2.2.2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г. провозгласил девиз этого направления: «стимул – реакция». С его точки зрения эмоции возникают как условно-рефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами, а мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи – сигналов, обозначающих объекты рассуждения (периферическая теория мышления).
Дж. Б. Уотсон отрицал доминировавшее тогда представление о психологии как об уникальной науке, направленной на раскрытие структуры сознания на основе самонаблюдения. Психология, полагал он, должна изучать поведение, используя те же типы объективных техник, что и естественные науки. Используя павловский принцип обусловливания, он утверждал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков» (J. B. Watson, 1926).
2.2.2.1. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера (1904 – 1990)
Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.
Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:
Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.
Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма.
Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение.
Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.
Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.
Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.
Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека.
В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов – оперантных реакций . Он признавал два основных типа поведения:
респондентное как ответ на знакомый стимул,
оперантное , определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.
Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление – ключевая концепция системы автора. Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные – сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) – событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.
С точки зрения автора, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Наиболее типичные методы аверсивного контроля – наказание и негативное подкрепление.
Б. Ф. Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения, а сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Он придерживался мнения, что личность — это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.
2.2.2.2. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры (род. в 1925)
А. Бандура полагает, что психологическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимно зависимые детерминанты . Разработанная А. Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть, люди могут оказывать какое-то влияние на свое собственное поведение (табл. 18).
Таблица 18
Модель взаимного детерминизма
А. Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами, люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.
А. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведение и мотивации (табл. 19).
Компоненты научения через наблюдение
Процессы внимания |
Процессы сохранения |
Моторно-репродуктивные процессы |
Мотивационные процессы |
Человек следит за поведением модели и точно воспроизводит это поведение |
Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее |
Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа |
Если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепле-ние) потенциаль-но присутствует, человек совершает моделируемое поведение |
Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры:
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является проблема саморегуляции.
Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.
Выводы
1. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
2. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.
3. С позиции бихевиоризма личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
4. Подкрепление – ключевая идея теории Б. Ф. Скиннера. Основа теоретической концепции А. Бандуры — моделирование или научение через наблюдение. Саморегулирование или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории А. Бандуры.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите некоторые из основных различий между респондентным и оперантным поведением. Что Б. Ф. Скиннер подразумевал под термином оперант при рассмотрении научения?
2. В чем взгляды бихевиористов на человеческую природу отличаются от взглядов теоретиков психоанализа?
3. Полагаете ли Вы, что А. Бандура действительно бихевиорист? Рассматривая этот вопрос сопоставьте социально-когнитивную точку зрения А. Бандуры со взглядами Б. Ф. Скиннера.
4. Каковы основные источники самоэфффективности в теории А. Бандуры?
Темы для рефератов
1. Проблема саморегулируемого поведения в концепции бихевиоризма.
2. Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной.
3. Обучение навыкам общения – модели бихевиоризма.
4. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
Литература для аннотирования
1. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 128 с.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С. 331–430.
3. Холл С. К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: "КСП+", 1997. – С. 541–613.
4. В randst a tter H., Schuler Н ., Stocker-Kreichgauer G. Psychologie der Person: 2. uberab. u. erw. Aufl. – Stuttgart, Berlin, K o ln, Mainz: Kohlhammer, 1978. – S. 124–155.