Адукацыя i выхавонне, №10. 2000
В статье рассматриваются вопросы изучения идентификации (отождествления) как основного механизма развития личности. Опираясь на материалы отечественных, зарубежных и собственных исследований, автор определяет феноменологическое содержание, структурные компоненты, функции идентификации.
О.В.Белановская, преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного университета им. М.Танка
Идентификация как механизм развития личности
В психологии утвердилась мысль о том, что личность развивается через "присвоение" своей "всесторонней" сущности: "личность человека "производится" - создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности" [1, с. 177]. Тем самым возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности. В связи с этим встаёт вопрос о механизмах производства человека. Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действия, состояния и структуру личности.
Л.С. Выготский считал подражание (отождествление) источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. Он разработал теорию, показывающую, как "через других мы становимся самим собой", "почему с необходимостью всё внутреннее в высших формах было внешним", и доказал, что "вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения" [2, с. 144].
Исследователи подчёркивают, что подражание участвует в формировании личности ребёнка: идентификация - механизм формирования личности; подражание - механизм становления субъективности, внутреннего мира человека; глобальная подражательность - необходимый этап в развитии личностной позиции ребенка [3]. Экспериментальные данные свидетельствуют о наличии в ткани детских образов моторных элементов имитационного характера [4].
Идентификация представляет собой процесс и результат построения "Я" [5]. Это понятие выступает в качестве центрального механизма формирования "Я" и может быть показателем психического развития личности. С явлением идентификации связаны такие понятия, как "Я-концепция", "концепция другого", психическое здоровье, норма психического развития, направленность личности, идеал, картина мира, жизнь, псевдожизнь и вообще практически всё, так как это универсальное явление, проявление психической жизни.
З.Фрейд ввёл в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Согласно его психоаналитической концепции, развитие личности приводит к тому, что "дикий запуганный ребёнок" идентифицируется с родителем того же пола и с богом" [6]. Это делает его социализированным и нравственным. У развивающегося ребёнка постоянно идёт конфликт между бессознательными влечениями и сознательно усваиваемой нормативностью.
Понятие идентификации у З. Фрейда по существу отражает его теорию личности. Идентификация первоначально осуществляется через врождённое влечение к объекту своего пола – прежде всего к родителю (уровень ID), затем через "сверх-Я" (Super-EGO) к "Я" (EGO). При этом идентификация осуществляется через сложные чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии.
Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по 3. Фрейду, являются:
• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого называется страх потери любви (развивающая идентификация);
• страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).
С точки зрения психоанализа особенностями феномена идентификации является то, что она
• имеет чисто эмоциональный характер;
• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции — "свсрх-Я";
• рассматривается как механическое воспроизведение родительскою прототипа на бессознательном уровне:
• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект - родителями (или замещающими их лицами).
Последователи 3.Фрейда исследовали, уточняли и расширяли сферу применения и понимания идентификации. Были введены новые её виды – проективная (М. Кляйн) и защитная (А.Фрейд), которые в психоаналитических течениях служат для объяснения формирования агрессивных форм поведения и определённых качеств "сверх-Я". В современном психоанализе идентификацию рассматривают как динамический, не ограниченный только периодом детства (Э. Эриксон) процесс, протекающий и на бессознательном, и на сознательном уровнях с расширением числа объектов и зависящий от ряда индивидуальных характеристик субъекта [7].
В бихевиоризме развитие личности связывается с понятиями подкрепления, генерализации, имитации. Формирование вторичной мотивационной потребности, или генерализованного навыка имитации, объявляется содержанием идентификации [3]. В бихевиоризме идентификация связывается с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц), теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р.Си-эрс, П. Сиэрс, У. Эммерих), когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).
Основной функцией идентификации считается приобретение новых, уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других. Структура идентификации в бихевиористическом подходе включает поведенческий и когнитивный компоненты; эмоциональный в этом подходе игнорируется. Выбор объекта идентификации у ребёнка определяется весьма прагматичными мотивами - он копирует поведение индивида, который является образцом (моделью).
Согласно данным исследований, в дошкольном возрасте (4-5 лет) через идентификацию усваиваются некоторые стороны ролевого поведения родителей. В исследованиях Д. Линна, А. Хей-лбруна (цит. по [3]) показано, что мальчики (мужчины) идентифицируются скорее со стереотипом мужского образа, а не с отцом. Обнаружена относительность этого влияния в юношеском возрасте также и со стороны сверстников.
В гуманистических концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как самоцель индивида. Социальное окружение – лишь средство, обеспечивающее существование личности. Экзистенциальная личность развивается за счёт стремления к сверхличному, к тому идеалу, который превосходит саму личность. Не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъектности через "проектирующее "Я" [8].
К.Роджерс [9] выделяет четыре параметра "Я":
• real self-concept (реальное представление о себе);
• social sell-concept (представление о своей социальной роли);
• phusical self-concept (представление о собственном физическом состоянии);
• ideal self-concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее).
Кроме дискретности, "Я" одновременно обладает целостностью. Чаше всего в роли такого интегрированного образования выступает "Я-концепция", образ "Я". По мнению К. Роджерса, имя "Я" и меняется течение жизни человека, тем не менее, оно сохраняет свою основную структуру, что позволяет каждому из нас быть одним и тем же человеком.
Движение от "Я-реального" к "Я-идеальному" в данной концепции является главным направлением развития личности по пути к самосовершенствованию и достижению состояния "полноценно функционирующего человека" и в своей основе предполагает идентификационные механизмы.
Отечественная психология рассматривает идентификацию как следствие потребности в общении, эмоционального "голода" на всех уровнях представленности - сознательном и бессознательном.
Феномен идентификации в советской психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида. Идентификация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор её объекта и функции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции. Феноменологическим её признаком служит наличие эмоциональною компонента, переживание своей тождественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентификации [3].
Структура идентификации включает в себя поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Главными функциями ее как механизма развития личности являются: формирование самосознания, социально значимых личностных качеств: интериоризация норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентации, смысловых установок, мотивов и через них регуляция поведения.
Л.Ф. Обухова [ 10] считает, что понимание уподобления (имитации) как формы ориентировки поочередно преимущественно то в предметной, то в смысловой сферах деятельности не только указываем па роль подражания как в копии ив-ном. uk и в межличностном развитии, но и вскрывает сложную динамику конкретно психологических форм этого феномена.
Представление о детском подражании как своеобразной форме ориентировки в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личностных качеств путём уподобления, моделирования их в собственной деятельности развивает выдвинутое отечественными психологами принципиальное положение о подражании как пути культурного развития ребёнка. Так, В.С. Мухина [11] уподобление и обособление в терминах идентификации и отчуждения представляет как универсальные механизмы, которые формируются в фило- и онтогенезе и определяют развитие личности. По её мнению, механизмом присвоения отдельным индивидом всей человеческой сущности является идентификация — отождествление [12].
Идентификация (уподобление) у В.С.Мухиной представлена как интериоризационная идентификация, обеспечивающая само "присвоение" и вчувствование в другого (объектный аспект), и экстрариоризаиионная идентификация, обеспечивающая перенос чувств и мотивов на другого (субъектный аспект). Только во взаимодействии эти механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Другим механизмом развития она выдвигает обособление, которое может иметь объектный и субъектный аспекты и рассматриваться как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения.
В данной концепции идентификация выступает как механизм "присвоения" индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности. Согласно этой теории, диалектически взаимодействующая пара "идентификация – обособление" обеспечивает в онтогенезе усвоение конвенциальных ролей, норм и правил в обществе, развитие самосознания и самой личности в целом.
В онтогенезе личности происходит идентификация с именем, социальными образцами; с полом; с образом "Я" во всех трёх временах личности (прошлом, настоящем, будущем); с общественными ценностями, что обеспечивает бытие в социальном пространстве и даёт индивиду осознание своих прав и обязанностей.
Развитая личность ориентируется на своё мировоззрение, прогнозирует себя, создаст идеальный образ своей жизненной позиции, идентифицируется с ним и стремится соответствовать лому образу.
Ю.Б.Гиппенрейтер [13], подчёркивая важность и недостаточную разработанность вопроса механизмов личностного развития для теории личности и для практики воспитания, выделяет среди механизмов развития личности
• идентификацию;
• сдвиг мотива на цель, подчиняющийся следующему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, другими словами, цель приобретает статус мотива;
• принятие и освоение социальных ролей.
Данные механизмы могут принимать как осознанные, так и неосознанные формы и действуют, как правило, совместно, тесно переплетаясь и усиливая друг друга. Экспериментальные работы В.В.Авраменковой, Н.В.Алексеевой, А.В.Буровой, Г.Е.Ивановой, Ю.Н.Карандашева, Т.И.-Комиссаренко, Т.В.Сенько [3; 14-17], проведённые с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (использовалась концепция развития личности и, в частности, механизмы развития личности, предложенные В.С.Мухиной), подтверждают основные положения концепции. В нашем исследовании [18] в качестве основного механизма становления "Я-форм" замещения рассматривается идентификация. На экспериментальном материале доказано, что к концу раннего возраста через идентификационные действия и развитие психической функции замещения происходит становление у ребёнка такого личностного новообразования, как самосознание. Исходя из определения личностного новообразования, [19], мы считаем, что таковым является любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения.
Таким образом, с точки зрения авторов разных концепций личности идентификация выступает как механизм освоения социального опыта. Личность - социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность человека. Индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность. Развитие личности - непрерывный процесс, вбирающий на каждой стадии психического развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включают в себя механизм идентификации, который не является константным; он переменный и зависит от возраста, стадий психического развития.
Анализ, сопоставление и обобщение подходов к идентификации в современной психологии позволили нам сделать следующие выводы:
• феноменологическим содержанием основного механизма развития личности с точки зрения психоанализа является идентификация, которая проявляется через бессознательное отождествление субъекта с родительскими прототипами;
• в гуманистических концепциях развитие личности происходит через идентификационные механизмы построения "Я";
• в бихевиоризме основной функцией идентификации считается приобретение новых готовых форм поведения, которые и составляют развивающий компонент личности;
• с точки зрения отечественной психологии через идентификационные механизмы человек присваивает человеческую сущность, происходит построение и развитие личности;
• идентификация выступает как основной механизм освоения социального опыта в теориях различных ориентации;
• любое личностное новообразование включает или предполагает механизм идентификации.
Литература:
1. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политическая литература, 1975. - 304с.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функции - Собр. соч.: В 6т. - М.: Педагогика. 1983. -Т. 3. -368с.
3. Попона Л. В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности » возрастном психологии: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07/ Моск. гос. пед. ин-т. — М., I986. – 16 с.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с. 5 M.Педагогика, 1984 – т.4. – 432 с.
Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Пс i халог i я. - 1998. - № 2. - С. 3 - 19.
6. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов// Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
7. Тайсон Р . Тайсон Ф . Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. - Екатеринбург: Деловая книга. 1998 - 528 с..
8. Self and identity: perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. — London and New York. 1987.- 375 p.
9. Rogers C. Client-Centred Therapy. - Boston, 1965. - 560 p.
10. Обухова Л.Ф. Формы и функции подражания в детстве//Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с. .