом, или суждениями других людей.
4) Эмпирическая свобода . Человек может жить свободно, так, как хочет. Это чувство личной власти, способность сделать выбор, руководить собой, жить без запретов и ограничений.
5) Креативность – это творческий образ жизни. Человек способен творчески гибко приспосабливаться к жизни, обществу и культуре и в то же время удовлетворять свои самые глубокие потребности. Это не конформизм. Человек является членом общества и его продуктом, но не его пленником.
Выводы
1. Гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
2. С точки зрения гуманистической психологии жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного представляют универсальную тенденцию.
3. Теория А. Маслоу подчеркивает уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования.
4. К. Р. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции.
Люди большей частью ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Развитие позитивной Я-концепции позволяет им стать полноценно функционирующими людьми.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Как Вы оцениваете иерархическую теорию мотивации А. Маслоу? Имеет ли смысл его точка зрения на мотивацию человека в ключе понимания Вашего собственного поведения и поведения других? Приведите пример.
2. Назовите некоторые главные причины того, что так мало людей достигают самоактуализации, как ее понимает А. Маслоу?
3. Назовите некоторые из основных характеристик самоактуализирую-щихся людей.
4. Дайте определение бытийным и дефициетным мотивам (deficiency motives, D-motives).
5. Как Вы оцениваете тенденцию актуализации К. Р. Роджерса? Считаете ли Вы, что все мотивы человека можно включить в один мотив достижения совершенства? Обоснуйте свою позицию, за или против.
6. Что значит «становиться человеком» по К. Р. Роджерсу?
1. Самоактуализирующиеся люди.
2. Проблема Я-концепции и ее развития во взглядах К. Р. Роджерса
3. Характеристики полноценно функционирующих людей.
4. Сущность гуманистического подхода к личности.
5. Сравнительный анализ концепции личности К. Р. Роджерса и Б. Ф. Скиннера.
1. Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – 300 с.
2. Мей Р. Чтение характера // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1997. – С.598–630.
3. Роджерс К. Теория личности // Клиенто-центрированная терапия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – С. 28–84.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.