3.3. ДЕТСТВО

  3.3.1. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

3.3.1.1. Новорожденность

3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления

Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако, большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Новорожденными называют детей в течение первого месяца их жизни. Основная часть этого периода уходит на приспособление ребенка к новой окружающей среде и переход к независимому от матери осуществлению таких функций организма, как дыхание, терморегуляция, пищеварение и кровообращение. Дети с рождения наделены способностью непосредственно (через органы чувств) воспринимать воздействия окружающей среды и реагировать на них. Они видят, слышат, различают вкус и запах, чувствуют прикосновения, давление и боль. Новорожденные выборочно останавливают взгляд на том, что привлекает их внимание, и способны к научению. Однако они, еще только вступившие на долгий путь созревания, физически беспомощны и полностью зависят от взрослых (Г. Крайг, 2000).

К концу первого месяца жизни у ребенка появляются первые условные рефлексы. Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому (1984) говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе. На 3–4-й неделе, такая реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляется на 3–5-й неделе. Примерно в месяц появляется « комплекс оживления» . Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – в общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество.

3.3.1.1.2. Возрастные новообразования

Функциональными новообразованиями периода новорожденности являются слежение и задержка внимания , обеспечивающие сенсорную, локализующую сторону формирования образа внешнего мира. Это значит, что внешний мир представлен ребенку лишь в ощущениях, отражающих отдельные свойства действительности, а не в восприятии, отражающем мир в целом.

3.3.1.2. Собственно младенчество

3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. пренатального – 8 мес. постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева).

Таблица 35

Функциональные линии развития младенца

Функции

Функциональные новообразования (фаза)

Функция отображения

•   слежение; задержка внимания (1 фаза)

•   следование; концентрация внимания (2 фаза)

•   экстраполяция; различение (3 фаза)

•   поиск; узнавание предметов (4 фаза)

 

Функция

Передвижения

 

•  подъем головы; настройка позы (1 фаза)

•  подтягивание головы; упреждающая регуляция позы (2 фаза)

•  приподнимание тела; самостоятельное переворачивание; вызванное усаживание; вызванное вставание (3 фаза)

•  поднимание тела на руках, ползание, самостоятельное усаживание, полусамостоятельное вставание (4 фаза)

 

Функция манипулирования

•  направленные движения рук (2 фаза)

•  дотягивание; касание; частичное схватывание (3 фаза)

•  дотягивание до отдаленного предмета, опосредованное подтягивание удаленного предмета; подтягивание себя к нему; устранение препятствия; противодействие отбиранию предмета; схватывание предмета (4 фаза)

 

Функция имитирования

•  рефлекторные мимика и крик (1 фаза)

•  вокализация; отталкивающие удары рук и ног (2 фаза)

•  интонированная вокализация; улыбка; смех; гуление; получение внешнего эффекта; размахивание предметом (3 фаза)

•  псевдовербальные поиски социального контакта; получение предметного результата; получение социального результата; перекладывание предмета из руки в руку (4 фаза)

3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка

Следует отметить, что в современной психологии наибольшее распространение получила точка зрения, ставящая под сомнение само существование у ребенка первого года жизни зачатков личности и самосознания. Остаются открытыми вопросы происхождения и ранних генетических этапов этих, по-существу, центральных для психической жизни человека образований.

В зарубежной психологии (З. Фрейд, неофрейдисты, необихевиоризм: П. Баер, В. Штерн и др.) фактически отсутствует подход к младенцу как становящейся личности, носителю формирующегося самосознания. В отечественной психологии исследования в области развития общения у ребенка первого года жизни впервые открыли возможности для изучения ранних форм его личности и самосознания.

Предпосылки развития личности младенца

В первом полугодии жизни в качестве ведущей деятельности рассматривается общение (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На основе эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка у младенца постепенно складывается образ не только взрослого, но и себя как субъекта коммуникативной деятельности. Этот образ имеет форму эмоционально-положительного самоощущения, переживания младенцем своей субъектности, личности, он является отражением отношения к нему окружающих взрослых, которые в своем взаимодействии с ребенком авансом выражают «человеческое отношение», наделяя его ценностью, уникальной значимостью.

Во втором полугодии ведущей деятельностью становятся предметные манипуляции, а общение, согласуясь с ними, приобретает ситуативно-деловую форму. Эмоционально-положительное самоощущение на основе расширяю-щегося индивидуального опыта в предметном манипулировании обогащается представлением ребенка о себе как деятеле, субъекте предметно-практических действий. Младенец начинает различать успешность и неуспешность своих практических манипуляций, переживать свои достижения и уже на этой основе относиться к одобрению или неодобрению взрослого (Н. Н. Авдеева, 1982).

Отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным. В контексте общения ребенка со взрослым начинается развитие самосознания в его исходных формах. В ходе общения и практической деятельности с помощью взрослого ребенок открывает себя как субъекта, как личность: у него формируется образ самого себя. М. И. Лисина (1986) предлагает для обозначения первичного отражения ребенком самого себя, складывающегося из представления о себе и связанного с ним переживания, термин «образ самого себя» (табл. 36).

Таблица 36

Строение «образа самого себя»

«Образ самого себя» является аффективно-когнитивным комплексом. Когнитивный и аффективный компоненты образа себя на первом году жизни еще четко не дифференцированы и выступают в форме эмоционально-положительного переживания ребенком своей субъектности в коммуникативной и предметно-практической деятельности.

Все это позволяет говорить о том, что у младенца формируются предличностные формы , которые:

•   включают совокупность отношений ребенка к себе, другим людям и миру в целом;

•   существуют в виде некоторых образований, возникающих в пунктах пересечения разных видов этих отношений.

Таким образом, на протяжении первого года жизни у ребенка постепенно складывается образ самого себя (Н. Н. Авдеева; М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова, 2000). На первом году жизни происходит становление и развитие трех линий отношений ребенка: к взрослым, предметному миру и к себе, при ведущей роли отношения к взрослому как к субъекту общения. В сфере отношения к взрослому зарождается активность младенца как предличностное образование. К трем месяцам жизни активность начинает проявляться в двух сферах отношений. В соответствии с тем, как складываются отношения со взрослыми – насыщены или не насыщены они положительными эмоциями, – формируется и отношение к себе – бодрое, радостное самоощущение или вялое, апатичное, и отношение к предметному миру – любознательное, оживленное или безразличное, пассивное.

В конце первого года жизни активность наблюдается во всех трех сферах отношений. Их взаимодействие осуществляется при опосредующей роли отношения к себе, которое становится главным стержнем личностного образования.

3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка

Таблица 37

Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца

Возраст

Формы познавательной и эмоциональной деятельности

4 месяца

Ощупывание предмета

В 3–4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния. После 3–4 месяцев он улыбается знакомым

5–6 мес.

Ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является основой манипуляций с предметами

Второе полугодие

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Появление круговых реакций по Ж. Пиаже

7–8 мес.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие действия»

В 7–8 мес. беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7–11 месяцами появляется так называемый «страх расставания».

10–11 мес.

После 10-ти месяцев появляются первые функциональные действия. Эти функциональные действия не становятся еще предметными; переноса действий на другие предметы еще не происходит

1 год

К концу первого года ребенок включается в достаточно сложные игры-действия

К концу года жизни ребенок стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям

 

  Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

На протяжении младенческого возраста наблюдается наряду с познавательным и эмоциональное развитие. Эта линия развития непосредственно зависит от общения со взрослым. Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие (гуление, лепет, появление первых слов).

  3.3.1.3. Кризис 1 года

Кризисные явления:

•  всплеск самостоятельности;

•  появление аффективных реакций в общении.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским «автономной» (1984).

Характерные черты детской речи:

•  многозначность;

•  ситуативность.

Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается, в первую очередь, на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Выводы

1. Как бы ни описывалось развитие человека, важно не упускать из виду, что индивид непрерывно эволюционирует как единое целое, ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. В «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды, в тесной взаимозависимости самых разных аспектов развития и происходит, с момента рождения, эволюция личности.

2. В период новорожденности у ребенка появляется «комплекс оживления», включающий социальную потребность – в общении. В «комплексе оживления» обнаруживается положительное отношение ребенка ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества.

3. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. До шести месяцев такое общение имеет ситуативно-личностную, а после шести месяцев – ситуативно-деловую форму (М. И. Лисина, 1986).

4. В контексте общения ребенка со взрослым начинается развитие самосознания детей в его исходных формах.

5. На протяжении первого года жизни у ребенка постепенно складывается «образ самого себя», состоящий из представления о себе и связанного с ним переживания (Н. Н. Авдеева, 1982).

6. Появление у ребенка образа себя позволяет говорить о том, что у младенца формируются предличностные формы. Эти предличностные формы включают в себя совокупность отношений ребенка к себе, другим людям и миру в целом.

7. Центральное новообразование младенческого возраста – формирование потребности в общении со взрослыми.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В какой период жизни человека можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных форм поведения?

2. Как развиваются в младенчестве предпосылки к формированию личности?

3. Проведите наблюдения и опишите особенности проявления кризиса одного года.

Темы для рефератов

1. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.

2. Динамика развития предличностных образований в младенчестве.

Литература для аннотирования

1. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 213–222.

2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери: Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 80 с.

3. Дольто Ф. На стороне ребенка: Пер. с франц. – СПб.: Изд-во Петербург – XXI век, 1997. – 527 с.

4. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – М., 1982. – С. 62–72.

5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

6. Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – С. 5–63.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz