В моем «Я» есть многое не от меня.

Н. А. Бердяев

 

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Предмет психологии личности. Понятие личности. Отличительные признаки личности. Необходимые и достаточные характеристики личности. Сущность человека как совокупности всех общественных отношений.

•  Аспекты изучения человека. Индивид и личность.

•  Человек как элемент в различных системах.

2. Цели и задачи психологии личности.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Общие вопросы социологической и психологической теории личности // Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 2. – С. 52–73.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. – С. 8–35.

3. Бехтерев В. М. Психологическое определение личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 15–17.

4. Ильенков Э. В. Что такое личность? // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 11–20.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 186–203.

6. Леонтьев А. Н. Индивид и личность // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 94–100.

7. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М., 1995. – Кн. 1. Общие основы психологии. – С. 283–431.

8. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С.28–34.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 19–25.

Тема 2. КЛАССИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие развития. Рост. Созревание в психологии личности.

2. Проблемы влияния среды и наследственности в определении личности.

3. Категория деятельности как объяснительный принцип феномена личности. Закон взаимодействия личности и деятельности. Закономерности развития деятельности как основа развития личности.

4. Проблема социализации личности. Что такое социализация и индивидуализация? Как они соотносятся между собой? Аспекты социализации.

5. Поведение и переживание как деятельность личности.

•  Личностное поведение, его формы (Т. В. Сенько).

•  Переживание как деятельность по перестройке внутреннего мира субъекта. Критические жизненные ситуации в анализе переживания (В. Ф. Василюк).

6. Мотивы и мотивация. Теории мотивации:

•  Теория когнитивного диссонанса.

•  Теория ожидаемой ценности.

•  Теория инструментального действия.

•  Теория каузальной атрибуции.

•  Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности.

•  Основные концептуальные положения теорий мотивации.

7. Современные исследования личностной мотивации.

8. Личностное сознание, самосознание, Я-концепция:

•  Определение личностного сознания, самосознания и Я-концепции. Я-концепция как совокупность установок «на себя». Структура Я-концепции. Значение Я-концепции.

•  Рефлексия. Понятие рефлексии. «Я» – другое «Я».

•  Проблема сознания в трудах Л. С. Выготского.

•  Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А. Н. Леонтьева).

•  Взгляды современных психологов на проблемы сознания, самосознания и Я-концепции.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. – С. 132–172.

2. Асмолов А. Г. Среда, наследственность и развитие личности // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 2. – С. 345–354.

3. Бахур В. Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 41–46.

4. Белановская О. В. Развитие рефлексивной деятельности учащихся // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 12. – С. 14–19.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. – М., 1986. – 420 с.

6. Бубнова И. И. Основные направления исследований мотивации в современной зарубежной психологии // Псiхалогiя. – 1997. – Вып. 7. – С. 96–102.

7. Василюк В. Ф. Психология переживания. – М., 1989. – С. 17–47.

8. Гордеева О. В. Проблема сознания в трудах Л. С. Выготского // Мир психологии. – 1999. – № 1 (17). – С. 111–118.

9. Гордеева О. В. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 56–72.

10. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 15–37.

11. Келеси М. Рефлексия как путь к самопознанию личности и ее жизненных отношений // Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте. – Киев, 1996. – С. 6–12.

12. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 3. – С. 25–38.

13. Кон И. С. Открытие «Я». – М., 1978. – 367 с.

14. Кон И. С. «Я» как научная проблема // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946– 1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 142–146.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – С. 124–159.

16. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 1996. – С. 48–66.

17. Мейли Р. Различные аспекты «Я» // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 132–142.

18. Пергаменщик Л. А. Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы. – Мн., 1993. – 40 с.

19. Реан А. А. Социализация личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 360–365.

20. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. – Мн., 1998. – Ч. 2. – С. 9–15, 53–95.

21. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983. – С. 5–124.

22. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. – 1986. – № 6. – С. 14–22.

23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б. М. Величковского. – М., 1986. – Т. 1. – С. 31–92.

24. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 316–337.

25. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977. – С. 89–108.

26. Фельдштейн Д. И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 154–169.

27. Wigfield A., Karpathian M. Who Am I and What Can I Do ? Children's Self-Concepts and Motivation in Achievement Situations // Educational Psychologist, 26 (3 & 4), Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1991. – P. 233–261.

Тема 3. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Донаучные представления о личности. Философско-литературный период:

•  Античность: направления поиска генезиса и структуры личности.

•  Средневековье.

•  Семнадцатый, восемнадцатый век. Рефлексология. Детерминистское представление об ассоциациях (Т.Гоббс, Д.Гартли). Интроспекция как основной метод изучения личности.

•  Особенности философско-литературного периода.

2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период: характерные черты периода.

3. Экспериментальный период в развитии психологии личности:

•  Вклад А.Ф.Лазурского в развитие экспериментальной психологии.

•  Особенности периода.

4. Современные направления в исследовании личности.

Литература

1. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1918–1945 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 6–8.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М., 1995. – Кн. 1. Общие основы психологии. – С. 285–288.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов н/Д., 1996. – Т. 1. – С. 51–271.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1997. – С. 591–601.

  Тема 4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

1. Психоаналитические теории личности. Основные положения теорий личности:

•  Классический психоанализ З. Фрейда.

•  Аналитическая теория К. Г. Юнга.

•  Индивидуальная теория личности А. Адлера.

•  Социально-психологические психоаналитические теории:

•  Э. Фромм. Личность в современной культуре.

•  К. Хорни. Невротическая личность. Наши внутренние конфликты. Культура и невроз.

•  Сравните особенности классического психоанализа и неофрейдистского подхода к личности. Есть ли между ними разница? Что общего? Особенности практического применения психоанализа.

2. Бихевиористические теории личности, особенности практического применения. Необихевиоризм.

3. Сущность гуманистического подхода к личности.

•  Сущность понятия самоактуализации. Исследование самоактуализации. Теория самоактуализации. Трансцендирование самоактуализации.

•  Иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу. Метамотивация. Дефициентная и бытийная мотивация. Дефициентное и бытийное познание. Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.

•  Базовые тенденции личности по К. Роджерсу. Что значит «становиться человеком» с точки зрения К. Роджерса? Тенденции самоактуализации по К. Роджерсу.

4. Теории социализации в психологии личности.

•  Вклад отечественных психологов в развитие теории личности.

•  Проблема структуры личности в отечественной психологии.

5. Представление о личностных конструктах в теории Дж. Келли. Типы конструктов. Практическое применение.

6. Диспозиционное направление в изучении личности.

•   Черта личности как научный термин.

•   Концепция черты Г. Олпорта, теория черт личности Р. Кеттела, теория личности Г. Айзенка, теория личностных диспозиций В. А. Ядова. Сравните подходы разных авторов. Есть ли между ними общее? Чем они отличаются?

Литература

1. Ананьев Б. Г. Структура личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 91–95.

2. Бекешкина И. Э. Структура личности: Методологический анализ. – Киев, 1986. – С. 5.

3. Маслоу А. Психология бытия. – М., Киев, 1997. – С. 43–230.

4. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». – Пермь, 1990. – С. 81–110.

5. Платонов К. К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 119–130.

6. Рейнвальд Н. И. Психология личности. – М., 1987. – С. 82–123.

7. Рейнвальд Н. И. Личность и характер. – М., 1992. – С. 5–29.

8. Роджерс К. Что значит становиться человеком? // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 363–377.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М., 1995. – С. 332–366.

10. Сознательное и бессознательное // Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 1996. – С. 15–25.

11. Теория личности А. Маслоу // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 379–390.

12. Фромм Э. Человек для себя. – Мн., 1992. – С. 44–111.

13. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. – М., 1988. – С. 443–482.

14. Фромм Э. Личность в современной культуре // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 233–247.

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1997. – С. 105–213; 246–405; 431–573.

16. Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. – С. 45–191; 273–307; 403–447; 497–661.

17. Хорни К. Невротическая личность // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 179–191.

18. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 191–232.

19. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 97– 106.

Тема 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Проблемы и тенденции исследований личности в современной психологии.

2. Системный подход к изучению формирования и развития личности.

3. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности.

4. Принципы изучения личности.

5. Методы изучения личности: разные подходы к классификации методов.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. – М., 1982. – Т. 2. – С. 123–237.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1982. – С. 181–189.

3. Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы развития личности. – М., 1982. – С. 140–147.

4. Буева Л. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы развития личности. – М., 1982. – С. 11–24, 31–38.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. – М., 1996. – Т. 2. – С. 277–317.

6. Карцева Т. Б. К проблеме классификации методов изучения личности в психологии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987. – С. 85–89.

7. Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 58–69.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1997. – С. 56–104.

9. Brandstatter Н ., Schuler Н ., Stocker-Kreichgauer G.  Psychologie der Person. – Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz, 1978. – S. 15–30.

10. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin., 1995. – S. 27–69.

  Тема 6. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций.

2. Идентификация как основной механизм развития личности.

3. Периодизация развития личности.

•    Психологический возраст личности.

•    Понятие личностной зрелости как уровня развития личности.

•  Критерии личностной зрелости.

•  Деперсонализация.

3.3. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

3.4. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности:

•  Психосексуальные стадии развития по З. Фрейду. Влияние фиксаций и комплексов на процесс формирования личности.

•  Э. Эриксон. жизненный цикл: эпигенез идентичности.

3.5. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности:

•  А. Н. Леонтьев. Формирование личности.

•  Д. Б. Эльконин. Проблема периодизации психического развития.

3.6. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева. Возрастной ряд ведущих психических функций.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. – С. 328–336.

2. Буева Л. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы развития личности. — М., 1982. – С. 11–24, 31–38.

3. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, А. А.Пузырея. – М., 1982. – С. 161–166.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1997. – С. 292–323.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. – М., 1996. – Т. 2. – С. 7–71.

6. Карандашев Ю. Н. Развивающиеся роботы будущего. – Мн., 1989. – С. 192–246.

7. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Введение: Учеб. пособие. – Мн., 1996. – Ч. 1. – С. 153–229.

8. Методический материал по психологии развития / Сост. Ю. Н. Карандашев. – Мн., 1998. – 12 с.

9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С. 410–435.

10. Логинова Н. И. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 156–173.

11. Мухина В. С. Проблема генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. – М., 1985. – С. 73–96.

12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. – М., 1997. – С. 27–57.

13. Теория личности З. Фрейда // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 83–89.

14. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 201–208.

15. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 305–348.

16. Self and identity: perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 121–133.

Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие жизненного пути.

2. Постановка проблемы жизненного пути личности во взглядах зарубежных и отечественных психологов.

•  Принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

•  Структура жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская).

•  Критические фазы жизненного пути.

•  Жизненные перспективы личности

3. В. Франкл о смысле жизни.

4. Специфика индивидуального бытия человека. Жизненная стратегия личности. Взгляды отечественных психологов на проблему построения жизненной стратегии личности. Задачи развития и жизненные стратегии.

5. Методы исследования жизненного пути.

•  Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования.

•  Методы герменевтики в исследовании жизненного пути личности.

6. Признаки остановки в личностном росте.

7. Защитные механизмы личности.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 100–106.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991. – С. 10–109; 225–289.

3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987. – С. 137–145.

4. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 279–297.

5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 256–269.

6. Логинова Н. И. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 156–173.

7. LafeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. – М., 1993. – 230 с.

8. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987. – С. 149–153.

9. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 246–256.

10. Пергаментщик Л. А., Гончарова С. С., Яковчук М. И. Преодоление психологических травм. – Мн., 1999. – 55 с.

11. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987. – С. 125–129.

12. Реан А. А. Самоактуализация и самотрансцендентация личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 305–308.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 95–148, 211–249.

14. Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 28–35.

15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М., 1995. – С. 81–122.

16. Слободчиков В. И. Исаев Е. И. Индивидуальность как встреча с собой – другим // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 2. – С. 500–506.

17. Теория личности З. Фрейда // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 89–94.

18. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 173–196.

19. Франкл В. О смысле жизни // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 417–442.

20. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – С. 346–382.

21. Фрейд А. Разлука с матерью // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов. и ин-тов / Ред.-сост. В. С. Мухина. – М., 1991. – С. 142–143.

22. Шульга Н. А. Полнота жизни личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987. – С.106–108.

23. Brandstatter Н ., Schuler Н ., Stocker-Kreichgauer G. Psychologie der Person. — Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz, 1978. – S. 98–111.

24. Hampson S. The Construction of Personality: An Introduction to Modern Psychology. – L.; N.-Y., 1988. – Р . 164–249.

25. Rosenberg M. Depersonalisation: the loss of personal identity // Self and identity: perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 193–205.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz