Белановская О. В.
Психология личности
Печатается по изданию: Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие |
7 |
1. ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» |
10 |
2 . ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ |
|
2.1. Начала психологии личности |
16 |
2.1.1. Предмет психологии личности: индивид, личность, индивидуальность |
16 |
2.1.1.1. Аспекты изучения человека |
18 |
2.1.1.2. Человек как элемент в различных системах |
20 |
2.1.2. Цели и задачи психологии личности |
21 |
2.1.3. Классические понятия психологии личности |
22 |
2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития |
22 |
2.1.3.2. Среда и наследственность |
24 |
2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию |
25 |
2.1.3.4. Социализация |
26 |
2.1.3.5. Поведение и переживание |
27 |
2.1.3.6. Мотивы и мотивация |
30 |
2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, Я-концепция |
32 |
2.1.4. История психологии личности |
40 |
2.1.4.1. Донаучные представления о личности.Философско-литературный период |
40 |
2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период |
41 |
2.1.4.3. Экспериментальный период в развитии психологии личности |
42 |
2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности |
43 |
2.2. Теории личности |
45 |
2.2.1. Психоаналитические теории личности |
45 |
2.2.1.1. Классический психоанализ З. Фрейда |
45 |
2.2.1.2. Аналитическая теория К. Г. Юнга |
49 |
2.2.1.3. Индивидуальная теория личности А. Адлера |
52 |
2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории: Э. Фромм, К. Хорни |
53 |
2.2.2. Бихевиористические теории личности |
56 |
2.2.2.1. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера |
57 |
2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры |
58 |
2.2.3. Гуманистические теории личности |
61 |
2.2.3.1. Гуманистическая теория личности А. Маслоу |
61 |
2.2.3.2. Феноменологическая теория личности К. Роджерса |
63 |
2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направление в изучении личности |
67 |
2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли |
67 |
2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности |
67 |
2.2.4.2.1. Теория черт Г. Олпорта |
68 |
2.2.4.2.2. Факторная модель личности Р. Кеттелла |
70 |
2.2.4.2.3. Иерархическая структура личности Г. Айзенка |
70 |
2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности В.А.Ядова |
71 |
2.2.5. Теории социализации |
73 |
2.2.5.1. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского |
73 |
2.2.5.2. Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна |
75 |
2.2.5.3. А.Н. Леонтьев и проблемы личности |
76 |
2.2.5.4. Системная модель личности Б. Г. Ананьева |
77 |
2.2.5.5. Концепция персонализации А. В. Петровского |
78 |
2.2.5.6. Структура личности Н. И. Рейнвальд |
79 |
2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности |
81 |
2.2.6.1. Компоненты теорий личности |
81 |
2.2.6.2. Функции теорий личности |
83 |
2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности |
83 |
2.3. Методология и методы психологии личности |
86 |
2.3.1. Методологические проблемы психологии личности |
86 |
2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы |
87 |
2.3.3. Принципы изучения личности |
88 |
2.3.4. Методы изучения личности |
89 |
Резюме |
95 |
3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ |
|
3.1. Периодизация развития личности |
97 |
3.1.1. Психологический возраст личности |
97 |
3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг) |
98 |
3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон) |
101 |
3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) |
104 |
3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (Ю. Н. Карандашев) |
105 |
3.2. Механизмы развития личности |
114 |
3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций |
114 |
3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности |
116 |
3.3. Детство |
119 |
3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве |
119 |
3.3.1.1. Новорожденность |
119 |
3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления |
119 |
3.3.1.1.2. Возрастные новообразования |
119 |
3.3.1.2. Собственно младенчество |
120 |
3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца |
120 |
3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка |
121 |
3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности |
122 |
3.3.1.3. Кризис 1 года |
124 |
3.3.2. Становление личности в раннем возрасте |
125 |
3.3.2.1. Функциональные линии развития |
125 |
3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы |
129 |
3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания |
129 |
3.3.2.4. Кризис 3 лет |
132 |
3.3.3. Развитие личности дошкольника |
135 |
3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка-дошкольника |
135 |
3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника |
137 |
3.3.3.3. Формирование самосознания |
137 |
3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника |
137 |
3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте |
138 |
3.3.3.4. Кризис 7 лет |
138 |
3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте |
140 |
3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте |
140 |
3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника |
142 |
3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника |
143 |
3.4. Взрослость |
146 |
3.4.1. Развитие личности подростка |
146 |
3.4.1.1. Пубертатный кризис |
146 |
3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка |
147 |
3.4.1.3. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте |
148 |
3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте |
152 |
3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте |
152 |
3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте |
153 |
3.4.3. Критерии сформировавшейся личности |
154 |
3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте |
157 |
3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости |
159 |
3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости |
161 |
3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом |
163 |
3.5. Проблемы жизненного пути личности |
168 |
3.5.1. Жизненная стратегия личности |
168 |
3.5.2. Жизненный путь личности как проблема |
169 |
3.5.3. Методы исследования жизненного пути |
170 |
3.5.4. Признаки остановки в личностном росте |
172 |
3.5.5. Защитные механизмы личности |
173 |
Резюме |
178 |
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» |
180 |
5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» |
191 |
Заключение |
200 |
Словарь основных психологических понятий |
202 |
Литература |
210 |