3.3.2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

  3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.)

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы», как назвал ее Л. С. Выготский (1984). Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает в раннем детстве. М. Малер (1998), представительница психоаналитической школы, выделяет в процессе индивидуализации и сепарации ребенка от матери субфазу дифференциации, которая начинается во второй половине первого года жизни ребенка (табл. 38). Это первое, по мнению М. Малер, движение ребенка по выходу из симбиотической фазы единства с матерью. Оно связано с тем, что у ребенка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Ведущие психические функции раннего возраста в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева: соотнесение, обозначение, осмысление, замещение. Центральными новообразованиями раннего возраста выступает появление функциональных и замещающих действий.

Во многих современных исследованиях отмечается, что отличительной чертой раннего возраста являются знаковые формы поведения, возникновение которых обусловлено переходом от общения (система «субъект – субъект») к совместной деятельности (система «субъект – субъект – объект»). Для ребенка раннего возраста другой человек существует уже в его знаковой отнесенности к предметному окружению, и, наоборот, предметное окружение существует в его знаковой представленности для другого человека (Ю. Н. Карандашев, 1993).

Во второй половине раннего возраста формируется функция замещения, представляющая собой отождествление, предполагающее перенос значения с одного, специфического предмета на другой, неспецифический. Под замещением в широком смысле слова понимают перенос значения с одного объекта на другой, реальный или идеальный.

В более узком смысле слова замещение интерпретируется по-разному. Одно из самых известных определений принадлежит Л. С. Выготскому, который говорил о функциональном замещении, имея в виду возможность использования, например, в игре, один предмет в функции другого. Чаще всего термин «замещение» в психологической литературе рассматривается как использование одного предмета или действия вместо другого предмета (действия) при наличии общих свойств, важных для конкретной задачи в игровой деятельности ребенка (Л. С. Выготский, 1984).

Сама по себе структура «знак – значение» предполагает наличие знака как его носителя. В раннем возрасте происходит осознание знака, который в силу этого теряет свою абсолютность и становится относительным. В качестве относительного его уже можно переносить вместе с его значением на другой объект, который выступает в роли материального носителя значения. Разрыв между реальным значением объекта и его символическим, договорным значением создает идеальный план «как будто», благодаря которому, как отмечает Л. С. Выготский (1984), можно говорить о возникновении сознания.

Таблица 38

Формирующийся в предметной деятельности перенос значений носит в раннем возрасте кратковременный характер и предполагает переход к двойственности, при котором внимание и сознание ребенка распределено между двумя объектами. Если один из объектов выступает в качестве фигуры, то второй – в качестве фона. Первый объект имеет различные значения в зависимости от того, какой объект выступает в качестве фона.

Особое значение при этом приобретают замещения типа «Я – Я», появляющиеся у детей в возрасте 1 г. 9 мес. – 2 лет 2 мес. (О. В. Белановская, 2000). Я-замещения надстраиваются над предметными замещениями и создают ролевую позицию, которая позволяет осуществить возможность перехода от замещающих функциональных действий в раннем возрасте к дошкольному, когда появляется децентрация.

Разделенность внимания между двумя объектами проецируется как на пространственные структуры, так и временные. Идентификация «Я» с «Я» означает, что одно «Я» выступает как «Я – до», а второе, как «Я – после». Отождествление актуального «Я» («Я – после» с «Я – до») обеспечивает временную сохранность «Я», то есть непрерывность «Я» во времени, когда ребенок отождествляет себя с самим собой, в результате чего появляется личностная память, становящаяся затем основой будущей личности как единства поведения, деятельности и социальных отношений. Ю. Н. Карандашев (1987) отмечает, что «...механизмом возникновения памяти является замещающее действие типа «Я – Я», согласно которому ребенок отождествляет себя сегодняшнего с собой вчерашним и т. д., тем самым, превращая серию эпизодов в линию жизни». Это движение по временной шкале для второй половины раннего возраста преобразуется затем, в дошкольном возрасте, в собственно осознание, и, еще позднее, когда появляется умственный план деятельности, в рефлексию.

Именно с этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Это подтверждается также другими формами замещающих действий, возникающих на третьей фазе раннего возраста. С одной стороны, ребенок переносит свое «Я» на окружающие объекты, тем самым, идентифицируясь с ними и через идентификацию познавая их. С другой, отождествляя объекты окружающей среды с собой, формирует свое социальное «Я». Таким образом, во второй половине раннего возраста, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью, у него появляется самосознание, и в основе этого становления лежит механизм идентификации.

  3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы

•   Для ребенка характерно отсутствие соподчинения мотивов.

•   Мотивы поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости.

•   Характерно преобладание мотивов сотрудничества.

Особенности поведения ребенка раннего возраста:

•   действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний;

•   поведение зависит от внешних обстоятельств, ситуационно;

•   появляются притязания на признание. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослым становится одним из важных источников его чувств и потребностей, определяющей успешность развития;

•   появляется чувство гордости, чувство стыда;

•   происходит развитие чувства самоуважения;

•   поступки контролировать ребенок еще не способен, у него нет еще самоуправления.

3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания

Л. С. Выготский (1984), С. Л. Рубинштейн (1989) и др. представляют самосознание как более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание. Следовательно, в процессе развития личности самосознание возникает значительно позднее, чем предметное сознание. Л. С. Выготский  писал: «Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как … «пра-мы» (1984). Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности, то есть, сознания дифференцированного и выделенного «Я».

К трем годам у ребенка формируется представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «Я» и т. д.

В течение первых двух лет жизни дети совершают гигантский скачок в самопознании. Согласно результатам исследований М. Льюис и Дж. Брукс-Ганн (M. Lewis, J. Brooks-Gunn, 1979), развитие самопознания у детей проходит ряд стадий:

•   Первый этап жизни – от рождения до 3 месяцев. У ребенка наблюдается появление интереса к внешним социальным объектам. Развито чисто эмоциональное различение себя от другого.

•   Второй этап – от 3 до 8 месяцев. Закрепляется дифференциация «Я – другой», и ребенок начинает в отдельных ситуациях узнавать себя.

•   Третий этап – от восьми до 12 месяцев. Младенец начинает дифференцировать свои отдельные внешние свойства. Данное различение возможно благодаря постоянству черт, по которым воспринимается «самость».

•   Четвертый этап – от года до 2 лет. Формируются базовые категории, в которых воспринимается «самость», возраст, пол. «Я» как источник активности консолидируется, и, как следствие, собственные черты начинают узнаваться систематически, в разных ситуациях.

В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через:

•   телесные чувствования,

•   «образ» тела,

•   визуальный образ своего отражения в зеркале,

•   переживание своего волеизъявления и способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

Предпосылки формирования образа «Я» (Р. Заззо, 1967):

•   первая – отделение своего тела от предметов окружающей действительности (конец первого года);

•   вторая – отделение собственных действий от своего тела (второй год жизни).

Ступени генезиса самосознания (Б. Г. Ананьев, 1948):

•   дифференциация человека и вещи,

•   отделение себя от своих действий,

•   употребление собственного имени,

•   переход к местоимению первого лица.

Одним из ключевых моментов раннего генезиса самосознания он считал процесс общения ребенка со взрослым и их совместные действия.

Этапы становления самосознания (С. Л. Рубинштейн, 1989):

1 этап – овладение ребенком собственным телом, возникновение произвольных движений;

2 этап – период начала ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок становится реально относительно самостоятельным субъектом, то есть, он реально выделяется из окружающего мира. Именно с осознанием этого, считает С. Л. Рубинштейн, «и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «Я».

Развитие самосознания происходит в следующем направлении (А. Валлон, 1967):

•   ребенок познает окружающую действительность (в частности, других людей);

•   затем постепенно начинает выделять себя, как некое постоянное существо;

•   в возрасте 3 лет у ребенка появляются определенные представления о самом себе, появляется самооценка.

Д. В. Ольшанский (1986) выделяет следующие этапы становления самосознания:

Первая стадия нулевая стадия развития «Я» (0 2 мес. 3 мес.). В конце данной стадии ребенок уже различает внутренние и внешние ощущения.

Вторая стадия с 2 3 месяцев до года. Происходит отделение «Я» от мира. Начинают функционировать первые элементы  «Я». На основе физических ощущений появляется ощущение независимости и отдельности «Я».

Третья стадия – эмоционально-действенная стадия развития «Я» – от 8 9 месяцев. Самостоятельное «Я» ребенка осваивает окружающую действительность.

Четвертая стадия – речевая стадия развития «Я» – к этому времени ребенок овладел собственным телом, возникли произвольные движения, он самостоятельно передвигается в пространстве, появились первейшие элементы самообслуживания.

Американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон (1987) выделяют в раннем возрасте целый ряд форм поведения, свидетельствующий о формировании самосознания. К ним относятся такие компоненты, как влияние на поведение других людей, развитие и проявление чувства собственности, способность понимания эмоционального состояния других – чувство эмпатии, половая идентификация.

В исследовании И. И. Раку (1992), посвященному изучению становления генетически исходных форм самосознания в раннем возрасте, рассматривается вопрос возникновения и развития образа самого себя. Данные исследования показали, что уже к концу второго года жизни можно констатировать сформированность основных структурных компонентов образа себя, причем на протяжении раннего возраста развивается преимущественно когнитивная часть образа. Под влиянием нарастающего индивидуального опыта расширяются знания ребенка о себе, интенсивно формируется периферия образа.

И. И. Раку выделил четыре качественных этапа становления образа себя на протяжении раннего возраста:

Первый этап – 1 г. 1 г. 6 мес. Наблюдается изначальное становление образа себя. Образ себя еще недостаточно сформирован, аморфен, не все компоненты до конца оформлены, в структуре образа себя преобладает аффективный компонент, а знания о себе слабо представлены. Начинает формироваться периферическая структура образа себя. Происходит выделение и узнавание своего физического облика, самоузнавание в зеркале и на фотографиях; на периферию образа фокусируются знания о себе как субъекте действий (50%); о себе как владельце определенных вещей; появляются знания о себе как принадлежащему к определенному полу: как о мальчике или девочке (20%); накапливаются знания о себе: «Я хороший» (20%); развивается чувство сопереживания, которое затем перерастает в чувство эмпатии (20%).

Второй этап – 1 г. 6 мес. 2 г. Происходит более четкая дифференциация структурных образований образа себя — дети безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии (90%); развиваются знания о себе как о мальчике или девочке (половая идентификация (80%); чувство эмпатии (70%); появляется чувство собственности: «Это мои игрушки» (100%). Таким образом, на этом этапе происходит консолидация знаний ребенка о себе.

Третий этап – 2 г. 2 г. 6 мес. Констатируется сформированность всех образований в структуре образа себя, позволяющих сделать вывод о том, что в этом возрасте складываются исходные предпосылки самосознания в онтогенезе.

Четвертый этап – 2 г. 6 мес. 3 г. На этом этапе резко возрастает роль индивидуального опыта ребенка в формировании образа себя. В рамках практической деятельности дети получают и расширяют знания о своих возможностях в области овладения специфическими действиями с предметами, навыками самообслуживания и т. п. Происходят не только количественные, но и качественные изменения целостного образа себя, что обостряет чувствительность ребенка к успеху и неуспеху своих действий, сопровождается зарождением аффективных форм поведения.

Таким образом, в период раннего детства происходит развитие первичных форм самосознания через осознание себя как отдельного субъкта, как уникального «Я».

3.3.2.4. Кризис 3 лет

Кризис 3 лет выражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет традиционно связывают с «с емизвездьем симптомов» , проявляющихся в отношениях со взрослыми (табл. 39).

Таблица 39

«Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет

Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.

К трем годам появляются:

•   личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода;

•   возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка;

•   поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую погружен ребенок, но и отношениями с другими людьми;

•   хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.

Выводы

1. Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития – совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

2. Общение в этом возрасте становится формой организации и средством осуществления предметной деятельности.

3. В рамках развития «субъект – субъект – объектного» взаимодействия развиваются первичные формы самосознания ребенка.

4. Центральным понятием раннего детства является понятие «знака», который определяется как какой-то предмет или слово, с помощью чего происходит отсылание к другому предмету. Понятие замещения в смысле отождествления одного объекта с другим, лежит в основе возникновения индивидуального сознания. Само замещение бывает двух видов: субъектное (по схеме «Я – ты») и предметное (предмет – предмет). В раннем возрасте оба вида замещения рядоположены. При этом Я-замещения надстраиваются над предметными замещениями и создают ролевую позицию, которая позволяет осуществить возможность перехода от замещающих функциональных действий в раннем возрасте к дошкольному, когда появляется децентрация.

•  Именно с этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Это подтверждается формами замещающих действий, возникающих во второй половине раннего возраста. С одной стороны, ребенок переносит свое «Я» на окружающие объекты, тем самым, идентифицируясь с ними и через идентификацию познавая их. С другой, отождествляя объекты окружающей среды с собой, формирует свое социальное «Я». Таким образом, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью.

6. В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через: телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

7. К трем годам появляются личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Можно ли ранний возраст в развитии ребенка называть «шимпанзеподобным»? Обоснуйте ответ.

2. В чем состоят первые представления ребенка раннего возраста о самом себе?

3. Как происходит развитие самосознания в раннем возрасте?

4. В каком возрастном периоде и почему ребенок научается пользоваться местоимением «Я»?

5. В каких формах обнаруживает себя стремление к самостоятельности у ребенка раннего возраста?

6. Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

Темы для рефератов

1. Формирование символических процессов в раннем возрасте.

2. Отражение и развитие ребенка: психодинамическая и психологическая интерпретация линий развития «Я».

3. Проблема раннего генезиса самосознания в отечественной и зарубежной психологии.

Литература для аннотирования

1. Белановская О. В. Взаимосвязь развития замещающих действий с репрезентацией образа себя у детей раннего возраста // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн.: Карандашев, 2000. – Вып. 2. – С. 43–50.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – 350 с.

3. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери: Пер с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 80 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

4. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. – Мн., 1987. – 84 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 992 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С.214–217.

6. Ольшанский Д. В. «Я сам!» (очерки становления и развития детского «Я»). – М.: Знание, 1986. – 93 с.

7. Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1992. – 21 с.

8. Pines M. Mirroring and child development: Psychodynamic and psychological interpretations // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 19–37.

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz