И. И. Чеснокова

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В систему исследований проблем личности включается и ана­лиз сознания и самосознания. К изучению этих сложных явлений человеческой психики наука обращалась еще в древности. Не ос­ лабевает к ним интерес и в наши дни. За последние годы появи­ лось значительное количество работ в этой области. На состояв­шихся всесоюзных симпозиумах по проблемам сознания (1966 г.) и по проблемам личности (1970 г.) отмечалась необходимость активизации исследований сознания и самосознания как актуаль­ ных проблем современности. Интерес к ним закономерен, по­ скольку изучение сознания и самосознания связано с наиболее глубинными, наиболее интимными сторонами нашей психики. Современная наука располагает необходимыми средствами тео­ ретического, методологического и методического порядка для многопланового и детального анализа этих проблем.

В исследовании сознания и самосознания философия, психоло­ гия, социология и этика выделяют различные аспекты. Психоло­ гический аспект проблемы сознания и самосознания предпола­ гает раскрытие специфики сознания и самосознания как особых феноменов личности, их способности регулировать и саморегули­ ровать поведение и деятельность личности на разных уровнях ее развития. Под самосознанием современная материалистическая психология понимает процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание — это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах самосознания форми­ руется и выделяется Я личности как некое образование опреде­ ленной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качест­ве объекта, видеть себя как бы посторонним взором.

Специфика самосознания как глубоко внутреннего явления обусловливает большие трудности его исследования. Несмотря на то, что явлениями самосознания интересовались еще в антич­ ности, проблему самосознания можно считать одной из самых малоразработанных.

Решение более частных, собственно психологических вопро­ сов проблемы самосознания и поиски возможных методов его ис­ следования находятся в непосредственной зависимости от тех общих философских позиций, которые разделяет тот или иной исследователь. Самосознание, так же как и сознание, всегда бы­ло одним из центральных понятий в субъективно-идеалистиче­ ской психологии, использовавшей интроспекцию как единствен­ но приемлемый метод в рассмотрении самосознания. Субъективно-идеалистическая психология исходит из обособления со­ знания от реального бытия человека.

Сознание превращается в замкнутую сферу идеального, отор­ ванную от материальной действительности. Сознание не связано с человеком как субъектом, а само выступает в качестве идеаль­ ного духовного (чисто психического) субъекта. Обращенное не на объективный мир, а на самого себя, сознание сводится в итоге к самосознанию. Вообще все психическое сводится лишь к непо­ средственно переживаемому, к сознательному.

Эти основные положения идеалистической психологии в различных вариантах и с разной степенью отчетливости выступают у весьма различных авторов интроспективного направления в психологии.

В классическом интроспекционизме начала XX в. одна из концепций самосознания была разработана Т. Липисом. Как типич­ ный представитель идеализма Т. Липпс сводит человеческое Я к чисто психическому, духовному субъекту, лишь непосредственно переживаемому (Т. Липпс. Самосознание. СПб., 1903, стр. 6. ). Согласно его точке зрения, на место реального субъекта личности ставится сознание и самосозна­ ние, абсолютно независимые от реального бытия того, кому они принадлежат. Сущность его подхода к психическим явлениям выражена в следующих словах: «Единственные факты, непосред­ ственно данные психологу, суть факты, касающиеся его собствен­ного сознания, или его собственные переживания сознания. Сле довательно, психологическая объективность состоит прежде все­ го в том, чтобы эти факты проявлялись в абсолютно чистом виде. Они должны быть всюду исходным пунктом и последней инстанцией» (Там же, стр. 39. ) . Вся теория Т. Липпса пронизана интроспекционизмом, устанавливающим первичность самосознания, понимаемого как непосредственное самоотражение психического в психическом же.

Также в духе интроспекционизма по существу, но несколько иначе по форме решает проблему самосознания еще один пред­ ставитель этого направления в психологии — А. Пфендер. По­ строение концепции самосознания у А. Пфендера начинается с резкого разграничения Я и самосознания. Причем Я у него не имеет отношения к реальному субъекту, к личности, действующей в системе самых различных связей и отношений внешнего мира,— это «не поддающийся определению психический субъект, который необходимо сомыслится во всех психологических поня­ тиях, так как он образует центральную жизненную точку всякой психической жизни» 2а . Я имманентно по своему существу, оно развивается, конечно, и в течение жизни, но оно имеется уже с самого начала вместе с психической деятельностью. Я не возникает впервые благодаря различению от не-Я, а образует, напротив, необходимую предпосылку всякого процесса различе­ния. Я, или психический субъект, проявляется как деятельное на­ чало в человеке, которое организует и упорядочивает все пережи­ вания. «Без общего Я не существует вообще никакой внутренней связи между переживаниями» 3 .

Все психическое, по А. Пфендеру, является непосредственным переживанием, оно у него тождественно сознанию, понимаемому не как отражение, а как внутренне присущая человеку данность. Психический субъект создает свое представление о себе. Этот образ самого себя А. Пфендер именует «само» 4 . Само имеет яд­ ро и придаточную периферию. В ядро включаются прошлая жизнь и действия человека, а также осознание его способности или неспособности к тем или иным действиям. Периферия само вклю­чает то, что находится вовне психического: тело, одежду, имуще­ ство и т. д. Когда собственное само психического субъекта становится предметом, содержанием предметного сознания, возникает особый психический факт, обозначаемый самосо­ знанием.

Таким образом, круг замыкается: самосознание существует как следствие функционирования чисто духовного, идеального Я, оно — отражение психического в психическом же. Самосознание фиксирует знание о своем собственном само, о большей или меньшей ценности Я, его продуктивности. Центр внимания может быть обращен или на ядро само, или на его придаточную пери­ ферию.

Тот или иной образ само обнаруживается в самосознании. Каждого отдельного человека, его ценность характеризует то, «какое содержание и какой рельеф фиксации вниманием имеет в его собственном самосознании образ его собственного «само» 5 Таким образом, самосознание в концепции А. Пфендера подобно экрану, на который проецируется представляемое психическим субъектом то или иное его само. В самосознании человек как бы непосредственно смотрит на свое собственное само, признавая его действительно существующим. Но это один вид само. Оно создается самим психическим субъектом. Однако имеется другое само: «Другие люди, с которыми он (человек.— И. Ч). вступает в сношение, представляют собой, выражаясь фигурально, ряд различных зеркал, в которых он видит свое «само» отражен­ ным в различных образах. Поведение других людей служит для него точкой опоры для того, чтобы представлять «само» таким, каким оно кажется им. Он находит у различных людей самые различные образы своего «само». В общении с другими людьми каждый вынуждает представлять себя самого в очень различ­ ных формаос и образах.

Но характер зеркального отражения зависит не только от оригинала, но также и от качества зеркала. От опыта, интеллек­ та, степени зрелости оценок зависят особенности того образа, который складывается у людей п том или ином человеке. По­ этому тот, кто не создает своего само своими собственными оцен­ ками, а старается путем приспособления к качествам «зеркала» создать наиболее благоприятные зеркальные отражения своего само, тот как бы теряет собственное лицо, поскольку подчиняет­ ся требованиям внешних «зеркал», иногда самых тусклых и кри­ вых. И тогда — «предметом его самосознания является не его действительное «само», а измененное его зеркальное отраже­ ние» 7 . Единственно истинным может быть только то само, кото­ рое создается самим психическим субъектом, оно должно быть независимо от каких бы то ни было внешних влияний. Таким об­ разом, А. Пфендер обращается к объективной действитель­ ности не для того, чтобы связать с ней своего психического субъекта, а с тем чтобы больше удалить его от действитель­ ности.

Вместе с тем в концепции «зеркального само» А. Пфендер подмечает, хотя и с позиций идеализма, весьма существенную особенность представления человека о самом себе, а именно ус­ тойчивость самооценки, которая в таком своем качестве показы­вает сравнительно высокий уровень развития самосознания че­ловека, большую степень его зрелости. Но опять-таки механизм возникновения самооценки А. Пфендер понимает исключительно в духе последовательного идеализма.

Мы специально остановились на точке зрения А. Пфендера как на типичной позиции субъективно-идеалистической психологии в подходе к самосознанию, где оно выступает как чисто субъек­ тивное явление, отгороженное от внешнего мира и замкнутое в сфере непосредственных переживаний. Интроспекционистская сущность самосознания по Т. Липпсу и А. Пфендеру для нас не только история. В других формах, с новыми нюансами субъектив­ но-идеалистическую точку зрения на самосознание продолжает развивать целый ряд зарубежных исследователей. Так, например, крупнейший физиолог-экспериментатор, изучающий тонкие струк­ туры человеческого мозга, Экклз пишет в одной из последних своих работ: «Я уверен, что существует глубочайшее таинство моего существования, выходящее за пределы всякого биологиче­ ского объяснения. Я не могу дать научный ответ о моем проис­ хождении, о том, что я, как бы внезапно проснувшись, обнару­ жил, что я существую как воплощение сознательного Я в моем теле, и я не могу поверить, что чудесный, божественный дар соз­ нания не имеет будущего, что он не будет воплощен после смерти в другом существовании» 8 .

В американской психологии широко распространена теория самоактуализации (А. Маслоу, О. Рэнк, К. Гольдштейн и др.), согласно которой развитие личности сводится исключительно к саморазвитию как чисто внутреннему процессу, связанному с из­ начальным стремлением личности актуализировать в себе наслед­ ственные и генетические предрасположенности в отношении тем­ перамента, характера, интеллекта. Таким образом, субъективно- идеалистические тенденции в исследовании внутреннего мира личности, в том числе и самосознания, еще сохраняются в совре­ менной психологии на Западе, поскольку сохраняется и сама идеалистическая методология в подходе к их анализу.

Вопрос о соотношении сознания и самосознания, исходный для решения целого ряда вопросов, в интроспекционистских кон­ цепциях фактически снимается, поскольку сознание и самосоз­нание в конечном счете признаются тождественными явлениями. У психологов-интроспекционистов не возникает вообще вопроса о соотношении сознания, самосознания и личности, поскольку для их подхода типична подстановка сознания и самосознания на место реального субъекта, личности. Анализ самосознания осу­ществляется исключительно в рамках самосознания, с него этот анализ начинается, и к нему же как к конечному результату он и приходит. Единственно научный анализ самосознания, рассмотре­ние его как особого процесса человеческой психики стал возмож­ ным на основе диалекткко-материалистического решения проб­ лемы сознания и теории отражения.

Вопрос о соотношении сознания и самосознания, с одной сто­ роны, самосознания и личности — с другой, для советской психо­ логии принципиально решен. Самосознание — это особая форма сознания, которая, так же как и сознание, имеет отражатель­ ную природу. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и в своих переживаниях выражает отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и противополагая себя ему, осознает себя как личность, свой внутренний мир и соответствен­ но со своими индивидуальными особенностями, сформировавши­ мися в процессе жизни, относится и к самому себе. Самосозна­ ние не есть самостоятельный вид сознания. Оно — то же созна­ ние, только с измененной направленностью. Сознание ориентировано на весь объективный мир; объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в каче­ стве и субъекта и объекта познания. Сознание и самосознание имеют свою специфику, но разделить их можно только в абст­ ракции.

В любом процессе сознания присутствует и самосознание в специфической своей форме — в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к моему Я- Процессы самосознания могут осуществляться только на основе явлений сознания.

На самосознание в значительной степени распространяется следующее принципиально важное положение, характеризую­ щее основной способ взаимосвязи сознания и «обычных» пси­ хических (познавательных и др.) процессов типа ощущений, восприятий и т. д. «Когда речь идет о сознании как высшей форме отражения действительности, имеется в виду, что в реальном процессе осознания внешнего мира над ощущениями, восприятиями, представлением и мышлением не надстраивает­ ся какой-то добавочный этаж, который, опираясь на все ниже­ лежащее, представляет собой нечто от них отличное, вне их су­ ществующее. В действительности в процессе общественно-исто­ рического развития человека эти формы отражения получают новое качество. Сознание—это не нечто над ощущением и мыш­ лением стоящее, а через них осуществляемое, 'более высокое, осмысленное отражение внешнего мира» 9 .

Аналогичным образом и самосознание, будучи определен­ ным уровнем в (развитии сознания, может быть понято лишь в реальной, живой взаимосвязи со всеми психическими процес­ сами (ощущениями, мышлением, чувствами и т. д.), психически­ ми состояниями и психическими свойствами. В этом случае любой психический процесс на довольно высоком уровне развития может вступить в непосредственную связь с процессами само­ сознания. Например, когда человек бьется над решением какой- либо мыслительной задачи или проблемы, он в процессе своей познавательной деятельности (все глубже познает и осознает не только условия, требование и решение этой проблемы, но и свое отношение к ней, многие из мотивов своей деятельности, уровень своих способностей, хотя 'бы некоторые «ходы» своей мысли и т. д. То же самое можно сказать о соотношении само­ сознания и восприятия в процессе эстетической деятельности и во многих других случаях.

: Во всем этом обнаруживается такая важнейшая закономер­ ность всякого процесса осознания: «Осознанное и неосознанное отличаются не тем, что в одном случае все исчерпывающе осо­ знается, а в другом—ничего не осознано. Различение осознаниого и неосознанного предполагает учет того, что в каждом данном случае осознается» 10 .

Обычно в первую очередь осознаются цели, а также некото­ рые мотивы и ближайшие последствия тех или иных действий, поступков и т. д. Иначе говоря, в любом психическом явлении человека всегда есть что-то осознанное и всегда что-то остается неосознанным. Этому принципу подчиняется и самосознание. Например, особенно большие трудности встречаются ,нг пути осознания именно тех своих побуждений того или иного поступ­ ка, которые противоречат основным, наиболее прочным уста­ новкам и чувствам. Здесь очень важную роль играет весьма сложное соотношение между самосознанием и аффективностью.

Вся эта неразрывная и многообразная взаимосвязь самосо­ знания со всеми другими психическими явлениями (обнаружи­ вающаяся прежде всего в том, что самосознание реально высту­ пает всегда как бы «через» все эти психические явления, про­ цессы и т. д.) —конкретно выражает важнейшее исходное положение о природе самосознания: самосознание есть всегда сознание самого себя как сознательного субъекта, человека, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Так отчетливо проявляется интегральный, личностный характер самосознания, в котором выступает целостное единство чело­веческого Я.

Это единство многообразно обнаруживается в различных конкретных формах и на разных уровнях развития самосозна­ ния. Таковы, например, самочувствие человека, самосознание, самоконтроль, самооценка, вообще самонаблюдение (в отличие от интроспекции) и т. д. 1 ' Генетически самосознание является более поздним продуктом, чем сознание. Оно возникает на опре­ деленных этапах развития личности, формируясь внутри созна­ ния как специфическое его проявление. Как указывал С. Л. Ру­бинштейн, «не сознание рождается из самосознания, из Я, а са­ мосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъ­ ектом» ' 2 . Самосознание, так же как и сознание, не является только познанием, оно есть единство познания и переживания; в последнем личность выражает свое отношение к осознанным явлениям своего внутреннего мира.

Диалектико-материалистическое понимание сознания созда­ ет единственно надежную основу для изучения того, как чело­ век познает свои собственные переживания. Согласно разрабо­ танному в советской психологии принципу единства сознания и деятельности, все психические явления, и в частности все явления сознания, познаются лишь опосредованно, т. е. через те движения, действия, поступки, вообще внешние проявления че­ ловека, которые этими психическими процессами регулируются. Этот принцип целиком и полностью распространяется также на самосознание, самонаблюдение (последнее тем самым принци­ пиально отличается от интроспекции). Эта мысль настойчиво подчеркивалась выдающимся теоретиком советской психологии С. Л. Рубинштейном: «Человек познает и самого себя лишь опосредствованно, отраженно, через других, выявляя в дей­ ствиях, в поступках свое отношение к ним и их к нему. Наши собственные переживания, как бы непосредственно они ни переживались, познаются и осознаются лишь опосредствован­но, через их отношение к объекту... Предметность сознания, вопреки Гегелю, в действительности не снимается и в самом самосознании» 13 .

Диалектико-материалистическая теория отражения конкрет­ но определяет пути психологического познания, и в частности создает основу для разработки объективных методов изучения самосознания. Здесь она отчетливо выступает как единственно последовательная альтернатива иятроспекционизму. При такой трактовке отражения психика выражает прежде всего реальную связь человека с миром. И тогда в (качестве отражения высту­ пают не только процессы познания, но и чувства и вообще все без исключения психические процессы, свойства, состоя­ ния и т. д.

В советской психологии проблеме самосознания уделялось значительное внимание. Помимо ряда теоретических исследо­ ваний (С. Л. Рубинштейн, Е. В Шорохова, А. Г. Спиркин, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Р. Чгмата, А. А. Бодалев, И. С. Кон и др.) большая часть исследований посвящена экс­ периментальному изучению онтогенетических особенностей са­ мосознания (Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Г. А. Собиева, А. Л. Шнирман, Т. В. Драгунова, Е. Н. Акундинова, Н. Е. Ве­ дерникова и др.)- Изучение развития самосознания в основном сосредоточивается на исследованиях его у детей подросткового возраста. Такой интерес к данному этапу формирования само­ сознания обусловлен важнейшими качественными сдвигами в психике ребенкг в переходный период его развития.

Большая ценность работ, посвященных генезису самосозна­ ния, заключается в использовании объективных методов иссле­ дования. Однако, хотя исследования самосознания ведутся до­ статочно широко, этой проблеме по сравнению с другими пси­ хологическими проблемами отводится скромное место в системе психологии на современном этапе ее развития. Следует при­ знать справедливым замечание С. Л. Рубинштейна в его «Основах общей психологии». Противопоставляя материалистиче­ скую концепцию самосознгния субъективно-идеалистическому его толкованию, С. Л. Рубинштейн писал: «Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки • и сознательно принимает на себя за них ответственность в ка­ честве их автора и творца. Проблема психологического изуче­ ния личности не заканчивается на изучении психических свойств личности — ее способностей, темперамента и характера; она за­ вершается раскрытием самосознания личности» 14 .

Психологическое исследование самосознания неразрывно сплетается с изучением становления личности как реального самосознающего субъекта. Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности. Самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельно­ сти. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах ее существования, и прежде всего для нее семой. С другой стороны, в качестве внутреннего осознанного регулятора поведения самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Оно — одно из суще­ ственных внутренних условий непрерывности развития личности, устанавливающее равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения. При таком подходе к анализу самосознания реализуется один из необходимых принципов в психологии — личностный принцип, примененный к анализу психических явлений.

Для понимания особенностей самосознания как психологи­ ческого факта, как свойства психической деятельности личности с методологической точки зрения важны те исследования, в ко­ торых раскрывается общественная сущность самосознания в противоположность чисто индивидуализированному характеру самосознгния в трактовке его интроспекционизмом. Материали­ стическая концепция самосознания подчеркивает, что самосо­ знание— это прежде всего осознание себя как общественного существа, оно — необходимое следствие общественного бытия личности. Процесс зарождения самосознания в историческом развитии человека англизируется в монографиях А. Г. Спирки- на и П. Ф. Протасени 15 .

Эти авторы высказывают мнение, что самосознание, так же как и сознание, могло зародиться только на основе обществен­ ных взаимоотношений в процессе труда. Познавая других людей,их взаимоотношения, а также свои взаимоотношения с ними в совместной трудовой деятельности, человек мог перейти к познанию и себя как личности, как члена определенного со­ общества, мог соотнести свои собственные особенности с осо­ бенностями других людей.

В этих монографиях подчеркивается роль собственной дея­ тельности личности в процессе формирования ее самосозна­ ния 1в . Авторы высказывают предположение, что процесс исто­ рического развития самосознания имеет несколько этапов. Вна­ чале выделение себя и противопоставление миру, другим людям происходит не на основе отношений внутреннего Я и внешнего мира субъекта и объекта, а «коллектива («мы») и противостоя­ щего ему («нам») другого коллектива и природы. При коллек­ тивном самосознании личность еще не выделяет себя пол­ ностью из общества окружающих ее людей, процесс вы­ деления личности осуществляется постепенно, и наступает такой момент, когда отдельная личность осознает свое Я, в от­личие от Я других членов коллектива, к которому она принад­ лежит. Только тогда можно говорить о возникновении ее лич­ ностного самосознания.

Генетический, исторический подход к исследованию самосо­ знания важен и как определенная методологическая позиция, подход при анализе онтогенетического развития самосознания. Выделение ребенком себя и осознание своего Я осуществля­ ется в процессе развития личности как самостоятельного субъ­ екта различных действий. Вначале выделяется физическое Я; с усложнением отношений ребенка с миром окружающих его людей и в общении с ними происходит выделение духовного Я, более сложного по своему содержанию. Для него специфичны единство, целостность внутреннего бытия личности, связность, преемственность ее духовного развития.

Особенности Я на разных этапах развития человека состав­ ляют специфическое содержание самосознания.

Многочисленные исследования советских психологов обнару­ живают большую подвижность и изменчивость Я. Развитие и изменение Я совершается непрерывно вместе с физическим и духовным развитием личности. Я ребенка, Я взрослого челове­ ка, Я в старости имеют разные содержательные характеристики. Даже для одного и того же возрастного периоде личности Я в зависимости от особенностей переживаний, от эмоционального фона всех состояний личности бывает неодинаковым.

Изменчивость, лабильность Я вовсе не означает наличия у личности нескольких Я- Дело в том, что не все в структуре Я одинаково подвержено изменениям; больше всего меняется та его часть, которая не связана с сущностными, глубинными осо­ бенностями личности. Но и последние в свою очередь в течение жизни личности находятся в состоянии постоянного уточнения, углубления, обогащения, вместе с тем они сохраняют известную тождественность, что создает индивидуальную неповторимость личности, ее своеобразие.

В настоящее время в советской психологии еще нет единого мнения о моменте появления самосознания в онтогенезе. Со­ гласно одной точке зрения (Б. Г. Ананьев), самосознание воз­ никает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. С. Л. Рубинштейн наме­ чает несколько этапов становления самосознания личности. Это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так ребенок становится самостоятельным субъектом различ­ ных действий, выделяется из окружающего, у него формирует­ ся первое представление о своем Я- Среди психологов встречает­ ся мнение (Е. Н. Акундинова), что появление самосознания от­ носится к периоду формирования мышления и речи.

Намеченные в этих точках зрения отдельные признаки фор­мирования самосознания личности еще не свидетельствуют о появлении самосознания в настоящем его значении как осозна­ ния личностью своей сущности, осознания себя во всей сово­ купности физических и психологических особенностей. Скорее все вместе они выступают как предпосылки формирования са­ мосознания. Они связаны с определенным уровнем сознания, с определенной степенью овладения внешним миром.

По мере усложнения взаимоотношений ребенка со взрослым, с развитием познавательной способности сознания самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется в пере­ходном периоде у подростка.

Обобщенно эти изменения сформулированы С. Л. Рубин­ штейном: в подростковом и юношеском возрасте развитие само­ сознания проходит ряд ступеней — «от наивного неведения в от­ношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда рез­ ко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития само­ сознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от от­ ражения более или менее случайных черт к характеру в це лом» 17 . Именно в подростковом возрасте впервые появляется потребность в самопознании. С этого возраста человек все бо­ лее обращается к своему внутреннему миру и мыслям о собст­ венной личности. Размышления о себе становятся специальным и самостоятельным внутренним процессом. Интерес к внутрен­ нему миру личности и своему собственному возникает не само­ произвольно. Более дифференцированным и глубоким становится осознание требований взрослого, возрастает ответственность за свое поведение, в связи с этим появляются более четкие и дифференцированные требования и к самому себе. Так возни­ кает потребность -проанализировать свое поведение с точки зре­ния его соответствия или несоответствия внешним требованиям. Самоанализ, к которому прибегает подросток, не является самоцелью и беспредметным самокопанием, он возникает как реакция на неудовлетворенность подростка собственными пси­ хологическими особенностями, проявляющимися в его деятель­ности и поведении. Самоанализ приводит к познанию собствен­ ных психологических особенностей, отношение же к ним фикси­ руется в той или иной самооценке. Самооценка в качестве компонента саморегуляции |более или менее адекватно органи­ зует поведение подростка и его взаимоотношения с людьми. Процесс становления самосознания подростка во многом обусловливает особенности самосознания личности на после­ дующих этапах ее развития. Развитие самосознания продолжа­ется в течение всей жизни личности, обретая все большую зре­ лость и адекватность отражения ее Я.

Самопознание у человека возникает не стихийно, оно разви­ вается на основе познания мира вещей и особенно на основе познания окружающих людей и межлюдских отношении. Чело­ век социален по своей природе. С детства он включен в процесс общения с другими людьми, которые выступают по отношению к нему в той или иной роли и с каждым из них складывается определенный тип отношений, свойственный только данной микрогруппе.

Общение становится органически необходимым условием существования человека, его потребностью. Потребность в об­ щении — одно из фундаментальных свойств личности. При изу­ чении поведения личности в искусственно созданной изоляции советским исследователям удалось наблюдать, как человек, «создавая для себя и «из себя» микрогруппу в экстериоризиро- ванном образе, воспроизводит реально возникающие в микро­ группе взаимоотношения» 18 .

В результате взаимодействия в процессе общения люди по­знают друг друга. Каждая личность познает другую, вначале наблюдая ее проявления в поведении и деятельности. От на­ блюдения этих чисто внешних характеристик совершается пере­ ход к раскрытию особенностей внутреннего мира, к познанию глубинной сущности чужого Я. Осознавая особенности другого, человек выделяет и свое отличие от этого другого. Таким обра­ зом, отраженно, идя от познания другого, человек начинает всматриваться в себя, находя в себе те или иные особенности. Суть этого процесса самопознания, возникновения истоков самосознания личности К. Маркс сформулировал в известном фрагменте о Петре и Павле 19 .

Как уже говорилось выше, самосознание — это неразрывное единство познания и переживания, точнее — единство самопоз­нания и переживания, связанного с анализом личностью собст­ венного поведения, его мотивации, деятельности.

При каждом новом знании о себе в самосознании происхо­ дит взаимодействие того, что уже стало «моим», с тем, что как новое должно присоединиться к «моему». Как. правило, этот процесс взаимодействия заканчивается определенным новооб­ разованием в психике, поднимает личность на новую ступень ее развития. Этот момент столкновения двух тенденций сопро­ вождается переживаниями различного рода эмоциональных состояний. Степень глубины, силы, напряженности пережива­ ния зависит от целого ряда внутренних условий психического мира личности, уровня ее притязаний, устойчивости или, напро­ тив, неустойчивости представления о себе, особенностей эмо­ционального склада личности — тонкости или, наоборот, эмо­ циональной глухоты переживаний. Сам процесс перестройки внутреннего мира личности, а также его содержание формиру­ ют у личности определенное отношение к себе.

Отношение личности к себе — наиболее трудная для иссле­ дования и, пожалуй, наиболее специфическая психологическая особенность из всего арсенала остальных ее образований. Оно имеет сложную генетическую структуру. Отношение к себе раз­ вивается из многих отношений, возникающих в различных ви­дах деятельности и поведения личности: из отношения к вещам, к ситуациям в целом, к взаимоотношениям людей. Вначале это отношение к себе не так устойчиво. Лишь в результате значи­тельного количества аналогичных по сути осознаний себя как субъекта определенных проявлений в деятельности и поведении у человека формируется фиксированное, более или менее устой­ чивое понятие о себе как личности; одновременно с этим поня­ тием возникает и более или менее устойчивое отношение к себе. Отношение к себе включает эмоции, выражающиеся в пережи­ваниях личности той или иной степени интенсивности. Устойчи­вое отношение к себе становится характерологической особен­ ностью личности. Как верно, на наш взгляд, подметил Ь. Г. Ананьев, оно завершает структуру характера, обеспечива­ ет его целостность и наиболее интимно связано с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, выполняя функ­ цию саморегулирования и контроля развития, способствуя обра­ зованию и стабилизации единства личности 20 .

Таким образом, устойчивое отношение к себе, переходящее в одну из существенных сторон характера, возникает опосредованно, оно производно по отношению к познанию объективных взаимоотношений между людьми в процессе различных форм пх взаимодействия. Формирование отношения личности к себе — процесс двойного опосредствования. Оно зависит не только от отношения данной личности к другой, но и опреде­ ляется отношением этой другой личности к данной. Развитие этого положения мы встречаем в неоконченной книге С. Л. Ру­ бинштейна «Человек и мир», где он, в частности, писал: «Мое отношение, отношение данного моего «я» к другому «я» опосре­ довано его отношением ко мне как объекту, т. е. мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, обусловлено, имеет своей необходимой предпосылкой мое бытие как объект для другого. Значит, дело не только в том, что мое отноше­ ние к себе опосредствовано моим отношением к другому (фор­ мула Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отно­ шение к самому себе опосредствовано отношением ко мне дру­ гого» 21 . Степень влияния другой личности на меня зависит в свою очередь от моего отношения к ней. Чем большее положи­ тельное эмоциональное отношение вызывает у меня личность другого, чем глубже я понимаю ее психологические достоинст­ва, тем большее влияние она оказывает на формирование моего отношения к себе. В этом процессе существенную роль играют устойчивость и зрелость оценки личностью себя и определенным образом сложившийся уровень ее притязаний.

Если сознание фиксирует и осуществляет интеграцию всего опыта личности, который в дальнейшем включается в регуля­ цию различных форм деятельности и поведения личности, то самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе. По мере усложнения приобретаемого лич­ ностью познавательного и эмоционального опыта в процессе дея­ тельности и общения становятся и более дифференцированными процессы самопознания. Потребность в самопознании возникает у человека в связи с необходимостью более точно и адекватно регулировать свои взаимоотношения с людьми. Развитие само­познания находит свое выражение в самооценке, которая фикси­ рует более или менее адекватно уровень психологической зрело­ сти личности.

Самооценка состоит из рационального и эмоционального ком­ понентов, включает осознание личностью общественных ценно­ стей и отношения к ним. Основная ее функция состоит в регули­ ровании поведения личности в системе межличностных отноше­ ний. Она служит своеобразным механизмом саморегуляции лич­ ности. На ней основаны самоконтроль, самообладание, самокор- регироваиие, самокритичность, самосовершенствование личности.

Она всегда носит оттенок субъективности и отражает осо­ бенность приобретенного личностью опыта, степень глубины его осознания и обобщения. В значительной мере она связана с психологическими особенностями личности: ее характером, темпераментом, способностями. В зависимости от различных свойств личности самооценка ее может быть более или менее устойчивой или колеблющейся, завышенной или, напротив, за­ ниженной, она связана с интеллектом личности, ее эмоциональ­ ностью.

В развитии самосознания большое значение имеет соотне­сение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, кото­ рым каждая личность обладает. Идеальное Я включает пред­ ставление личности о себе в нарисованном ею своем идеале себя. В различных актах поведения личность стремится к осу­ществлению своего идеального Я- Расхождение реального Я с идеальным всегда является источником самых разнообразных внутренних коллизий личности.

Для каждого этапа развития личности специфично то или иное представление об особенностях своих социальных устано­ вок, своих социальных ценностей, которые отражают отноше­ ние данной личности к многочисленным явлениям реально­ го мира.

Поступающая новая информация, не противоречащая содер­ жанию этих социальных установок, включается в имеющуюся понятийную систему как дополняющий и углубляющий старое содержание момент.

Но при воздействии новой для данной личности информа­ ции, неожиданной или противоречащей тому, что было принято и усвоено ею, что прочно стало содержанием ее внутреннего мира, происходит нарушение равновесия уже сложившейся структуры ценностей личности («познавательный диссонанс», по Лазарсфельду). Чтобы это равновесие восстановилось, не­ обходима переработка этого содержания — или включение его в имеющуюся систему социальных ценностей личности, или его отторжение, неприятие. В результате столкновения этих двух начал — сложившихся взглядов, убеждений личности и какого- то нового содержания, находящегося в конфликтном отношении со старым, старые понятия, идеалы, социальные установки лич­ ности подвергаются пересмотру, преобразованию, происходит внутренняя реорганизация структуры социальных представле­ ний личности.

Сам процесс перестройки социальных установок личности и результат этого процесса зависят от того, в какой мере затра­ гиваются эти установки. Одни из них могут быть ситуативны­ ми, случайными, поверхностными, другие связаны с сущностны­ми качествами сознания и самосознания личности, в них выра­ жается основная жизненная позиция. Этот критический момент изменения внутреннего мира личности зачастую связан с определенной напряженностью и глубокими эмоциональными пере­ живаниями.

В зависимости от того, какова степень ценности для данной личности подвергающихся переосмыслению взглядов, убежде­ ний, социальных установок, требований, какое звено самосозна­ ния будет обновляться или разрушаться, происходят различной степени глубины сдвиги в системе усвоенных ранее понятий, от­ношений личности. Если задеты второстепенные, незначительные для личности понятия, представления, то последствия этого сдвига будут малозаметны и не изменят личность в каких-то сущностных ее основаниях. И напротив, если изменения каса­ются тех взглядов, убеждений, которые относятся к более или менее устойчивым ценностям личности, в развитии данной лич­ ности происходит сдвиг.

Многогранная функция самосознания включает в себя соот­ несение стихийно формирующихся импульсивных влечений с высшим сознательно-волевым уровнем регуляции поведения, с морально-нравственными нормами и принципами поведения. Че­рез процессы самосознания личность регулирует свои действия и поступки, постоянно осуществляет за ними контроль, опираясь на разнообразные оценки их внешнего проявления, даваемые други­ ми людьми, и на собственные оценки их мотивации и достигнутой степени эффективности.

В связи с этим самосознание выступает условием сознатель­ ного, направленного развития и совершенствования личности, перестройки и организации всего ее внутреннего мира. Богатст­ во, многосторонность морально-нравственного опыта личности несет и большие возможности ее самосовершенствования.

Процесс саморазвития личности 1 —не самопроизвольная ее активность. Это своеобразный ответ личности на требования общества. Осознав свои особенности и выразив к ним отношение, она стремится к своему обновлению, изменению, к воспитанию в себе тех свойств, которые считает необходимыми для своей соци­ альной адаптации.

Самовоспитание вместе с тем всецело определяется классовой позицией личности, хотя она не всегда может быть осознаваема. В условиях капиталистического общества процесс самовоспита­ ния зачастую приводит к развитию таких качеств личности, кото­ рые по своей социальной направленности делают ее противостоя­ щей обществу, культивируют в ней индивидуалистические свой­ ства (частнособственническую инициативу, конформизм и пр.). В социалистическом обществе личность в центре своего само­ воспитания ставит гуманистические идеалы.

Эта целеустремленная активность личности, направленная на собственное ее развитие, совершенствование, приведение в соответствие своих осознанных сторон внутреннего мира с луч­ шими нравственными образцами, существующими в обществе, или по крайней мере на приближение к ним, а также устранение в себе нежелательных свойств и тенденций, и есть содержание процесса самовоспитания 22 .

Самовоспитание в качестве высшей формы саморегуляции личности может быть эффективно только в том случае, когда оно исходит из достаточно высокого уровня развития самосоз­ нания. Это дает возможность личности адекватно оценить себя и найти наиболее правильные способы саморазвития.

Мы остановились лишь на некоторых общих моментах пси­ хологического аспекта проблемы самосознания. Вопросы, взя­ тые для рассмотрения, показывают исключительную важность проблемы, ее многоплановость на разных уровнях анализа. Практическая значимость этих вопросов, особенно связанных со способностью личности творить себя, дает полное право на утверждение проблемы самосознания как одной из централь­ ных наряду с другими проблемами в системе психологической науки.


 

Hosted by uCoz