3.2. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3.2.1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций
С точки зрения В. С. Мухиной (1975), механизмами развития личности являются:
идентификация,
обособление,
взаимодействие идентификации и обособления.
Идентификация (отождествление), по мнению В.С. Мухиной (1975), представляет собой единство интериоризационной идентификации, которая обеспечивает само «присвоение» и вчувствование в другого (объектный аспект) и экстрариоризационной идентификации, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого (субъектный аспект). Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Другим механизмом развития В. С. Мухина считает обособление, которое может иметь объектный и субъектный аспекты, и рассматривается как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Субъективно обособление дает непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.
Идентификация в данной концепции выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности.
Развитие личности, по мнению В. С. Мухиной (1997), обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. В онтогенезе личности происходит:
идентификация с именем;
идентификация с социальными образцами, развивающая притязания на признание;
идентификация с полом;
идентификация с образом «Я» во всех трех временах личности (прошлом, настоящем, будущем);
идентификация с общественными ценностями, что обеспечивает бытие в социальном пространстве и дает индивиду осознание своих прав и обязанностей.
Развитая личность:
ориентируется на свое мировоззрение,
прогнозирует себя,
создает идеальный образ своей жизненной позиции,
идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.
А. В. Петровский (1990) выделяет следующие механизмы развития личности:
персонализация (процесс и механизм, пространство представленности субъекта в других людях);
обособление (во взаимодействии с другими людьми выделение индивида и обособление).
В процессе развития персонализации человеку присущи:
1) потребность быть личностью,
2) способность быть личностью.
Ю. Б. Гиппенрейтер (1997) определяет в качестве механизмов развития личности :
сдвиг мотива на цель (переход цели на уровень мотива),
идентификацию,
принятие и освоение социальных ролей.
В психоаналитической концепции З. Фрейда (1989), развитие личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителем того же пола, что и ребенок. В работе «Психоанализ детских неврозов» З. Фрейд (1989) указывает, что развитие личности приводит к тому, что «дикий запуганный ребенок идентифицируется с родителем того же пола и с богом». Это делает его социализированным и нравственным.
У развивающегося ребенка наблюдается постоянный конфликт между бессознательными влечениями и сознательно усваиваемой нормативностью. Понятие идентификации у З. Фрейда отражает его теорию личности. Идентификация первоначально осуществляется через врожденное влечение к объекту своего пола – прежде всего, к родителю (уровень «Ид»), затем через «Супер-Эго» к «Эго». При этом идентификация осуществляется через сложные чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии.
В гуманистических концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как самоцель индивида. Социальное окружение – лишь средство, обеспечивающее существование личности. Экзистенциальная личность развивается за счет стремления к сверхличному, к идеалу, превосходящему саму личность. Не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъектности, через «проектирующее «Я».
В бихевиоризме развитие личности связывается с понятиями подкрепления, генерализации, имитации. Формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации объявляется содержанием идентификации.
3.2.2. Идентификация как основной механизм развития личности
Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio — отождествление).
З. Фрейд ввел в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, является:
бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого является страх потери любви (анаклитическая или развивающая идентификация);
страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).
Особенности феномена идентификации в психоанализе:
имеет чисто эмоциональный характер;
является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции – Супер-Эго.
рассматривается как механическое воспроизведение родительского прототипа на бессознательном уровне.
структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект – родителями (или замещающими их лицами).
В бихевиоризме идентификация связывается:
с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц);
с понятием теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р. Сиэрс, П. Сиэрс, У. Эммерих);
с понятием когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).
Содержание идентификации в бихевиоризме : формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации. Основной функцией идентификации считается приобретение новых уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других.
Структура идентификации включает два компонента:
поведенческий,
когнитивный.
Эмоциональный компонент в бихевиоризме игнорируется.
Отечественная психология рассматривает идентификацию на всех уровнях представленности — сознательном и бессознательном, как следствие потребности в общении, как следствие эмоционального «голода». Феномен идентификации в отечественной психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида. Идентификация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор объекта идентификации и ее функции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции.
Феноменологическим признаком идентификации служит наличие эмоционального компонента, переживание своей тождественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентификации (Л. В. Попова, 1989).
Структура идентификации в подходах отечественных психологов включает следующие компоненты :
поведенческий,
когнитивный,
эмоциональный.
В качестве главных функций идентификации отечественные исследователи выделяют :
формирование самосознания,
формирование социально значимых личностных качеств,
интериоризацию норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций, смысловых установок, мотивов и через них регуляцию поведения.
Таким образом, идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Личность – социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность человека. А индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность.
Развитие личности является непрерывным процессом, включающим на каждой стадии психического развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включают в себя механизм идентификации. Механизм идентификации не является константным. Он является переменной, зависящей от возраста, от стадий психического развития. Следовательно, мы можем называть личностным новообразованием любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения (В. Н. Шашок, 1999) .
Выводы
1. Феноменологическим содержанием основного механизма развития личности с точки зрения психоанализа является идентификация, которая проявляется через бессознательное отождествление субъекта с родительскими прототипами.
2. В гуманистических концепциях развитие личности происходит через идентификационные механизмы построения «Я».
3. В бихевиоризме основной функцией идентификации считается приобретение новых готовых форм поведения, которые и составляют развивающий компонент личности.
4. С точки зрения отечественной психологии через идентификационные механизмы человек присваивает человеческую сущность, происходит построение и развитие личности.
5. Идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения, можно назвать личностным новообразованием.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое идентификация и каковы ее основные функции?
2. Опишите структурные элементы идентифика-ции с позиций их рассмотрения в различных теориях личности. Есть ли в них общие компоненты, что различно?
3. Считаете ли Вы идентификацию главным механизмом в развитии Вашей личности? Попробуйте проанализировать становление Вашей личности с позиций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и отечественных концепций.
4. Что представляет собой «сдвиг мотива на цель» в концепции механизмов развития личности Ю. Б. Гиппенрейтер?
Темы для рефератов
1. Присвоение структуры самосознания через идентификацию в теории В. С. Мухиной.
2. Роль анаклитической и защитной идентификация в развитии личности с позиций психоанализа.
3. Обзор современных исследований возрастных новообразований в детском и взрослом возрасте с позиций рассмотрения основных механизмов развития личности.
Литература для аннотирования
1. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. – 104 с.
2. Попова Л. В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1986. – 16 с.
3. Панферов В. Н. Психология человека. – СПб., 2000. – 160 с.