Реан А.А.

Самоактуализация и самотрансценденция личности

 

Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно зна чимой для многих современных концепций о человеке. Напри­мер, она занимает ведущее место в гуманистической психоло­гии, которая считается одним из наиболее мощных и интенсив­но развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идее «самости» (самореа­лизации, саморазвитию, самосовершенствованию) принадле­жит и в акмеологии.

Стремление к саморазвитию не есть idee fixe о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нуж­но. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыс­лью, что, пожалуй, труднее только жить с идеальным челове­ком. Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное.

Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огром­ную ценность сами по себе. Они являются показателем лично­стной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кро­ме всего прочего, саморазвитие есть источник долголетия человека. При этом речь идет об активном долголетии, и не только физическом, но и социальном, личностном. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует про­фессиональному долголетию, что неоднократно подтвержда­лось экспериментальными данными.

Идея саморазвития и самоактуализации, взятая «в чистом виде», вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрело­сти. Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности – так называемой «суперпозиции».

Феномен самотрансценденции человеческого существова­ния занимает важное место как в гуманистической психологии, так и в экзистенциально-гуманистической философии. При этом самотрансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными слова­ми, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим.

Существует мнение, что в гуманистической психологии, с ее доминирующей направленностью на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия, потенциально заложен риск эгоцентризма. При этом идея самотрансценденции как бы забывается. Впрочем, у разных представителей гуманистической психологии она занимает далеко не одинаковое место. Например, у К. Роджерса ей не отводится столь значимая роль, как, скажем, у В. Франкла или А. Маслоу. Пожалуй, первым из крупных представителей гуманистической психологии, обратившим внимание на опасность игнорирова­ния самотрансценденции, был В. Франкл. Именно эту диспро­порцию в соотношении идей самоактуализации и самотрансцен­денции он имел в виду, когда задавался вопросом, «насколько гуманистична гуманистическая психология» (В. Франкл).

Самотрансценденция означает, что человек в первую оче­редь вступает в некое отношение с внеположной реальностью. В более категоричной форме эта мысль сформулирована в ут­верждении: «Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). Так или иначе, но кате­горичное противопоставление самотрансценденции и самоак­туализации как двух альтернатив, по-нашему мнению, нецеле­сообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органичном соединении этих начал. К со­жалению, данной проблеме уделяется пока недостаточно вни­мания даже в самой гуманистической психологии, несмотря на то что ее важность осознается учеными уже давно. Отмечает­ся, что самоактуализации способствует работа ( A . Maslow ); в служении делу или в любви к другому человек осуществляет себя (В. Франкл); утверждение собственной жизни, счастья, свободы человека коренится в его способности любить, при­чем любовь неделима между «объектами» и собственным «Я» (Э. Фромм).

Целью человеческого существования является как собствен­ное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности (И. Кант).

Hosted by uCoz