Белановская О. В.

Психология личности

         Печатается по изданию:  Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько.   – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

7

1. ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

10

2 . ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

2.1. Начала психологии личности

16

2.1.1. Предмет психологии личности: индивид, личность, индивидуальность

16

2.1.1.1. Аспекты изучения человека

18

2.1.1.2. Человек как элемент в различных системах

20

2.1.2. Цели и задачи психологии личности

21

2.1.3. Классические понятия психологии личности

22

2.1.3.1. Рост. Созревание. Понятие развития

22

2.1.3.2. Среда и наследственность

24

2.1.3.3. Деятельностный подход к развитию

25

2.1.3.4. Социализация

26

2.1.3.5. Поведение и переживание

27

2.1.3.6. Мотивы и мотивация

30

2.1.3.7. Личностное сознание, самосознание, Я-концепция

32

2.1.4. История психологии личности

40

2.1.4.1. Донаучные представления о личности.Философско-литературный период

40

2.1.4.2. Оформление психологии личности как науки. Клинический период

41

2.1.4.3. Экспериментальный период в развитии психологии личности

42

2.1.4.4. Современные направления в исследовании личности

43

2.2. Теории личности

45

2.2.1. Психоаналитические теории личности

45

2.2.1.1. Классический психоанализ З. Фрейда

45

2.2.1.2. Аналитическая теория К. Г. Юнга

49

2.2.1.3. Индивидуальная теория личности А. Адлера

52

2.2.1.4. Социально-психологические психоаналитические теории: Э. Фромм, К. Хорни

53

2.2.2. Бихевиористические теории личности

56

2.2.2.1. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера

57

2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры

58

2.2.3. Гуманистические теории личности

61

2.2.3.1. Гуманистическая теория личности А. Маслоу

61

2.2.3.2. Феноменологическая теория личности К. Роджерса

63

2.2.4. Когнитивное и диспозиционное направление в изучении личности

67

2.2.4.1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли

67

2.2.4.2. Диспозиционное направление в изучении личности

67

2.2.4.2.1. Теория черт Г. Олпорта

68

2.2.4.2.2. Факторная модель личности Р. Кеттелла

70

2.2.4.2.3. Иерархическая структура личности Г. Айзенка

70

2.2.4.2.4. Диспозиционная структура личности В.А.Ядова

71

2.2.5. Теории социализации

73

2.2.5.1. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

73

2.2.5.2. Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна

75

2.2.5.3. А.Н. Леонтьев и проблемы личности

76

2.2.5.4. Системная модель личности Б. Г. Ананьева

77

2.2.5.5. Концепция персонализации А. В. Петровского

78

2.2.5.6. Структура личности Н. И. Рейнвальд

79

2.2.6. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности

81

2.2.6.1. Компоненты теорий личности

81

2.2.6.2. Функции теорий личности

83

2.2.6.3. Современные стратегии изучения личности

83

2.3. Методология и методы психологии личности

86

2.3.1. Методологические проблемы психологии личности

86

2.3.2. Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы

87

2.3.3. Принципы изучения личности

88

2.3.4. Методы изучения личности

89

Резюме

95

3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

 

3.1. Периодизация развития личности

97

3.1.1. Психологический возраст личности

97

3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг)

98

3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон)

101

3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)

104

3.1.5. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития (Ю. Н. Карандашев)

105

3.2. Механизмы развития личности

114

3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций

114

3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности

116

3.3. Детство

119

3.3.1. Развитие ребенка в младенчестве

119

3.3.1.1. Новорожденность

119

3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления

119

3.3.1.1.2. Возрастные новообразования

119

3.3.1.2. Собственно младенчество

120

3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца

120

3.3.1.2.2. Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка

121

3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности

122

3.3.1.3. Кризис 1 года

124

3.3.2. Становление личности в раннем возрасте

125

3.3.2.1. Функциональные линии развития

125

3.3.2.2. Развитие мотивационной сферы

129

3.3.2.3. Развитие первичных форм самосознания

129

3.3.2.4. Кризис 3 лет

132

3.3.3. Развитие личности дошкольника

135

3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка-дошкольника

135

3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника

137

3.3.3.3. Формирование самосознания

137

3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника

137

3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте

138

3.3.3.4. Кризис 7 лет

138

3.3.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте

140

3.3.4.1. Функциональные линии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте

140

3.3.4.2. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

142

3.3.4.3. Развитие самосознания младшего школьника

143

3.4. Взрослость

146

3.4.1. Развитие личности подростка

146

3.4.1.1. Пубертатный кризис

146

3.4.1.2. Функциональные линии развития подростка

147

3.4.1.3. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте

148

3.4.2. Развитие личности в юношеском возрасте

152

3.4.2.1. Функциональные линии развития в юношеском возрасте

152

3.4.2.2. Развитие самосознания в юношеском возрасте

153

3.4.3. Критерии сформировавшейся личности

154

3.4.4. Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте

157

3.4.4.1. Развитие личности в возрасте ранней зрелости

159

3.4.4.2. Развитие личности в возрасте средней зрелости

161

3.4.4.3. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом

163

3.5. Проблемы жизненного пути личности

168

3.5.1. Жизненная стратегия личности

168

3.5.2. Жизненный путь личности как проблема

169

3.5.3. Методы исследования жизненного пути

170

3.5.4. Признаки остановки в личностном росте

172

3.5.5. Защитные механизмы личности

173

Резюме

178

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

180

5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

191

Заключение

200

Словарь основных психологических понятий

202

Литература

210

Дальше >>>

Hosted by uCoz