А. А. Реан

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

(Фрагмент из книги А. А. Реана и Я. Л. Коломинского «Социальная педагоги­ческая психология». СПб.: Питер, 1999. С. 32-34.)

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает гово­рить. Будучи частью социума, человек приобретает определен­ный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат ус­воения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматри­ваться как механическое отражение непосредственно испытан­ного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывает­ся единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специ­альных социальных институтах, так и в различных неформаль­ных объединениях. К специальным социальным институтам, од­ной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заве­дения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодеж­ные организации и объединения. Важнейшим институтом социа­лизации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «соци­ализация»? Воспитание по существу представляет собой управ­ляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, буд­то в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в не­формальных объединениях — наоборот. Возможность одновре­менного существования социализации и как целенаправленно­го, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по обществен­ным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только мате­риал урока и не только те социальные правила, которые декла­рируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зре­ния учителя или воспитателя может показаться сопутствую­щим, «случайным». Происходит не только закрепление опреде­ленных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может быть как позитивным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целена­правленной социализации личности), так и негативным, то есть противоречащим поставленным целям.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обуче­ние, и связана с формированием обобщенного образа действи­тельности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального рас­пределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно свя­заны с разделением труда. Существует и несколько иное пред­ставление (Б. Г. Ананьев), в рамках которого социализация рас­сматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельно­сти. Конечной целью подобной социализации является форми­рование индивидуальности.

Социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности челове­ка. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными людьми, имеют далеко не оди­наковые последствия. Соответственно и социальный опыт, ко­торый выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, ста­новясь источником индивидуализации личности. Распростра­ненная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее пря­молинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как не­значимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно постро­ить подлинную психологию личности. Нельзя не учитывать того, что человек — это прежде всего субъект социального раз­вития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Важно не только говорить об усвоении социального опыта ин­дивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. В данном контексте наиболее продук­тивна идея, согласно которой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направле­ниях, а не только от общественного к индивидуальному. Стре­мясь избежать крайностей, мы хотели бы подчеркнуть, что даль­нейшее становление этого подхода в психологии не предполага­ет полного отказа от концепции развития личности в процессе социализации.

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует опреде­лить как активно-развивающий, а не только как активно-приспо­собительный. Хотя, возможно, именно здесь будет уместно за­метить, что всякому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретений и потерь.

Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрас­те. По характеру своего протекания социализация личности от­носится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с опре­деленной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной». Возможно, кто-то увидит в этом основу для пессимизма, ставящую под сомнение достижение совершенства. Нам же представляется, что здесь больше заложено позитивных тенденций, ибо отмеченную незавершённость и неполноту развития можно проинтерпретировать как свидетельство бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.
Hosted by uCoz