Учебная программа и методические рекомендации
Краткая аннотация
Программа учебной дисциплины "Психология личности" состоит из трех разделов: "Методология, теория, эксперимент", "Теории личности", "Актуальные вопросы психологии личности". В программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, прослежены логические и исторические связи между теориями в рамках одной научной парадигмы, рассматриваются современные психоаналитические и социально-когнитивные теории, а также теории научения, гуманистические концепции, теория личности как субъекта деятельности и жизнедеятельности. Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные представления и представления личности о себе в их современной интерпретации. Дается представление о методах исследования личности.
Программа предназначена для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также для преподавателей общей психологии и психологии личности.
I. Цель и задачи учебной дисциплины
Цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.
Изучение основных проблем психологии личности основывается на фундаментальных знаниях, полученных в курсе "Общая психология", и является теоретической и эмпирической базой, необходимой для усвоения материала по учебной дисциплине "Экспериментальная психология".
- В соответствии с исходной целью формулируются следующие задачи :
- Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности.
- Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.
- Провести анализ классических и современных теорий личности.
- Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.
II. Организационно-методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
Обучение дисциплине "Психология личности" направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе "Общая психология". Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности - целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению.
Практическая реализация полученных теоретических знаний может быть осуществлена в ходе выполнения курсовых и дипломных работ, в процессе обучения "Основам психологического консультирования", "Основам психотерапии", а также в индивидуальной работе с клиентами.
III. Содержание учебной дисциплины
Раздел I
Методология, теория, эксперимент
Тема 1. Методологические принципы психологии личности
Методология как теория научного метода. Особенности познавательной ситуации исследования личности по А.Г. Асмолову. Принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин). Принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Н. МакВильямс), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), принцип детерминизма (Дж. Уотсон, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства теории, эксперимента и практики (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин, Т.В. Корнилова).
Основные термины и понятия
- Методологический принцип
- Детерминизм
- Структура личности
- Номотетический и идиографический методы
- Валидность
- Проекция
Контрольные вопросы для самопроверки
- Назовите особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.
- На каких методологических принципах основываются современные работы по психологии личности?
- Определите смысл понятия "детерминизм".
- Каковы основные проблемы психологии личности?
- Сравните наблюдение и эксперимент.
- Определите достоинства и недостатки проективных тестов.
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Эпигенетический принцип развития в психологии.
- Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией).
- Подходы к проблеме структуры личности.
- Системный подход в исследованиях личности.
- Особенности экспериментальных исследований в психологии личности.
- Проективные тесты и их теоретические основания.
Основная литература:
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: 1997.
- Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
Раздел II.
Теории личности
Тема 2. Понятие теории личности. Классический психоанализ и его модификации
Теория как форма научного познания психической реальности. Специфика психологической теории (С.Л. Рубинштейн). Имплицитная концепция (Дж. Брунер и Р. Тагиури). Эксплицитная концепция. Классический психоанализ З. Фрейда. Три этапа научного творчества: модель аффективной травмы, топическая и структурная модели. Стадии психосексуального развития по Фрейду. Аналитическая психология К. Юнга. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Индивидуация и ее этапы. Подходы к типологии личности. Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство неполноценности и комплекс неполноценности. Личное и конструктивное превосходство и социальный интерес, творческое Я. Понятие жизненной цели и жизненного стиля.
Основные термины и понятия
- Имплицитная концепция
- Эксплицитная теория
- Бессознательное
- Психический аппарат
- Истерия
- Первичные и вторичные процессы
- Личное и коллективное бессознательное
- Интроверт/экстраверт
Контрольные вопросы для самопроверки
- Определите основные различия между имплицитной и эксплицитной концепциями.
- Объясните принцип работы механизма вытеснение.
- Дайте характеристику каждого из трех этапов научного творчества З. Фрейда.
- Какие содержания находятся в коллективном бессознательном?
- Выделите критерии, на которых построена классификация психических типов по Юнгу.
- Дайте определение компенсации и сверхкомпенсации.
- Объясните, каковы причины возникновения чувства неполноценности по Адлеру.
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Имплицитные концепции интеллекта.
- Имплицитные концепции личности.
- Сновидение и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу.
- Архетип Трикстера и его особенности.
- Понятие Самости в работах Юнга.
- Компенсаторные возможности психики.
- Самоутверждение личности и его связь с типами превосходства по Адлеру.
Основная литература:
- Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
- Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
- Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 344-364.
- Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Канон, 1994.
- Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
- Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998.
Тема 3. Развитие психоанализа
Шесть принципов классического психоанализа. Основные направления современного психоанализа: эго-психология (Х. Гартманн, А. Фрейд, Э. Эриксон), психология объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Х. Кохут). Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж. Боулби, М. Малер). Перенос и сопротивление. Типичные проявления реакций переноса, основные элементы переноса, классификации переноса. Сопротивление и его клинические проявления. Классификации сопротивления. Психологические механизмы и методы их диагностики.
Основные термины и понятия
- Идентичность
- Эпигенез
- Объектные отношения
- Сепарация
- Защитные механизмы
- Привязанность
- Перенос
- Сопротивление
- Базисный дефект
- Нормальный аутизм
- Эго-психология
Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы функции Я по Гартманну?
- Какие защитные механизмы выделила А. Фрейд?
- В чем заключаются отличия эпигенеза от преформизма?
- По каким признакам определяют сформированность доверия на орально-сенсорной стадии развития?
- Что такое компетентность по Эриксону?
- Назовите и дайте определение защитным механизмам, которые, согласно М. Кляйн, возникают уже на первых стадиях развития ребенка.
- Каковы основные стадии процесса отделения/индивидуации по М. Малер?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Сравнение классического и "дикого" психоанализа.
- Связь симптомов посттравматического стрессового расстройства с моделью привязанности по Боулби.
- Принцип эпигенеза в психологии.
- Эпигенетические и преформистские психологические теории.
- Чувство изоляции в период ранней взрослости.
- Понятие объекта в теории Фрейда и работах Английской школы.
- Изменение представлений о переносе в истории психоанализа.
- Регрессия как способ защиты личности от тревоги.
- Юмор как одна из зрелых психологических защит.
- Типичные защиты подростка.
Основная литература:
- Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
- Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
- Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
- Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
- Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55- 83.
- Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр. 2003.
- Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
- Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
- Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
- Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
- Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Тема 4. Гуманистическая психология
Основные принципы гуманистической психологии. Теория личностных черт Г. Олпорта. Принцип функциональной автономии мотивов. Мотивы нужды и мотивы развития. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по Маслоу. Теория К. Роджерса и понятие конгруэнтности. Безусловное положительное отношение к человеку и эмпатия. Феноменальное поле и самость. Принципы личностно-центрированной психотерапии.
Основные термины и понятия
- Мотивы развития
- Принцип функциональной автономии мотивов
- Черта
- Самоактуализация
- Конгруэнтность
- Эмпатия
- Индирективная психотерапия
Контрольные вопросы для самопроверки
- Чем отличаются мотивы нужды от мотивов развития по Олпорту?
- Каким образом происходит формирование черт личности?
- Каковы особенности идиографического метода исследования личности?
- Что такое номотетический метод исследования?
- Назовите уровни иерархии потребностей по Маслоу.
- Как определяется потребность в самоактуализации?
- Что такое конгруэнтность?
- Почему эмпатия и безусловное положительное принятие клиента позволяют ему изменяться?
- Каковы основные принципы личностно-центрированной терапии?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Сравнительный анализ гуманистического направления и глубинной психологии.
- Понятие предельных переживаний по Маслоу.
- Сопоставление различных подходов к работе с клиентом.
- Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу.
- Развитие эмпатии в общении с ребенком.
- Проблема эмпатийного слушания в психотерапии.
Основная литература:
- Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1997.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
- Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер, 1997.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Тема 5. Теория поля К. Левина. Теория личностных конструктов Дж. Келли
Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии. Основные принципы теории поля К. Левина. Структурная часть теории поля: психологическое поле и личность, внутриличностый регион, перцептуально-моторный слой, понятие субрегиона, валентные объекты. Динамическая часть теории: психическая энергия, истинные потребности и квазипотребности, напряжение, принцип редукции напряжения. Экспериментальные работы школы К. Левина. Становление когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Понятие конструкта. Биполярность, диапазон применимости и индивидуальность. Развитие системы конструктов. Тест репертуарных решеток.
Основные термины и понятия
- Динамическое поле
- Истинная потребность
- Квазипотребность
- Уровень притязаний
- Замещающая деятельность
- Полевое поведение
- Личностный конструкт
- Биполярность конструкта
Контрольные вопросы для самопроверки
- Интерпретация результатов какого эксперимента стала началом гештальтпсихологии?
- Что такое гештальт?
- Каковы основные черты теории поля?
- Какова структура личности и психологического поля?
- В чем состоит специфика квазипотребности?
- Чем различаются научные понятия и личностные конструкты?
- Как образуется личностный конструкт?
- Каковы пути изменения системы конструктов?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Нормативы экспериментальных исследований в школе Курта Левина.
- Адекватность уровня притязаний в подростковом возрасте.
- Исследование полевого поведения при повышении ситуативной тревожности личности.
- Понятие "когнитивная простота/ сложность" в теории Келли.
- Особенности системы конструктов в подростковом возрасте.
- Исследование регрессии в школе К. Левина.
Основная литература:
- Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 276-283.
- Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Тема 6. Теории научения в психологии личности
Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии в психологии научения. Сходство и различия теории научения и социально-когнитивной теории. Обучение путем наблюдения (А. Бандура). Четыре компонента обучения в процессе наблюдения: внимание, память, воспроизведение движений, мотивация. Агрессия и ее детерминанты. Самоэффективность и источники ее оценки.
Основные термины и понятия
- Респондентное обусловливание
- Оперантное обусловливание
- Подкрепление
- Режимы подкрепления
- Наблюдение
- Косвенное подкрепление
- Самоэффективность
- Научение
Контрольные вопросы для самопроверки
- Чем отличается оперантное обусловливание от респондентного?
- Что такое подкрепление? Каков смысл подкрепления в теории Скиннера?
- Какие режимы подкрепления являются наиболее эффективными?
- Что такое негативное подкрепление?
- Как происходит обучение с помощью наблюдения по А. Бандуре?
- В чем состоит самоэффективность? Каковы ее функции?
- Каковы причины агрессивного поведения по А. Бандуре?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Агрессия как социальное научение.
- Самоэффективность и ее динамика.
- Подражание и идентификация в теории А. Бандуры.
- Проблема ожидания в социально-когнитивной теории.
- Проблема социализации и ее решение в теориях научения.
Основная литература:
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
- Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Тема 7. Отечественная психология личности
Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская).
Основные термины и понятия
- Интериоризация
- Опосредствованность
- Высшие психические функции
- Предметная деятельность
- Психическая деятельность
- Личностный смысл
- Детерминизм
- Внутренние условия
- Жизненный путь
- Отношение
- Установка
Контрольные вопросы для самопроверки
- Какие гипотезы проверялись в экспериментах Л.С. Выготского?
- Как осуществляется культурное развитие ребенка?
- Что происходит с натуральными психическими функциями при развитии высших психических функций?
- Какова структура предметной и психической деятельности по А.Н. Леонтьеву?
- Что такое личностный принцип?
- Как возникает установка?
- Что такое отношение по В.Н. Мясищеву?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.
- Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции.
- Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна.
- Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах.
- Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова.
Основная литература:
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.
- Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С. 15-38.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
- Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
Раздел III.
Актуальные вопросы психологии личности
Тема 8. Темперамент как базовая характеристика личности
Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) и психологические теории (В.С. Мерлин). Основные школы темперамента. Результаты разработки проблемы темперамента в отечественной психологии и за рубежом. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование (Томас, Чесс). Легкий, трудный типы темперамента, темперамент с длительным привыканием. Луизвильский лонгитюд. Трехкомпонентная теория Пломина. Исследование детского темперамента (Е.А. Сергиенко): трудный, легкий, стеничный и пассивный типы темперамента у моно- и дизиготных близнецов и одиночно рожденных детей.
Основные термины и понятия
- Формально-динамические свойства психики
- Содержательные свойства психики
- Интегральная индивидуальность
- Реактивность
- Активность
- Эмоциональность
- Пластичность
- Индивидуальный стиль деятельности
Контрольные вопросы для самопроверки
- На основе каких частных конституций формируется темперамент?
- Какие три свойства, по В.М. Русалову, отражают общее свойство активности?
- Каковы уровни интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину?
- В чем суть регулятивной теории темперамента Я. Стреляу?
- Какие типы темперамента были выделены в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании А. Томаса и С. Чесса?
- Какие вопросы возникают в связи с проблемой детского темперамента?
- Обоснуйте выводы, сделанные в исследованиях лаборатории когнитивных процессов Е.А. Сергиенко, об изменении стиля семейного воспитания по мере взросления ребенка.
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- История развития взглядов на темперамент.
- Конституциональная теория У. Шелдона.
- Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина.
- Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына.
- Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова - Небылицына.
Основная литература:
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
- Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.
- Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психол. журн. Т. 22, № 3. 2001. С. 68-85.
Тема 9. Эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение
Определение эмоций. Виды эмоций. Нейрофизиологический, экспрессивный и чувственный аспекты эмоций. Валентность эмоций. Страх и его причины. Первая теория страха З. Фрейда. Вторая теория страха. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.
Основные термины и понятия
- Эмоция
- Валентность
- Страх
- Тревога
- Объект страха
- Проекция
- Идентификация
- Рационализация
- Интеллектуализация
- Сублимация
- Регрессия
Контрольные вопросы для самопроверки
- С чем связаны трудности регистрации эмоционального состояния?
- Каковы функции эмоций?
- Чем обосновано разделение эмоций на положительные и отрицательные?
- В чем состоит первая теория страха З. Фрейда?
- Каковы основные представления о тревоге во второй теории страха?
- В чем состоит основное отличие тревоги от страха?
- Каковы варианты толкования механизма проекции?
- Почему сублимация и юмор считаются наиболее зрелыми психологическими защитами?
- Что такое совладающее поведение?
- Каковы механизмы совладающего поведения?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Механизмы эмоциональной неустойчивости личности.
- Теории страха в современной психологической литературе.
- Защитные механизмы подростков.
- Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности.
- Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина.
- Компенсация как механизм психологической защиты.
- Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте.
Основная литература:
- Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.
- Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
- Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18, № 5. 1997. С. 20-30.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
Тема 10. Я-концепция: половая и гендерная идентичность. Социальные представления личности
Самосознание как процесс и результат. Параметры процесса самосознания: Я как активный деятель, единство Я, идентичность Я, осознание себя как отличного от окружающего мира. Я-концепция как результат самосознания. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности. Половая идентичность и проблема ее формирования. Нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями. Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Социальные представления. Социальное мышление и его процедуры: проблематизация, репрезентация, интерпретация и категоризация.
Основные термины и понятия
- Я-концепция
- Образ Я
- Самооценка
- Модальности Я-концепции
- Половая идентичность
- Поло-ролевая идентификация
- Гендер
- Маскулинность
- Фемининность
- Социальные представления
Контрольные вопросы для самопроверки
- Какие аспекты включает в себя самосознание как процесс?
- Из каких отдельных образов состоит образ Я?
- Чем определяется самооценка?
- В чем состоит отличие пола от гендера?
- Можно ли считать андрогинность признаком адаптивности личности?
- Что такое социальное представление?
- Каковы процедуры социального мышления?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Половая идентичность в период юности.
- Проблемы половой идентификации подростка.
- Самоутверждение подростка.
- Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности.
- Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера.
- Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера.
- Проблема социальных представлений в отечественной психологии.
- Социальные представления в работах С. Московичи.
Основная литература:
- Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
- Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Тема 11. Жизненный путь личности
Теории П. Жане и Ш. Бюлер. Философские воззрения С.Л. Рубинштейна. Понятие субъекта жизнедеятельности. Понятие психологического поля. Личностная дистанция. Субъективное пространство личности. Психологическое пространство и проблема одиночества. Одиночество как состояние и как чувство. Ситуативное и хроническое одиночество. Объективное и субъективное время. Событийный подход А.А. Кроника. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст личности. Типы регуляции времени по В.И. Ковалеву. Режимы осуществления деятельности по Л.Ю. Кублицкене.
Основные термины и понятия
- Жизненный путь
- Активность
- Инициатива
- Ответственность
- Психологическое время личности
- Социальная идентичность
- Функционально-динамический подход
- Событийный подход
- Эволюционно-генетический подход
Контрольные вопросы для самопроверки
- В чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности?
- Каковы основные признаки человека как субъекта жизни?
- В чем состоит различие между инициативной и ответственностью?
- Как Рубинштейн трактовал сознание, изучаемое в рамках проблемы жизненного пути личности?
- Каковы черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности?
- Как измеряется психологический возраст в событийном подходе к проблеме времени?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности.
- Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии.
- Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу.
- Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна.
- Трагическое и комическое в жизни личности.
- Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна.
Основная литература:
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
- Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.
- Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
- Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
Тема 12. Волевая регуляция личности
Гетерономные теории воли (Г. Эббингауз, И. Гербарт). Аффективная теория воли В. Вундта. Теории автономной воли: мотивационный подход (воля как мировая сила - А. Шопенгауэр, Г.И. Челпанов, воля как начальный момент мотивации действия - К. Левин, Т. Рибо, воля как способность преодолевать препятствия - Ю. Куль, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе), подход свободного выбора (И. Кант, У. Джеймс, С.Л. Рубинштейн), регуляционный подход (М. Басов, К. Левин). Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности. Нарушение волевого контроля.
Основные термины и понятия
- Гетерономные теории воли
- Автономные теории воли
- Волевое поведение
- Волевое действие
- Волевая регуляция
- Произвольное действие
- Пиромания
- Клептомания
- Трихотилломания
Контрольные вопросы для самопроверки
- Как трактуется феномен воли в гетерономных теориях?
- Перечислите признаки, по которым различаются мотив и воля
- Каковы основные признаки волевого действия?
- Чем отличается механизм восполнения дефицита побуждения к действию от механизма изменения смысла деятельности?
- Каковы механизмы совершения волевого усилия?
- В чем вы видите причины патологически привычных действий?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Основные подходы к проблеме воли в психологии.
- История изменения взглядов на волю.
- Воля и саморегуляция.
- Механизмы изменения смысла деятельности.
- Характер и волевые качества личности.
- Нарушение контроля поведения при различных заболеваниях.
Основная литература:
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
Тема 13. Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности
Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Критерии уровня развития личности: защитные механизмы, основная проблема личности, способность тестировать реальность, эго-идентичность, объектные отношения. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Проблемы доверия/недоверия, приближения/избегания, инициативы/вины. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.
Основные термины и понятия
- Невротический уровень
- Пограничный уровень
- Психотический уровень
- Защитные механизмы
- Обсессивно-компульсивный
- Шизоидный
- Нарциссический
- Параноидный
- Объектные отношения
- Интеграция идентичности
- Перенос
- Контр-перенос
Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы критерии диагностики характера личности?
- Определите типичные особенности невротической личности.
- Какие защиты использует пограничная личность?
- Какова природы базового конфликта у психотической личности?
- В чем вы видите отличие структурного интервью Кернберга от других видов интервью?
- Как оценить уровень интеграции Супер-эго?
- Какими чертами обладает Супер-эго у здоровой личности?
- Какие вопросы задаются клиенту на заключительной фазе интервью?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Роль психологической защиты в избавлении от чувства тревоги.
- Защита и тревога.
- Типы защит пси экзистенциальной тревоге.
- Обсессивно-компульсивная личность и особенности ее отношения к миру.
- Нарциссическая личность и ее исследование в работах Х. Кохута и О. Кернберга.
- Особенности шизоидной организации личности.
- Глубокая психопатология и подходы к терапии таких пациентов.
Основная литература:
- Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
- Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
- Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
- Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
- Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003.
- МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
- Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
- Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ: В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996.
- Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
- Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
- Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
Темы курсовых и дипломных работ
- Эпигенетический принцип развития в психологии
- Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией)
- Подходы к проблеме структуры личности
- Системный подход в исследованиях личности
- Особенности экспериментальных исследований в психологии личности
- Проективные тесты и их теоретические основания
- Имплицитные концепции интеллекта
- Имплицитные концепции личности
- Сновидение и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу
- Архетип Трикстера и его особенности
- Понятие Самости в работах Юнга
- Компенсаторные возможности психики
- Самоутверждение личности и его связь с типами превосходства по Адлеру
- Сравнение классического и "дикого" психоанализа
- Связь симптомов посттравматического стрессового расстройства с моделью привязанности по Боулби
- Принцип эпигенеза в психологии
- Эпигенетические и преформистские психологические теории
- Чувство изоляции в период ранней взрослости
- Понятие объекта в теории Фрейда и работах Английской школы
- Изменение представлений о переносе в истории психоанализа
- Регрессия как способ защиты личности от тревоги
- Юмор как одна из зрелых психологических защит
- Типичные защиты подростка
- Сравнительный анализ гуманистического направления и глубинной психологии
- Понятие предельных переживаний по А. Маслоу
- Сопоставление различных подходов к работе с клиентом
- Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу
- Развитие эмпатии в общении с ребенком
- Проблема эмпатийного слушания в психотерапии.
- Нормативы экспериментальных исследований в школе Курта Левина
- Адекватность уровня притязаний в подростковом возрасте
- Исследование полевого поведения при повышении ситуативной тревожности личности
- Понятие "когнитивная простота/ сложность" в теории Дж. Келли
- Особенности системы конструктов в подростковом возрасте
- Исследование регрессии в школе К. Левина.
- Агрессия как социальное научение
- Самоэффективность и ее динамика
- Подражание и идентификация в теории А. Бандуры
- Проблема ожидания в социально-когнитивной теории
- Проблема социализации и ее решение в теориях научения
- Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну
- Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции
- Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна
- Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах
- Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова.
- История развития взглядов на темперамент
- Конституциональная теория У. Шелдона
- Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина
- Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына
- Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова-Небылицына
- Механизмы эмоциональной неустойчивости личности
- Теории страха в современной психологической литературе
- Защитные механизмы подростков
- Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности
- Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина
- Компенсация как механизм психологической защиты
- Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте
- Половая идентичность в период юности
- Проблемы половой идентификации подростка
- Самоутверждение подростка
- Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности
- Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера
- Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера
- Проблема социальных представлений в отечественной психологии
- Социальные представления в работах С. Московичи
- Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности
- Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии
- Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу
- Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна
- Трагическое и комическое в жизни личности
- Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна
- Основные подходы к проблеме воли в психологии
- История изменения взглядов на волю
- Воля и саморегуляция
- Механизмы изменения смысла деятельности
- Характер и волевые качества личности
- Нарушение контроля поведения при различных заболеваниях
- Роль психологической защиты в избавлении от чувства тревоги
- Защита и тревога
- Типы защит при экзистенциальной тревоге
- Обсессивно-компульсивная личность и особенности ее отношения к миру
- Нарциссическая личность и ее исследование в работах Х. Кохута и О. Кернберга
- Особенности шизоидной организации личности
- Глубокая психопатология и подходы к терапии таких пациентов
Вопросы для подготовки к экзамену
- Личность как предмет психологического исследования
- Общее представление о личности, определение
- Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность
- Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"
- Методологические принципы современной психологии личности: принцип структурной организации личности и принцип активности
- Методологические принципы современной психологии личности: принцип развития, принцип субъекта и принцип детерминизма
- Основные проблемы психологии личности
- Методы исследования личности
- Проективные методики и принцип проекции
- Психоанализ З. Фрейда
- Определение механизмов вытеснения и сопротивления по Фрейду
- Стадии развития личности ребенка по Фрейду
- Метод свободных ассоциаций (З. Фрейд)
- Защитные механизмы личности (отрицание, проекция, рационализация, сублимация и др.)
- Аналитическая психология К. Юнга (общее представление)
- Личное и коллективное бессознательное
- Представление об архетипах. Основные архетипы человека.
- Проблема индивидуации как развития индивидуальности личности по Юнгу
- Учение Юнга о психических типах
- Индивидуальная психология А. Адлера (общее представление)
- Проблема компенсации и сверхкомпенсации по Адлеру
- Фрейд, Юнг и Адлер - единомышленники и противники
- Направления современного психоанализа: эго-психология
- Направления современного психоанализа: теории объектных отношений
- Определение переноса, типичные проявления переноса
- Основные элементы переноса
- Классификации реакций переноса
- Сопротивление и его проявления
- Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
- Основные стадии жизненного цикла по Эриксону
- Понятия интроекции, идентификации и идентичности (Эриксон)
- Гуманистическая психология
- Движущие силы развития личности в психоанализе и гуманистической психологии
- Принципы индирективной психотерапии К. Роджерса
- Концепция самоактуализации А. Маслоу
- Когнитивистское направление: психология личностных конструктов Дж. Келли
- Тест репертуарных решеток
- Теория оперантного обусловливания Скиннера
- Решение основных проблем психологии личности в теориях научения
- Социально-когнитивная теория Бандуры
- Гештальттеория К. Левина
- Истинные потребности и квазипотребности по Левину
- Экспериментальные работы в школе К. Левина (эксперименты Зейгарник, Овсянкиной, Карстен, Хоппе)
- Эффект Зейгарник и эксперименты Овсянкиной
- Основные направления исследования личности в отечественной психологии. Развитие личности ребенка в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
- Личность и деятельность в концепции А.Н. Леонтьева
- Проблема самосознания, личности и ее жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна
- Основные проблемы современной отечественной психологии личности
- Современные концепции темперамента
- История взглядов на проблему темперамента
- Проблема детского темперамента
- Теория Р. Пломина
- Эмоции и их функции
- Виды эмоций. Страх и тревога
- Психологические защиты и совладающее поведение
- Самосознание как процесс и результат
- Образ Я и самооценка
- Развитие Я-концепции
- Половая идентичность
- Пол и гендер
- Психологические пространство и время личности
- Теории воли
- Волевое и произвольное действие
- Механизмы волевой регуляции личности
- Невротический уровень организации личности
- Психотический уровень организации личности
- Пограничный уровень организации личности
Список рекомендуемой литературы:
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
- Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.
- Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
- Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.
- Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
- Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
- Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
- Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
- Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
- Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
- Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: 1997.
- Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 276-283.
- Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
- Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003.
- Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
- Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1997.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С. 15-38.
- Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18, № 5. 1997. С. 20-30.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
- Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.
- Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.
- Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
- Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000.
- Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психол. журн. Т. 22, № 3. 2001. С. 68-85.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
- Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ: В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
- Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
- Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 226-265.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 125-177.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
- Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 344-364.
- Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
- Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
- Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Канон, 1994.
- Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
- Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998. 295 с.
<<< Назад Дальше >>>