ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

 

Но что же эта личность, которая дает реальность и чувству, и уму, и воле, и гению и без которой все — или фантастическая мечта, или логическая отвлеченность? Я много мог бы наговорить... об этом... но предпочитаю лучше откровенно сознаться... что, чем живее созерцаю внутри себя сущность личности, тем менее умею определить ее словами. Это такая же тайна, как и жизнь: все ее видят, все ощущают себя в ее сфере, и никто не скажет вам, что она такое.

В. Г. Белинский

 

 

Личность – одно из многозначных понятий в психологии. Оно имеет различные толкования для обычных людей, философов, богословов, социологов, психологов. В силу растяжимости понятия «личность», или из-за того, что такие слова, как «личность», «характер», «темперамент», «способности» и другие, входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в повседневный бытовой язык, вокруг проблемы личности ведутся споры и дискуссии. При этом существует мало достоверных, экспериментально обоснованных данных, чтобы на их основе можно было признать одну теорию правильной, а другую – нет. До сих пор положения о том, что должно пониматься под личностью, какие проблемы объясняет психология личности как наука и какие методы необходимы для этого, являются не только разнообразными, но и противоречивыми.

Теорий личности много, и отнюдь не все из них попадают в учебники. Появившиеся сегодня в большом количестве издания по психологии личности, в основном, являются переводными американскими учебниками. Приоритеты в данных книгах отдаются, естественно, теориям личности, созданным в Соединенных Штатах, и мало обсуждаются другие персонологические теории. В этих учебниках сохраняется треугольник: психоанализ – бихевиоризм – гуманистическая психология. Однако данный треугольник не может вместить все многообразие современных теорий. За пределами анализа оказываются когнитивные, экзистенциальные, эго-психологические, трансперсональные и многие другие теории личности.

Отсутствуют учебники, посвященные теориям личности в отечественной психологии. В 60-е годы в СССР выделились четыре ведущие теории личности —  теория московской деятельностной школы, представленная работами А. Н. Леонтьева и Л. И. Божович; ленинградской школы, сформулированная в трудах Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева; грузинской школы, восходящая к работам Д. Н. Узнадзе; пермской школы В. С. Мерлина. Отечественные теории личности сегодня продолжают развиваться многими авторами, в числе которых К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. Я. Дорфман, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Ш. А. Надирашвили, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Н. И. Сарджвеладзе, В. И. Слободчиков, Е. А. Субботский и др.

В предлагаемом пособии ставится цель рассмотреть интегрировано современные проблемы психологии личности. Это является достаточно сложной задачей, учитывая множество разнонаправленных позиций отечественных и зарубежных исследователей личности. Общая структура пособия представлена в пяти главах. Первая глава включает авторскую программу курса «Психология личности», читаемого для студентов, обучающихся по специальностям «Практическая психология», «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Предпочтение в выборе материала отдавалось наиболее разработанным и перспективным, с нашей точки зрения, направлениям в изучении личности.

Учебный материал во второй и третьей главах представлен в виде блоков, что способствует выстраиванию внутренней логики курса. Изложение содержания опирается на современные взгляды на предмет психологии личности. В пособии используются материалы исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, подобранные по степени актуальности и новизны. Включенные в содержание схемы, таблицы и комментарии к ним позволят достичь долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии личности. Каждая из них несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психологических знаний о личности, которые будут затем наращиваться, расширяться, и зафиксируются в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Кроме изложенных основных сведений по курсу «Психология личности», в данной главе имеются материалы для самопроверки, тематика рефератов и литература для аннотирования.

В четвертой и пятой главах пособия представлена примерная тематика семинарских и лабораторно-практических занятий. В планы семинарских занятий входит обзор современных исследований по актуальным вопросам психологии личности, предложена литература для углубленного изучения. Планы лабораторно-практических занятий включают вопросы практического изучения особенностей генезиса личности в процессе жизненного пути: автором предлагается подобранный в соответствии с возрастным признаком методический материал для углубленного изучения мотивационной сферы личности, а также сферы самосознания.

Особую благодарность за содержательные консультации, моральную поддержку выражаю доктору психологических наук, профессору Ю. Н. Карандашеву и доктору психологических наук, профессору Т. В. Сенько. Слова признательности моим друзьям и коллегам, преподавателям кафедры возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, а также студентам факультета социальной педагогики и практической психологии за часы бесценных дискуссий и обсуждение материалов книги.

 

О. В. Белановская, г. Минск, июль 1999 года
<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz