Ананьев Б.Г.

Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности

Теория и метод развития в современной психологии является одним из новейших подтверждений материалистической диалектики. Генетические подходы полностью утвердились в сравнительной, возрастной (детской), общей и прикладной психологии, эти подходы проникают в дифференциальную психологию и характерологию, в психологию воспитания и социальную психологию личности.

Генетическая психология личности – одно из примечательных явлений современного исследования так называемой социализации личности, становления её отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения в зависимости от смены общественных ролей и общностей.

В настоящее время, как можно судить по состоянию всей проблемы человека в современной науке, вычленяются три основных , генетических подхода к человеческому развитию.

Первым из них является онтогенетика человека, исследующая метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной последовательности смены состояний или фаз развития (возрастов) [Ананьев Б.Г., 1968а, 19686].

Вторым, более поздним по времени и лишь оформляющимся в наше время является генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход можно условно обозначить как генетическую персоналистику, представляющую собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях.

Биографический метод является одним из исторических исследовании, применяемый в области психологии личности.

Наконец, третий генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, то есть созидаемых личностью материальных и духовных ценностей.

Этот праксиологический, или праксиметрический, анализ, личности со стороны истории ее деятельности близко соприкасается с биографическим анализом истории жизненного пути личности в обществе.

Фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями в образе жизни и системе отношений, сумме ценностей и жизненной программе целях и смысле жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство.

Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного, пути, формирования личности, стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

В процессах общественного воспитания и образования у всех формирующихся личностей в данных подрастающих поколениях складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т.д.), сменой полей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно и в каждый отдельный момент этого развития – гетерохронно с еще большим диапазоном расхождений между «старыми» ро­лями, более ранними, общими и более поздними специальными общественными функциями личности, чем это происходит в воз­растной эволюции организма.

Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее состояний, усиливает внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции, особенно вследствие специфического влияния социального развития личности на интенсификацию корковых, прежде всего вербальных, речемыслительных, процессов мозговой дея­тельности человека. Однако такое влияние истории становле­ния личности на онтогенетическую эволюцию индивида возни­кает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это и понятно, поскольку начало личнос­ти наступает намного позже, чем начало индивида.

Социальная обусловленность развития и наличие сложного индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата поведения еще недостаточны для утверждения, что новорожден­ный младенец – личность, что начало личности - моменты рождения, начало лепета, появления первых избирательных реакций на человека и т.д. Нельзя считать более убедительным до­казательством и тот факт, что типологические свойства нервной, системы и темперамент, равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой личности, проявляются в эти пе­риоды с достаточной полнотой. Все эти свойства человека как индивида, генотипически обусловленные, первоначально существуют независимо от того, какая личность, с какими наборами социальных характеристик будет ими обладать.

На основе самых различных типов нервной системы мо­жет быть сформирован один и тот же тип характера, равно как контрастные характеристические свойства могут обна­ружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе формирования человека эти свойства включа­ются в общую структуру личности и ею опосредуются. Одна­ко на первых этапах формирования личности эти свойства влияют на темпы и направления образования личностных свойств человека, сущность и история которых связаны, од­нако, не с онтогенезом и филогенезом, а с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей об­щественного, особенно культурного, политического и пра­вового развития, определившего становление современного образа жизни, в котором начинает свою жизнь человек, ро­дившийся в определенном месте данной страны, в семье, за­нимающей определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным экономическим, полити­ческим и правовым статусом (соотношением прав и обязан­ностей). С момента рождения человек поставлен в эти усло­вия; он застает их готовыми, и его первоначальное развитие, конечно, есть формирование новых свойств, не отделимое от адаптации к этим условиям.

Статус семьи объективно есть и его статус, однако прой­дет несколько лет, когда ребенок постепенно начнет осозна­вать себя частью определенного социального целого, все компоненты статуса своей семьи как собственные характе­ристики.

С момента рождения ребенка происходит существенное изменение образа жизни супругов, у которых появились но­вые общественные функции и роли родителей как воспита­телей — матери и отца.

Современная психология личности достаточно убедитель­но показала, что как во всем человеческом развитии, преобра­зовавшем инстинктивные механизмы поведения, так и в ро­дительском поведении мы не найдем прямых непосредствен­ных проявлений родительского инстинкта животных предков человека. Женщина, родившая ребенка, выполняет свои ма­теринские функции в зависимости от обычаев, норм поведе­ния в семье, положения женщины в обществе, принадлежно­сти к определенному классу, правовой организации семьи и т. д. Она может и не стать матерью, выполняя функции корм­ления и некоторых забот о ребенке. Мать — воспитатель и ду­ховный наставник детей, она для ребенка — олицетворенная любовь. Функции матери-воспитательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как существует огромный диапа­зон материнских дарований и талантов.

Тем более все это относится к специальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца.

Но как статус, так и эти роли, объективно формирующие ребенка, в первые месяцы жизни еще не составляют его собственной биографии. Роль сына или дочери, содержа­щиеся в ней общественные функции, ребенок начинает осваивать и осуществлять позже, и это составляет один из моментов становления личности.

Подобно тому как начало индивида — долгий и много­фазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида наиболее интенсивно протекающий в двух-, трёхлетнем возрасте.

В последующем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности в усвоении ролей и смене позиций ребенка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Бесспорно, точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке, история личности, или жизненный путь (биография), хотя и считается с даты рождения; однако начинается много позже, и основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад или, что особенно важно, в школу, с которыми связаны более обширный круг социальных связей и включение в систему института и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение суммы знаний, традиции и т.д.) и к программам его будущего.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определённый тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регу­ляции движения у ребенка, сознания, то есть самая общая структура человека как субъекта познания.

Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимая для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности.

На оба вида новых свойств огромное влияние оказывает комплекс социальных связей, из которого берет свое начало личность. Однако субъективные свойства непосредственно детерминированы предметным миром, объективными свойствами прей меткой деятельности, в структуре которых оказывают свое влияние на формирование субъективных черт социальные связи.

Надо иметь, однако, в виду, что социальное формирование человека не ограничивается формированием личности – субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека – это вместе с тем образование человек как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения , кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. И надо признать, что становление этих свойств предшествует формированию личностных свойств, и в последующем ходе жизненного пути человека взаимосвязь этих свойств оказывается наиболее важной. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т.д. – это одновременно стадии развития свойств субъекта (познания и деятельности и изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, то есть личностные преобразования.

Однако эта взаимосвязь противоречива, и различия этих свойств в определенные моменты развития и в зависимости от социальных условий превращаются в противоречия, временным выражением которых являются гетерохронность развития этих свойств формирующегося человека. Подобные противоречия проявляются в несовпадениях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, тенденции личности и ее потен­ции как субъекта познания и деятельности.

Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «'зрелость» понятием «взрослость» с тем, что­бы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми. Зрелость человека как индивида – соматическая и половая –определяется по биологическим критериям. Сравнительно с другими приматами человек в этом отношении обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости.

Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма – его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости.

Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости в определенном объеме и уровне знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения исторические. В еще большей мере такими являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав, например, избирательных, политическим деятелем и т.д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой струк­туры общества, национальных особенностей и традиций и т.д. и ни в какой мере не зависят от состояний физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, то есть полного объема трудоспособности, критерии которого в значительной мере связаны с учётом состояний физического и умственного развития.

Следовательно, наступление зрелости человека как индивида («физическая» зрелость), личности («гражданская»), субъекта познания («умственная» зрелость) и труда («трудоспособность») во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, то есть активные субъекты познания и труда, o 6ретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития.

Но нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завершения человеческой жизни. Парадокс этот заключается в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, то есть их умирание наступает раньше, чем физической одряхление от старости.

Мы не имеем в виду «гражданскую» или «политическую» смерть при жизни человека, которая может наступить в любом возрасте вследствие особых обстоятельств и которая, конечно, деперсонализирует человека, лишает его функций личности.

Речь идет о, так сказать, нормальном состоянии, при котором человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Постепенное «освобождение» от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема лично­стных свойств, к деформации структуры личности. Между тем ста­тус человека как личности и комплекс ее ролей, от которых зависит и комплекс личностных свойств, не определяются периодами старения. Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что одной из этих характеристик является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним, и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения, слуха и т.д.).

Связь с современностью влияет на сохранность личности, обеспечивает ее до «ой смерти человека, даже если она наступает и после ста лет жизни. Подобные явления, которые можно назвать деформацией личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением про­фессиональной трудовой деятельности в той или иной области общественной жизни, производства и культуры. Иначе говоря, такая деформация – следствие коренного изменения образа жизни и деятельности, статуса и ролей человека в обществе, главнейшими из которых являются производство, созидание матери­альных и духовных ценностей. Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности, и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а поэтому и личности.

В последние десятилетия человеческой жизни гетерохронность состояний личности и субъекта уменьшается, а их взаимозависимость во времени усиливается. Но тем более возрастает дистанция между ними и временными характеристиками человека как индивида, то есть возрастом на поздней стадии онтогенеза. Та или иная степень сохранности, деградации или полного дряхления является функцией не только возраста, но и социально-трудовой активности, то есть продуктом не только онтогенетической эволюции, но и жизненного пути человека как лич­ности и субъекта деятельности.

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды человеческой жизни, характеризуются специфическими комплексами психофизиологических особен­ностей, которые будут рассмотрены в последующих главах.

Противоречия между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Это единство представлено в исторической природе человека, взаимопроникновении социального и биологического, социальной детерминации биофизиологических механизмов, развития, слиянии натурального и культурного развития человека в его психической эволюции, в развитии индивидуального со­знания. Общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств; человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «я» – ядро личности с определенной взаимосвязью основных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью – все это самые поздние продукты развития человека. Вместе с тем образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и| субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются одними из важных факторов высокой жизне­способности и долголетия.

Гетерохронность различных форм индивидуального разви­тия человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической) является одним из показателей внутренней противоречивости этого развития и его полифакторной обусловленности.

Множественность состояний и фаз развития не должна, однако, затенять единство личности, ее структурную организованность и целостность.

Генетические связи перекрещиваются и конвергируют целостных образованиях – комплексах структурных связей.

Сочетание генетических и структурных подходов требует построения системы методов психологического исследования, ориентированных на изучение личности и ее развитие.

Hosted by uCoz