3.5. ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

  3.5.1. Жизненная стратегия личности

Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:

•  Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего .

•  Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа , в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

•  Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

•  Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизни может строиться на основе представления о:

•   целостности;

•   поэтапности;

•   перспективности своего жизненного пути.

Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.

3.5.2. Жизненный путь личности как проблема

С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться научный подход к изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость дополнения психологии развития личности исследованием психологии жизненного пути.

Основой периодизации личности здесь становятся не только психофизиологические сензитивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии.

Таблица 50

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)

фазы

Возраст

в годах

Общая характеристика фаз жизненного цикла

1

до 16 / 20

нет семьи, профессии, нет жизненного пути

2

16/20–23/30

предварительное самоопределение, выбор супруга

3

23/30–45/50

зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация

4

45/50— 69/70

стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей

5

69 / 70 ...

старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:

•  жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

•  главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

•  реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

•  самоосуществление – итог жизненного пути.

Теоретические предпосылки данного подхода освещаются в работах С. Л. Рубинштейна (1989), Б. Г. Ананьева  (1980),  К. А. Абульхановой-Славской  (1991),  И. И. Логиновой (1978) и др. В современной западной психологии данной проблемой занимались Б. Ливерхуд (1977), Х. Томе (1983).

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому). Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51). Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития (Б. Г. Ананьев, 1980).

Таблица 51

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву)

Периоды жизни

Проявления личности в процессе жизненного пути

Детство

воспитание, обучение, развитие

юность

обучение, образование, общение

зрелость

профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности

старость

уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи

К. А. Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:

•   соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;

•   соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;

•   разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.

Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.

3.5.3. Методы исследования жизненного пути

Формирование и развитие психологии жизненного пути в ХХ столетии привело к возникновению новых способов самоанализа развития личности во времени ее жизни. Множество этих способов обозначается термином «биографический» метод изучения личности (от греч. «bios» – жизнь, «grapos» – описание).

Биографический метод первоначально возник как литературоведческий, его крупнейшим представителем считается французский критик и писатель XIX в. Ш. Сент-Бёв. Биографический метод, понимаемый с точки зрения не только истории, но и перспектив развития личности, приобретает особую ценность, поскольку изучение жизненного пути становится одной из центральных, ключевых проблем современного человекознания.

Понятие «биографический метод» имеет разные значения. Отметим некоторые:

•  Это получившее широкое распространение в психологии и истории науки использование биографических справочников, жизнеописаний в качестве источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека.

•  Использование для анализа материалов различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а также биографических интервью и опросников.

•  Использование методик биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека. Например, биографических опросников, основная идея которых состоит в постановке вопросов, направленных на освещение уже связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, моделей поведения, являющихся более прогностичными, чем вопросов, связанных с событиями настоящего времени.

Смысл биографического метода заключен в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установле-нии взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через:

•   биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);

•   компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А. Г. Шмелев); «Биограф» (А. А. Кроник); «Lifeline» (А. А. Кроник);

•   тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»);

•   ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И. Б. Кузьмина).

Герменевтика метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. д. Таким образом, психологическая герменевтика – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.

  3.5.4. Признаки остановки в личностном росте

Личностный рост – это спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.

Личностный рост предполагает:

•  расширение зон самоосознания (Ф. Перлз);

•  полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

•  выбор решения как жить в настоящем моменте;

•  принятие ответственности за свой выбор.

Личностный рост – противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий . Основное противоречие личностного роста исходит из двойственной природы человека. Серьезным препятствием личностному росту может стать противоречие между стремлением к любви и признанию со стороны и естественной потребностью к активности, самореализации собственных устремлений. Личностный рост требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Личностный рост является сложным диалектическим процессом, для разрешения противоречий которого каждому человеку необходимо в своей жизни быть способным:

•   понимать и принимать себя, свою индивидуальность, поскольку, познавая себя, человек обретает подлинную свободу и независимость;

•   определить свое место в жизни, среди других людей, поскольку, соединяясь с людьми, человек получает их любовь и поддержку;

•   находить ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, неся за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности.

Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

•   пассивная позиция по отношению к действительности;

•   вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя;

4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у него формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга.

Признаки остановки в личностном росте:

•  непринятие себя;

•  внутриличностный конфликт;

•  непродуктивные личностные ориентации;

•  нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью средой;

•  закрытость для нового опыта;

•  суженность границ «Я»;

•  ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью);

•  отсутствие гибкости, спонтанности;

•  сужение зон самоосознания;

•  непринятие ответственности за свое бытие и т. д.

3.5.5. Защитные механизмы личности

Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я». По преимуществу, психологическая защита носит деструктивный характер (табл. 52).

Охарактеризуем наиболее часто «работающие» психологические механизмы защиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими исследователями (Ф. В. Бассин, Ф. Е. Василюк, Р. М. Грановская, И. С. Кон).

Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания: «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т. п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса» (например, реакция на сообщение серьезного диагноза заболевания – отрицание, неверие в него).

Таблица 52

Механизмы психологической защиты

Вытеснение – механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для нас факты легко забываются.

Проекция – процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Так, скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т. п. Человека, постоянно при-писывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и положительный момент – это механизм усвоения социального опыта. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации. Как защитный механизм идентификация применяется, когда индивидуум непроизвольно полностью или частично уподобляется другому чтобы отвратить собственные желания или связанные с ними представления и аффекты, которые вызывают страх. Например, восьмилетняя девочка, которая охотно хотела бы играть со своими друзьями, но еще не сделала своего домашнего задания, идентификаторно перенимает поведение своего отца, который ежедневно долгое время проводит за своим рабочим столом.

Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение в условиях повышенной ответственности с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.

Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Например, безотчетная, не имеющая разумных оснований, неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства, и, напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения.

Рационализация – приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Этот механизм называют еще «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»).

Замещение – защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.

Изоляция, или отчуждение – обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой. Как свидетельствуют клинические данные, дойник воплощает то, что чуждо первому «Я»; при этом разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

Сублимация. Отношение сублимации к защитным механизмам является спорным: некоторые психоаналитики считают сублимацию защитным механизмом, но выделяют, что она является сверх того индивидуальным критерием зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивид отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и, освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Я» для культурной деятельности.

Проявления психологической защиты:

•  в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе,

•  в действиях по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом (1989); их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд (1993).

Выводы

1. Жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью.

2. Научный подход к изучению проблем жизненного пути личности начал формироваться с 70-х гг. XX в. Изучением проблем жизненного пути личности занимались Б. Г. Ананьев (1980), К. А. Абульханова-Славская (1991), Ш. Бюллер (1968), И. И. Логинова (1978), Б. Ливерхуд (1977), С. Л. Рубинштейн (1989), Х. Томе (1983) и др.

3. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути. Самоосуществление — итог жизненного пути (Ш. Бюлер, 1968).

4. В качестве методов исследования жизненного пути используются методы описательной психологии, в частности биографический метод и метод герменевтики.

5. Главная движущая сила развития личности с точки зрения гуманистической психологии – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, т. е. всесторонней реализации самого себя. Личностный рост – сложный и противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий, которые заложены в самой природе человека. Преодоление такого рода препятствий позволяет человеку самоосуществиться.

6.   Защитные механизмы личности позволяют человеку избегать противоречий, возникающих при личностном росте. С помощью защитных механизмов при переработке информации происходит предотвращение разрушения единства «образа Я», сформированного у личности. Однако, по сути своей, защитные механизмы носят преимущественно деструктивный характер.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Как ставится проблема жизненного пути личности в зарубежных и отечественных концепциях психологии личности?

2. В чем заключается специфика индивидуального бытия человека?

3. Какие из защитных механизмов, описанных в данном разделе, чаще действуют у Вас? Помогают ли они Вам чувствовать себя лучше?

4. Попытайтесь определить стратегию собственного жизненного пути. Что является исходным положением Вашей стратегии? Каковы Ваши жизненные цели? Возьмите лист бумаги и отметьте на нем наиболее важные для Вас жизненные события. Как эти события влияли на осуществление Вашего жизненного замысла?

5. Попытайтесь описать следующий случай ключевыми словами с помощью ваших знаний об эффективности защитных механизмов: « Руководитель предприятия закончил недельные курсы повышения квалификации. Полный надежд на улучшение работы, он вернулся назад на предприятие. Совместная работа с подчиненными, казалось, действительно существенно улучшилась, правда, за одним исключением: господин X., который и раньше бросался в глаза своими незначительными контактами с коллегами, еще больше замкнулся в себе. На дружеские призывы коллег к сотрудничеству он реагирует недоверчиво » . Какие психоаналитически обоснованные причины поведения господина X. Вы можете назвать?

Возможные решения

1. Проекция собственных не разработанных желаний господина Х. на начальника: «Он хочет, используя дружелюбность и предложение сотрудничества, нагреть себе руки с помощью моих идей».

2. Вытесненная гомосексуальность.

3. На приглашение господин X. реагирует регрессией анальной проблематики, упрямством: «Можно быть недостаточно осторожным, но не сейчас».

Темы для рефератов

1. Проблема смысла жизни в трудах В. Франкла.

2. Психологические аспекты проблемы деградации личности.

3. Метод герменевтики в исследовании жизненного пути личности.

4. Личность и личностный рост: практические пути преодоления остановки в личностном росте.

Литература для аннотирования

1. LafeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1993. – 230 с.

2. Линецкий Ю. Л. Экзистенциальная рефлексия: к постановке проблемы // Известия Тульского государственного университета. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 83–111.

3. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика- Пресс, 1993.

4. Hampson S. The Construction of Personality: An Introduction to Modern Psychology. – L.; N.-Y., 1988. – Р . 191–209.

РЕЗЮМЕ

  Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути. Однако междисциплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность – в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же в силу природы человека, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития – Человек разумный – наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события – вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути.

Психология личности, став психологией развивающейся личности, превращается постепенно в психологию жизненного пути. Возможна ли постановка проблемы личной жизни в психологии? Личные проблемы включают множество конкретных проблем: воспитание детей, взаимоотношения с мужем (женой), с родителями, выбор профессии и многое другое. Сложность их в том, что никто не имеет универсального правила, как разрешать тот или иной конфликт, как поправить семейную ситуацию, как изменить свою профессионально неудавшуюся судьбу. Тем более, сложно разрешить такие внутренние проблемы, которые проявляются в ощущении пустоты и скуки жизни, в недовольстве собой и людьми.

Авторитетный французский социальный психолог С. Московиси считает, что решение этой задачи возможно путем индивидуализации, который обеспечивается обществом. Личная жизнь вопреки тому, как мы привыкли ее понимать – это, прежде всего, личное, индивидуальное участие и особенный способ осуществления жизни общественной, профессиональной и т. д.

Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разума и усилий, утверждает К. А. Абульханова-Славская. Сложность личной жизни в том, что за жизненными фактами, событиями и явлениями не всегда «проглядывает» их сущность, их смысл для человека. Трудность обсуждения проблемы жизни в том, что мы всегда имеем как бы два ее ряда: это внешние дела, события, поступки и стоящие за ними цели, намерения, которые человеку далеко не всегда удается реализовать в объективном ходе жизни, а потому, жизнь нельзя оценивать ни по одним фактам, ни по одним намерениям.

Главный критерий человеческой жизни – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Целостность жизни личности, в свою очередь, является предпосылкой ее активности, инициативы, ее индивидуальных проявлений. Как бы ни описывалось развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивид непрерывно эволюционирует как единое целое, ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Превращение индивида в личность означает не только появление особого субъективного феномена «Я», проявляющегося в сложных чувствах представленности собственного внутреннего мира самому субъекту, чувствах уникальности и неповторимости своего «Я», ощущении целостности, единства, самотождественности, но и оформление объективно проявляющейся способности вести себя свободно и независимо от действующих причин и обстоятельств, осуществлять свободный выбор.

Главная движущая сила развития личности с точки зрения гуманистической психологии – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя. Через личностный рост, являющийся сложным и противоречивым процессом, через преодоление внешних и внутриличностных препятствий, человек стремится к самоосуществлению.

Психологически грамотное сопровождение естественного развития личности сможет обеспечить максимальную реализацию его возможностей и позволит избежать отклонений в ходе его развития. Понимание, с одной стороны, уникальности, неповторимости, специфичности, субъективности психологической реальности, внутреннего психологического мира личности, и, с другой – знание психологических закономерностей личностного онтогенеза, необходимо для оказания психологической помощи человеку, в ней нуждающемуся. В исследованиях многих авторов подчеркивается, что большинство проблем взрослого человека коренится в специфике его развития на ранних ступенях онтогенеза. Зная закономерности развития личности, можно вычленять истоки личностных отклонений для дальнейшей их коррекции, способствовать личностному росту человека.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz