Адукацыя i выхавонне, №10. 2000

В статье рас­сматриваются воп­росы изучения иден­тификации (отожде­ствления) как основ­ного механизма разви­тия личности. Опи­раясь на материалы отечественных, зару­бежных и собствен­ных исследований, ав­тор определяет фено­менологическое содер­жание, структурные компоненты, функции идентификации.

 

О.В.Белановская, преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного университета им. М.Танка

Идентификация как механизм развития личности

В психологии утвердилась мысль о том, что личность развивается через "присвоение" своей "всесторонней" сущности: "личность чело­века "производится" - создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности" [1, с. 177]. Тем самым возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности. В связи с этим встаёт вопрос о механизмах произ­водства человека. Психический механизм производства целостного чело­века имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реак­ций и процессов, складывающих и преобразующих действия, состояния и структуру личности.

Л.С. Выготский считал подражание (отождествление) источником воз­никновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. Он разработал теорию, показывающую, как "через других мы становимся самим собой", "почему с необходимостью всё внутреннее в высших формах было внешним", и доказал, что "вся высшая психичес­кая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, по­тому что функция является первоначально социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения" [2, с. 144].

Исследователи подчёркивают, что подражание участвует в формиро­вании личности ребёнка: идентификация - механизм формирования лич­ности; подражание - механизм становления субъективности, внутренне­го мира человека; глобальная подражательность - необходимый этап в развитии личностной позиции ребенка [3]. Экспериментальные данные свидетельствуют о наличии в ткани детских образов моторных элементов имитационного характера [4].

Идентификация представляет собой процесс и результат построения "Я" [5]. Это понятие выступает в качестве центрального механизма форми­рования "Я" и может быть показателем психического развития личности. С явлением идентификации связаны такие понятия, как "Я-концепция", "концепция другого", психическое здоровье, норма психического развития, направленность личности, идеал, картина мира, жизнь, псевдожизнь и вообще практичес­ки всё, так как это универсальное явление, про­явление психической жизни.

З.Фрейд ввёл в психологию феномен иден­тификации и с позиций психоаналитической те­ории определил его роль в развитии индивида. Согласно его психоаналитической концепции, развитие личности приводит к тому, что "дикий запуганный ребёнок" идентифицируется с роди­телем того же пола и с богом" [6]. Это делает его социализированным и нравственным. У развива­ющегося ребёнка постоянно идёт конфликт между бессознательными влечениями и сознательно ус­ваиваемой нормативностью.

Понятие идентификации у З. Фрейда по су­ществу отражает его теорию личности. Иденти­фикация первоначально осуществляется через врождённое влечение к объекту своего пола – прежде всего к родителю (уровень ID), затем через "сверх-Я" (Super-EGO) к "Я" (EGO). При этом идентификация осуществляется через слож­ные чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии.

Феноменологическим содержанием иденти­фикации как механизма развития личности, по 3. Фрейду, являются:

• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого называется страх по­тери любви (развивающая идентификация);

• страх перед наказанием за присущие субъек­ту сексуальные и агрессивные влечения (защит­ная идентификация).

С точки зрения психоанализа особенностями феномена идентификации является то, что она

• имеет чисто эмоциональный характер;

• является единственным механизмом форми­рования личности, ее высшей инстанции — "свсрх-Я";

• рассматривается как механическое воспроизведение родительскою прототипа на бессоз­нательном уровне:

структурообразующая функция идентифи­кации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект - родителями (или замещающими их лицами).

Последователи 3.Фрейда исследовали, уточняли и расширяли сферу применения и понимания иден­тификации. Были введены новые её виды – проек­тивная (М. Кляйн) и защитная (А.Фрейд), кото­рые в психоаналитических течениях служат для объяснения формирования агрессивных форм поведения и определённых качеств "сверх-Я". В совре­менном психоанализе идентификацию рассматри­вают как динамический, не ограниченный только периодом детства (Э. Эриксон) процесс, протекаю­щий и на бессознательном, и на сознательном уров­нях с расширением числа объектов и зависящий от ряда индивидуальных характеристик субъекта [7].

В бихевиоризме развитие личности связывается с понятиями подкрепления, генерализации, ими­тации. Формирование вторичной мотивационной потребности, или генерализованного навыка ими­тации, объявляется содержанием идентификации [3]. В бихевиоризме идентификация связывается с понятиями подкрепления и формирования вто­ричной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц), теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р.Си-эрс, П. Сиэрс, У. Эммерих), когнитивизма (А. Бан­дура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).

Основной функцией идентификации счита­ется приобретение новых, уже готовых форм по­ведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других. Структура идентификации в бихевиористическом подходе включает поведенческий и когнитивный компоненты; эмоциональный в этом подходе игнорируется. Выбор объекта иден­тификации у ребёнка определяется весьма праг­матичными мотивами - он копирует поведение индивида, который является образцом (моделью).

Согласно данным исследований, в дошколь­ном возрасте (4-5 лет) через идентификацию ус­ваиваются некоторые стороны ролевого поведе­ния родителей. В исследованиях Д. Линна, А. Хей-лбруна (цит. по [3]) показано, что мальчики (муж­чины) идентифицируются скорее со стереоти­пом мужского образа, а не с отцом. Обнаружена относительность этого влияния в юношеском возрасте также и со стороны сверстников.

В гуманистических концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как са­моцель индивида. Социальное окружение – лишь средство, обеспечивающее существование личности. Экзистенциальная личность развива­ется за счёт стремления к сверхличному, к тому идеалу, который превосходит саму личность. Не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъектности через "проектирующее "Я" [8].

К.Роджерс [9] выделяет четыре параметра "Я":

• real self-concept (реальное представление о себе);

• social sell-concept (представление о своей со­циальной роли);

• phusical self-concept (представление о собствен­ном физическом состоянии);

• ideal self-concept (представление о своих це­лях, планах и желаниях на будущее).

Кроме дискретности, "Я" одновременно обладает целостностью. Чаше всего в роли такого ин­тегрированного образования выступает "Я-концеп­ция", образ "Я". По мнению К. Роджерса, имя "Я" и меняется течение жизни человека, тем не ме­нее, оно сохраняет свою основную структуру, что позволяет каждому из нас быть одним и тем же человеком.

Движение от "Я-реального" к "Я-идеальному" в данной концепции является главным направ­лением развития личности по пути к самосовер­шенствованию и достижению состояния "полно­ценно функционирующего человека" и в своей основе предполагает идентификационные меха­низмы.

Отечественная психология рассматривает идентификацию как следствие потребности в общении, эмоционального "голода" на всех уров­нях представленности - сознательном и бессоз­нательном.

Феномен идентификации в советской психо­логии выступает как многоуровневый полифун­кциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социа­лизацию и персонализацию индивида. Иденти­фикация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор её объекта и функ­ции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции. Феноменоло­гическим её признаком служит наличие эмоцио­нальною компонента, переживание своей тож­дественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентифи­кации [3].

Структура идентификации включает в себя поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Главными функциями ее как механизма развития личности являются: формирова­ние самосознания, социально значимых лично­стных качеств: интериоризация норм, стереоти­пов, ролей, ценностных ориентации, смысло­вых установок, мотивов и через них регуляция поведения.

Л.Ф. Обухова [ 10] считает, что понимание упо­добления (имитации) как формы ориентировки поочередно преимущественно то в предметной, то в смысловой сферах деятельности не только указываем па роль подражания как в копии ив-ном. uk и в межличностном развитии, но и вскрывает сложную динамику конкретно психо­логических форм этого феномена.

Представление о детском подражании как сво­еобразной форме ориентировки в мире специ­фически человеческих видов деятельности, способов общения и личностных качеств путём уподобления, моделирования их в собственной деятельности развивает выдвинутое отечественными психологами принципиальное положение о под­ражании как пути культурного развития ребёнка. Так, В.С. Мухина [11] уподобление и обособление в терминах идентификации и отчуждения пред­ставляет как универсальные механизмы, которые формируются в фило- и онтогенезе и определяют развитие личности. По её мнению, механизмом присвоения отдельным индивидом всей человечес­кой сущности является идентификация — отож­дествление [12].

Идентификация (уподобление) у В.С.Мухи­ной представлена как интериоризационная идентификация, обеспечивающая само "присво­ение" и вчувствование в другого (объектный ас­пект), и экстрариоризаиионная идентификация, обеспечивающая перенос чувств и мотивов на другого (субъектный аспект). Только во взаимодействии эти механизмы дают возможность ин­дивиду развиваться, рефлексировать и быть адек­ватным социальным ожиданиям. Другим механиз­мом развития она выдвигает обособление, кото­рое может иметь объектный и субъектный аспекты и рассматриваться как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыть­ся от объекта общения.

В данной концепции идентификация высту­пает как механизм "присвоения" индивидом своей человеческой сущности, как механизм социали­зации личности. Обособление выступает как ме­ханизм индивидуализации личности. Согласно этой теории, диалектически взаимодействующая пара "идентификация – обособление" обеспечи­вает в онтогенезе усвоение конвенциальных ро­лей, норм и правил в обществе, развитие само­сознания и самой личности в целом.

В онтогенезе личности происходит иденти­фикация с именем, социальными образцами; с полом; с образом "Я" во всех трёх временах личности (прошлом, настоящем, будущем); с общественными ценностями, что обеспечивает бытие в социальном пространстве и даёт инди­виду осознание своих прав и обязанностей.

Развитая личность ориентируется на своё ми­ровоззрение, прогнозирует себя, создаст идеаль­ный образ своей жизненной позиции, иденти­фицируется с ним и стремится соответствовать лому образу.

Ю.Б.Гиппенрейтер [13], подчёркивая важ­ность и недостаточную разработанность вопроса механизмов личностного развития для теории личности и для практики воспитания, выделяет среди механизмов развития личности

идентификацию;

• сдвиг мотива на цель, подчиняющийся следующему правилу: тот предмет (идея, цель), ко­торый длительно и стойко насыщался положи­тельными эмоциями, превращается в самостоя­тельный мотив, другими словами, цель приоб­ретает статус мотива;

• принятие и освоение социальных ролей.

Данные механизмы могут принимать как осоз­нанные, так и неосознанные формы и действу­ют, как правило, совместно, тесно переплетаясь и усиливая друг друга. Экспериментальные рабо­ты В.В.Авраменковой, Н.В.Алексеевой, А.В.Бу­ровой, Г.Е.Ивановой, Ю.Н.Карандашева, Т.И.-Комиссаренко, Т.В.Сенько [3; 14-17], проведён­ные с детьми дошкольного и младшего школь­ного возраста (использовалась концепция разви­тия личности и, в частности, механизмы разви­тия личности, предложенные В.С.Мухиной), подтверждают основные положения концепции. В нашем исследовании [18] в качестве основного механизма становления "Я-форм" замещения рассматривается идентификация. На эксперимен­тальном материале доказано, что к концу ран­него возраста через идентификационные действия и развитие психической функции замещения происходит становление у ребёнка такого лич­ностного новообразования, как самосознание. Исходя из определения личностного новообра­зования, [19], мы считаем, что таковым являет­ся любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения.

Таким образом, с точки зрения авторов раз­ных концепций личности идентификация высту­пает как механизм освоения социального опыта. Личность - социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность че­ловека. Индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность. Развитие личности - непрерывный про­цесс, вбирающий на каждой стадии психическо­го развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включа­ют в себя механизм идентификации, который не является константным; он переменный и зависит от возраста, стадий психического развития.

Анализ, сопоставление и обобщение подхо­дов к идентификации в современной психоло­гии позволили нам сделать следующие выводы:

• феноменологическим содержанием основно­го механизма развития личности с точки зрения психоанализа является идентификация, которая проявляется через бессознательное отождествление субъекта с родительскими прототипами;

• в гуманистических концепциях развитие лич­ности происходит через идентификационные ме­ханизмы построения "Я";

• в бихевиоризме основной функцией иден­тификации считается приобретение новых гото­вых форм поведения, которые и составляют раз­вивающий компонент личности;

• с точки зрения отечественной психологии через идентификационные механизмы человек присваивает человеческую сущность, происходит построение и развитие личности;

• идентификация выступает как основной ме­ханизм освоения социального опыта в теориях раз­личных ориентации;

• любое личностное новообразование вклю­чает или предполагает механизм идентификации.

 

Литература:

1. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политическая литература, 1975. - 304с.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функции - Собр. соч.: В 6т. - М.: Педагоги­ка. 1983. -Т. 3. -368с.

3. Попона Л. В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза лично­сти » возрастном психологии: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07/ Моск. гос. пед. ин-т. — М., I986. – 16 с.

•  Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с. 5 M.Педагогика, 1984 – т.4. – 432 с.

•  Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Пс i халог i я. - 1998. - № 2. - С. 3 - 19.

6. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов// Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

7. Тайсон Р . Тайсон Ф . Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. - Екатеринбург: Деловая книга. 1998 - 528 с..

8. Self and identity: perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. — London and New York. 1987.- 375 p.

9. Rogers C. Client-Centred Therapy. - Boston, 1965. - 560 p.

10. Обухова Л.Ф. Формы и функции подражания в детстве//Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с. .

Hosted by uCoz