2.2.4. КОГНИТИВНОЕ И ДИСПОЗИЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905–1966)

В основу своей теории Дж. Келли положил способ, при помощи которого люди осмысляют и интерпретируют окружающий мир и себя в этом мире. Дж. Келли предположил, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы о реальности, с помощью которых пытаются предвидеть и контролировать жизненные события. Из данного положения следуют два значительных вывода относительно психической жизни людей:

•   Во-первых, люди, преимущественно, ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Поведение человека можно рассматривать как направленное на предсказание будущих событий.

•   Во-вторых, люди обладают способностью не просто пассивно реагировать на свое окружение, но и активно формировать свое представление о нем. Человек осознает или предсказывает события окружающего мира при помощи создаваемых им систем или моделей.

Назвав свой подход теорией личностных конструктов , Дж. Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Личностный конструкт это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Все конструкты биполярны и дихотомичны по природе.

Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности

В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две основные идеи:

•   Люди обладают широким набором черт личности, которые дают определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Таким образом, черты личности влияют на поведение индивидуума.

•   Нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

2.2.4.2.1. Теория черт Г. Олпорта (1897 1967)

Основной принцип поведения – состоять в постоянном движении, является одной из фундаментальных идей Г. Олпорта ( G .  W .  Allport , 1968). Поэтому Г. Олпорт уделял большое внимание мотивации, вынуждающей личность “идти”.

«Поток» активности личности имеет две части: стабильную и изменяющуюся. Для описания стабильной части личности Г. Олпорт использовал концепцию психологических черт, а для изменяющейся части – концепцию «функциональной автономии» личности. Обе концепции имеют мотивационную природу: многие черты имеют мотивирующую силу, функциональная автономия появляется в связи со «взрослыми» мотивами.

Определение личности. Г. Олпорт внимательно переработал имеющиеся определения личности и сконструировал собственное, составленное из «лучших» элементов: личность это динамическая организация внутри индивида тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружению.

Понятие личности необходимо отличать от понятий характер и темперамент. Понятие характер всегда соотносимо с некоторой внешней оценкой человека или его действия. Понятие темперамент в большей степени соотносимо с биологической и физиологической детерминацией поведения.

Функциональная автономия мотивации у взрослых. Функциональная автономия состоит в том, что мотивы взрослых являются разнообразными саморазвивающимися системами, произросшими из предыдущих систем, но в настоящее время функционально независимыми от них. Активность, реализуемая в настоящее время, может стать целью самой себя, несмотря на то, что она могла проявиться по другой причине.

Функциональная автономия – есть механизм развития мотивации. Измерение функциональной автономии может помочь в определении зрелости личности. Функциональная автономия позволяет оторваться от прошлого, так как в настоящий момент прошлые мотивы уже не могут сравниться с новыми, вновь сформировавшимися.

Черта – единица анализа личности. Черта это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.

Основные параметры любой личностной черты:

•  степень выраженности,

•  трансситуативность,

•  потенциальная измеримость.

Особенности личностных черт:

•   Черты личности – не только номинальное обозначение. Эти личностные характеристики реальны, они действительно существуют в людях.

•   Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

•   Черта личности является движущим, или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.

•   Существование черт личности можно установить эмпирически.

•   Черта лишь относительно независима от остальных черт.

•   Черта не является синонимом моральной или социальной оценки.

•   Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

•   То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Г. Олпорт делит черты на общие и индивидуальные, или персональные диспозиции.

Олпорт выделяет три типа диспозиций:

•  Кардинальные.

•  Центральные.

•  Вторичные.

Соотношение черт, аттитюдов и привычек. Их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.

Компоненты проприума. Понятие проприум Г. Олпорт предложил для обозначения того, что у других теоретиков называется «Ego» или «Self». Проприум    нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, “Я” как исследователь себя. Введение последнего аспекта проприума поставило Г. Олпорта на грань логического противоречия в виде бесконечности внутренних наблюдателей.

Развитие проприума происходит по мере формирования каждого из выделенных компонентов:

0 3 года – телесное ощущение себя, чувство непрерывной самоидентичности, самооценка;

4 6 лет – чувство связи с другими людьми и вещами, которые важны в жизни, образ себя, знание себя, желание кем-то быть;

6 12 лет – самосознание, понимание того, что с трудностями можно совладать с помощью разума;

взрослость – планы и цели для будущего, интенции, долговременные цели.

2.2.4.2.2. Факторная модель личности Р. Кеттелла (род. в 1905)

Согласно Р. Кеттеллу ( R . B . Cattell , 1957), личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации:

R = f (S, P),

где R – природа специфической ответной реакции человека есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).

По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.

Черты представляют собой гипотетические психические структуры, которые обнаруживаются  в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла.

В исследовании структурных элементов личности Р. Кеттелл в значительной мере полагается на факторный анализ.

Принципы классификации черт (факторов) по принципу дихотомии:

•  поверхностные черты – исходные черты;

•  конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой;

•  способность, темперамент – динамические черты;

•  общие черты – уникальные черты.

2.2.4.2.3. Иерархическая структура личности Г. Айзенка (род. в 1916)

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически (табл. 21) .

Таблица 21

Иерархическая модель структуры личности

 

иерархия: суперчерты составные черты привычные реакции (ПР) специфические реакции (СР)

В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт . Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Основные типы личности определяются по параметрам:

•  интроверсия — экстраверсия;

•  нейротизм — стабильность;

•  психотизм — сила суперэго.

Г. Айзенк индивидуальные различия тесно связывает с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма.

2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности В. А. Ядова (род. в 1929)

Диспозиционная концепция В. А. Ядова характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Диспозиция личности – иерархически организованная система, вершину которой образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий, средние – система общественных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний – ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию конкретных («микросоциальных») условий деятельности.

Диспозиция в концепции В. А. Ядова – осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленная ее предшествующим опытом.

Диспозиционная иерархическая структура личности:

•   низший уровень – элементарная фиксированная установка,

•   социальные фиксированные установки – аттитюд,

•   базовые социальные установки или общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности,

•   высший уровень диспозиционной иерархии – ценностные ориентации.

Выводы

1. Когнитивное направление психологии личности подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека.

2. Теория личностных конструктов Дж. Келли основывается на предположении, что люди воспринимают свой мир при помощи четких схем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Все конструкты биполярны и дихотомичны, имеют характеристики организации в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчинительными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, также как не постоянны и сами конструкты. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт.

3. Диспозиционное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивиды отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам.

4. Г. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Черты личности классифицируются по трем уровням – кардинальные, центральные и вторичные.

5. Теоретики факторного анализа Р. Кеттелл и Г. Айзенк использовали сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе структуры личности. Р.Кеттелл рассматривает черты личности как сложные гипотетические конструкты, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. Теория типов Г. Айзенка включает в иерархическую модель структуры личности типы, черты личности, поведенческие реакции и специфические реакции. В отличие от Р. Кеттелла, Г. Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Особенности поведения личности являются результатом комбинации этих двух типов.

6. Диспозиционная концепция В. А. Ядова определяет социальное поведение в зависимости от сформированности личностных диспозиций. Структура личности представляет собой диспозиционную иерархическую структуру, вершину которой составляют системы ценностей личности.

  Вопросы и задания для самопроверки

1. Что имел в виду Дж. Келли, когда говорил, что все люди – ученые?

2. Если бы Вам нужно было выбрать только одно слово для описания всей Вашей жизни, что это было бы за слово? Напишите его. Теперь напишите противоположное ему. Можете ли Вы определить, какую роль играет этот конструкт в том, как Вы интерпретируете события в различных сферах вашей жизни (например, личные взаимоотношения, школа, работа)?

3. Выявите сходства и различия позиций Г. Олпорта и Р. Кеттелла.

4. В чем Р. Кеттелл и Г. Айзенк отличаются в своих подходах к классификации черт личности?

5. Перечислите те черты личности, которые Вы считаете своими собственными основными чертами. Полностью ли этот список охватывает Ваше собственное интуитивное чувство индивидуальности (Ваше субъективное ощущение того, кем Вы являетесь как целостная личность)?

  Темы для рефератов

1. Влияние сходства личностных конструктов на формирование дружбы.

2. Этапы становления теорий отдельных личностных черт.

3. Проприум: развитие самости.

4. Черты зрелой личности в концепции Г. Олпорта.

  Литература для аннотирования

1.  Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Псiхалогiя. – 1997. – № 6. – С. 80–112.

2. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. – М.: Прогресс, 1987. – 232 с.

3. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. – М., 1975.

4. Ein factorenanalytisches Modell der Personlichkeit // Psychologie der Person / H. В randst a tter, H. Schuler, G. Stocker-Kreichgauer; 2. uberab. u. erw. Aufl. – Stuttgart, Berlin, K o ln, Mainz: Kohlhammer, 1978. – S. 157–191.

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz