Стоит сказать «Я», ложь тут как тут. Стоит заговорить о себе, начинаются истолкования. Стоит приступить к исповеди, вторгается вымысел.

Р. Мерль. За стеклом

 

 

2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

2.1. НАЧАЛА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

2.1.1. Предмет психологии личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Не раздумывая, можно осознать, что, говоря о личности, нельзя ограничиваться только биологическими характеристиками. Личность – не материальное существо или природная категория, а социально-культурологическая конструкция.

Каждая общность вырабатывает свои представления о личности, ее отличительных чертах, которые составляют «хорошую» личность. Но невозможно узнать, что же есть личность без понимания качеств, которые социальная группа предписывает человеческому существу, являющемуся личностью. Эти качества могут меняться со временем и обстоятельствами. К примеру, у народа хинди существует традиционный взгляд на личность как позицию в системе социальных отношений. Они считают, что индивид не является личностью (Marriott, 1976), то есть физический представитель вида Homo sapiens не личность, пока не принадлежит к группе и не выполняет свои обязанности.

Во многих культурах индивид в его «физичности» не лучше, чем любое другое животное. Необходима трансформирующая сила культуры и общества для обращения животного в человека. Дефиниции личности могут варьироваться, но, похоже, есть некие центральные элементы, появляющиеся снова и снова. Эти общие характеристики предположительно аддиктивны и проявляются во время социокультурной эволюции человека как относящиеся к альтернативным определениям, более полезным в процессе биологического выживания.

Простой пример может проиллюстрировать этот процесс. Предположим, что где-то на земле существовали две соседствующие нации, каждая со своим уникальным языком и культурой. Одна из них, назовем ее «агацци», выработала представление о личности, как о ком-то, кто хорошо противостоит своим соседям. Другая группа, будем звать их «бамбани», определяла личность как «того, кто оправдывает ожидание коммуны». Все же остальное в окружающей среде двух групп абсолютно одинаково. Кооперация – лучшая стратегия выживания при давлении со стороны окружающей среды. Таким образом, есть смысл заключить, что устоять перед лицом трудностей «бамбани» имеют больше шансов, чем «агацци», и менее вероятно, что они дезинтегрируют. Конечно же, реальная жизнь гораздо более сложна, чем этот упрощенный пример, но, тем не менее, реальные общности часто достигают этого упрощенного уровня в построении своих моделей личности.

Модели, адаптированные различными культурами в различные времена, имеют важные черты сходства. Можно заключить, что общие элементы, структурирующие личность, имеют значение для выживания любой человеческой группы, в любом времени и месте. Такое представление о личности определяет то, как общество воздействует на человеческие существа, окультуривая их животную природу, создавая модели личности. К примеру, родитель смотрит на ребенка, взращивая его, стремясь дать ему образование, через призму культурных представлений о том, что есть личность.

Слово «рerson» происходит от латинского «per» и «sonare», то есть, «через, посредством звучания». Это основано на факте, что в Древней Греции и Древнем Риме сценические актеры надевали маски, которые отражали их персонаж. И эти маски служили примитивными громкоговорителями, помогая усиливать голос актера. На концепцию личности повлиял этот имидж актера, играющего свою роль через маску. Поэтому философы и социологи часто рассматривали личность как нечто не подлинное, маскировку.

С самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. К примеру, C. G. Jung (1954, 1959, 1960) позаимствовал у латыни термин «персона» для обращения к социальным маскам, которые мы учимся носить, чтобы прятать от нас самих, от других, подлинные стремления, желания и возможности, то, что было бы слишком опасно или сложно выражать. Формируя персону, индивид приспосабливается к социальным определениям самого себя, интернализирует коллективные идеалы общества.

Социолог E. Goffmann (1959) разработал целостную модель самости, основанную на драматической модели. С его точки зрения, большинство наших дел в жизни – игра на сцене. Люди следуют ролям, которые представляют большее преимущество. И социальное взаимодействие, в основном, настаивает на репетициях, принимая или отвергая эти роли. Как C. G. Jung, так и E. Goffmann видели в личности искусственный стратегический продукт. Основное различие между исследователями заключается в следующем: C. G. Jung верил, что под маской персоны скрыта более глубокая и гениальная структура, а Е. Goffmann считал, что маска скрывает пустоту.

Из вышеизложенного следует, что основные черты личности должны включать способность освоить роль на культурной сцене. Это включает в себя и способность распознавать роли других, и отвечать в соответствии с культурными сигналами, настроениями, и принимать другую роль. Именно по этой причине многие ранние общности считали представителей других племен не людьми, не личностями, так как их язык и привычки не были понимаемы. Например, греки называли всех других «варварами», потому что их язык был для них бессмыслицей и звучал как «вар-вар». А в языке американского племени навахо (navajo) термин «люди» сохранился исключительно по отношению к представителям собственного племени.

Концептуальное значение понятия личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Наиболее перспективной исходной позицией в отечественной психологии является понимание личности как реального деятельного человека – общественного индивида. Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

•  личность – абстракция;

•  личность не включает генотипические и физиологические особенности;

•  личность – совокупность социальных качеств человека;

•  способ существования – деятельность.

 

2.1.1.1. Аспекты изучения человека

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей). «Индивид, – как правильно указывает Е. В. Шорохова (1966), – обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность».

Человеком рождаются – личностью становятся. Новорожденный ребенок – это человеческий индивид, но еще не личность. В благоприятных условиях развития он станет личностью. Но детей, выросших за пределами общества, и росших без изучения языка и социальных норм, часто невозможно отнести к личностям. Так же не определяются как личности индивиды, которые из-за генетических дефектов или вследствие какой-либо травмы ведут вегетативный образ жизни и не способны взаимодействовать с кем-либо. То же относится и к массовым убийцам и другим психопатам или социопатам (S. Hampson, 1995).

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Таблица 1

Схема психологической макроструктуры человека

по Б. Г. Ананьеву

Индивидуальность человека может проявляться в особенностях его ума, чувств, воли по отдельности или вместе взятых. В житейском обиходе нередко приравнивают понятия «личность» и «яркая индивидуальность». С этой точки зрения личностью можно назвать только ярких, оригинальных, талантливых людей, которые оказывают сильное влияние на окружающих глубиной своих чувств, мыслей, поступков. Однако с позиций научной психологии личностью является каждый человек при условии достижения им определенного уровня развития.

2.1.1.2. Человек как элемент в различных системах

Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Ответ на вопрос о человеке как «элементе» разных систем, о том, является ли человек существом физическим, биологическим или разумным, не может быть дан до тех пор, пока не указана система , в которой рассматривается человек, и задачи , для решения которых становятся подобные вопросы (табл. 2). Проблема приобретения человеком системных качеств была поставлена и исследована А. Н. Леонтьевым.

Таблица 2

Уровни анализа человека

Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем:

•  структурно-функциональный (биологический). В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко приспособлены к условиям образа жизнедеятельности вида;

•  системно-исторический (общественный). Наряду со структурно-функциональным аспектом анализа системных качеств человека выделяют еще один аспект его изучения в системе общества – системно-исторический. Этот аспект системных качеств отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем, в том числе и «личность» в системе общественных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например, социальные роли раздвигают границы тех систем, в которые она входит.

Человек как «элемент» входит во множество разнопорядковых физических, биологических и социальных систем. Этот аспект системного исследования человека выступает при его изучении в системно-структурном ракурсе. Системно-исторический план изучения человека открывает новые грани видения человека в разных системах и приводит к проблеме изучения его роли в эволюции систем, преобразовании природы и общества.

 

2.1.2. Цели и задачи психологии личности

Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни (Л. Хьелл, А. Зиглер, 1997).

В задачи психологии личности входит:

•  Исследование общего и частного в проявлении личности.

•  Изучение структуры личности.

•  Изучение механизмов развития личности.

•  Изучение закономерностей развития личности.

•  Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.

Выводы

1. Предметом психологии личности является сама личность.

2. Концептуальное значение личности многогранно.

3. Личность обладает рядом свойств: личность абстрактна, не включает генотипические и физиологические особенности, является совокупностью социальных качеств человека, способ существования личности – деятельность.

4. Индивид, личность, индивидуальность – различные аспекты изучения человека.

5. Личность – системное образование. В зависимости от системы, в рамках которой она рассматривается, можно дать ее характеристики как организма, как индивида (биологического или социального).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение личности.

2. Опишите несколько точек зрения на личность, известных Вам.

3. Сравните несколько подходов к личности в психологической литературе. Что между ними общего? В чем их различия?

4. Индивид, индивидуальность, личность: определите соотношение объема и содержания данных понятий.

5. В чем преимущества системного подхода анализа природы человека?

Темы для рефератов

1. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.

2. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

Литература для аннотирования

1. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – С. 8–15.

2. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 67 с.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz