Н. А. Логинова

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

(Фрагменты статьи в сборнике: Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156-172.)

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой — социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивиду­ального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности. Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает суще­ствовать в форме индивида. Проблема жизненного пути являет­ся составной частью учения о личности и как таковая рассмат­ривается в исторической, философской, педагогической науках, а также в психологии личности (особенно в характерологии). Жизненный путь интересен для этой науки как особая, соци­альная форма индивидуального развития. В изучении жизнен­ного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей лич­ности на разных возрастных ступенях;

б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единич­ной личности. <...>

«Всякое живое существо развивается, но только человек име­ет свою историю» (С. Л. Рубинштейн). Жизненный путь – исто­рия индивидуального развития. Человек развивается, подверга­ясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он вклю­чается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происхо­дящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую пси­хологическую общность современников-сограждан. Характери­стикой общества, т. е. макросреды, является образ жизни, кото­рый складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятель­ность людей по преобразованию этих условий и самой этой ос­новы. Через образ жизни осуществляются прямые связи лично­сти с макросредой. Благодаря им общество в целом влияет на формирование психического склада людей.

Образ жизни определяется комплексом взаимодействующих обстоятельств. Обстоятельства макросреды, структурные ее характеристики детерминируются по сути дела общественными отношениями на определенном этапе их развития. Это экономическое и политическое положение в стране, тип и уровень культуры, психологический климат в обществе. <...>

Субъективная сторона изменений в среде, то есть изменений в их значении для развития личности, фиксируется в понятии «социальная ситуация развития». Вопрос об изучении субъек­тивной стороны социальной ситуации ставится в повестку дня в обществоведении и психологической науке.

В многоступенчатой обусловленности биографии следует выделить фактор возраста. В той мере, в какой возраст влияет на включенность человека в исторический процесс, можно го­ворить о зависимости индивидуального развития от принадлеж­ности к поколению. Структура, основные моменты жизненного пути изменяются от поколения к поколению, что влечет за со­бой различия в психологическом облике разных поколений.

Определение личности как современницы эпохи и сверстни­цы поколения указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выраже­нию Ананьева, «сама история — основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся веха­ми его биографии». Однако мера отражения в ней истории со­временности различна для разных людей. Судьба выдающихся исторических деятелей теснее переплетается с событиями в об­щественной жизни, чем рядовых людей. Рубинштейн высказал глубокую мысль о том, что не сама по себе природная одарен­ность делает человека выдающейся личностью, важно стечение общественных процессов и жизненного пути человека, которое бы дало ему возможность проявить себя в свершении значитель­ных исторических деяний. Следовательно, в большей мере не­заурядность личности определяется степенью историчности ее жизни. В свою очередь, богато одаренному человеку с активным отношением к действительности обычно предоставляется боль­ше шансов выдвинуться на исторической арене. Тем не менее, принципиальных различий в природе биографий простых и вы­дающихся личностей нет, поэтому возможен общий метод их изучения.

Несмотря на ряд общих моментов в биографиях современников, жизнь каждого уникальна и в своей неповторимости слу­жит одним из источников индивидуальности человека. Разнообразие биографий обусловлено, в частности, тем, что люди, живущие в одной и той же макросреде, являются не только чле­нами общества, но и членами многих общностей, из которых складывается микросреда развития.

Микросреда – это, во-первых, сфера непосредственного общения людей. Основные общности – родительская семья, шко­ла, студенческий и производственный коллективы, обществен­ные организации, собственная семья – могут рассматриваться как частные среды, сменяющие друг друга в ходе социализации или сосуществующие на определенных этапах жизни человека. Во-вторых, характеризуя микросреду, не следует упускать из внимания ее вещный аспект. Среда развития является и средой обитания, она удовлетворяет не только потребность человека в общении, но и его другие материальные и духовные потребно­сти. Вещное окружение выполняет, помимо утилитарных функ­ций, эстетическую и нравственную роль. Духовная функция вещной среды отчетливо видна в произведениях искусства и реликвиях. Одно из основных свойств характера – вкусы – формируется под влиянием вещной среды (поэтому-то в жизне­описаниях обычно уделяется место характеристике обстановки быта и некоторых личных вещей изучаемого человека).

Микросреда характеризуется структурой обстоятельств, но­минально совпадающих с обстоятельствами макросреды, завися­щих от них, но не тождественных им. На развитие личности вли­яет не столько какой-либо отдельный фактор, сколько целостный образ жизни в микросреде. Он отражается в индивидуальном об­разе жизни людей — образе действий в единстве и взаимопро­никновении с объективными условиями существования челове­ка. Образ жизни складывается в результате поступков индивида, совершаемых в определенных обстоятельствах. Его индивидуа­лизация идет наряду с созданием личностью собственной среды развития. Эта среда является эффектом деятельности самого че­ловека в разных ситуациях, деятельности, выражающейся в вы­боре друзей и спутника жизни, в установлении контакта с инте­ресными людьми, в специальных воспитательных воздействиях, направленных на близких. Преобразование среды затрагивает и вещное окружение человека. Он стремится обставить свой быт вещами, соответствующими его потребностям и вкусам. При вы­боре места жительства, места работы и учебы человек оценивает город, предприятие, вуз, помимо всего прочего, в качестве среды, в которой ему предстоит жить.

Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биогра­фии человека есть такие поворотные моменты, которые вызыва­ют значительные изменения в образе жизни. Эти моменты – биографические события.

События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны коренные перестройки характера, изменения направления или темпа развития личности. Понимание сущности событий во мно­гом определяет понимание природы самого жизненного пути в целом. Поэтому представляется необходимым подробнее оста­новиться на этом понятии.

Наряду с решающими, переломными фактами биографии к событиям жизни зачастую относят просто знаменательные даты, служащие вехами на жизненном пути, но не имеющие «роково­го» значения. В психологии существуют некоторые определе­ния этого понятия. С. Л. Рубинштейн пишет: «События жиз­ни — это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека» (1946, с. 684). Таким образом, Ру­бинштейн связывает события жизни с собственной активнос­тью человека, с принятием им решения и его реализацией. Но бывают события, происходящие по не зависимым от самого субъекта причинам. Может быть предложена некоторая пред­варительная типология событий. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. К этому мы добавим третью группу – события внутренней жиз­ни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это существенная, дискретная перемена в обстоятельствах развития, происшедшая не по воле и не по ини­циативе субъекта жизни. Перерыв в плавном течении жизни обусловлен здесь вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Это могут быть силы макросреды, вовлекающие чело­века в круговорот исторических событий.

Конечно, человек не только пассивно, страдательно переживает исторические события; он может активно участвовать в них. Тем не менее, их причины не зависят от отдельного челове­ка, а имеют общественно-историческую природу. Так, Великая Отечественная война явилась для целых поколений советских людей переломным моментом жизни и воспринималась ими как событие собственной биографии.

Разнообразные перемены в микросреде составляют целый ряд памятных вех в биографии отдельных членов общностей. Неко­торые из этих вех являются подлинными событиями. Таковы, на­пример, рождение и смерть родственников в семейной микросре­де. Процессы в трудовом или учебном коллективе наполняют нашу жизнь множеством событий: назначение на новую долж­ность, получение наград и взысканий, смена руководства коллек­тива и пр. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности данного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях – событиями.

Наконец, к событиям среды мы бы отнесли роковые случаи – счастливые и несчастные – происходящие в жизни человека, разом нарушающие все его планы и меняющие сложившийся

образ жизни.

События среды, внося объективные изменения в ход жизни человека, не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему. Роль события определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, утверждающим свою индивиду­альность.

Вторая группа — события поведения человека в окружаю­щей среде, то есть его поступки. Поступок — единица обще­ственного поведения личности. Поступки индивида являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобра­зуют обстоятельства развития самого субъекта жизни. Некото­рые из них имеют настолько важное значение, что приобретают характер события. Поступки-события не только служат для до­стижения конкретной цели, но и открывают новую жизненную перспективу; в них реализуются отношения личности. Классы поступков, как правило, соответствуют классам отношений. Так, отношение к людям проявляется в коммуникативных по­ступках, отношение к обществу в целом — в гражданских, от­ношение к труду — в трудовых поступках, в созидании полезно­го продукта — материального или духовного. Мы допускаем также возможность существования особых рефлексивных по­ступков, в которых сам субъект выступает объектом своих дей­ствий.

Поступки-события имеют под собой основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внут­реннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей. Поиск, открытие, принятие или, наоборот, отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты — события внутренней жизни.

В биографической литературе самые разные явления действительности, которые однажды произвели неизгладимое впечатление, причисляются к событиям. Они вызывают длитель­ные и интенсивные переживания особого, нравственно-эстети­ческого характера, которые влияют на определение самим субъектом дальнейшего направления жизненного пути.

Для таких событий-впечатлений существенно не только (а порой и не столько) то, какие объективные изменения в жизнь человека они вносят сами по себе, а то, каким образом под их влиянием человек строит свою судьбу. Нередко бывает, что объективно значительные события одновременно являют­ся и событиями-впечатлениями, событиями внутренней жизни. Они могут оказать вторичное влияние на биографию через но­вую цепь поступков, вызревших в переживаниях.

Остановимся на анализе трудовых поступков, мысль о существовании которых высказал Б. Г. Ананьев (1945). Поступ­ки такого рода характеризуют личность как субъекта труда: ак­тера – сыгранная роль, писателя – создание литературного произведения, работающего в сфере материального производ­ства — поставленный трудовой рекорд. Биографическое значе­ние трудовых поступков чрезвычайно велико. Благодаря свое­му общественному резонансу трудовая акция данного человека влияет на социально-психологические параметры его лично­сти – популярность, репутацию, престиж. В результате изме­нения отношений окружающих к данному человеку изменяют­ся и социально-психологические обстоятельства его жизни.

Смысл событий-впечатлений заключается в том, что под их влиянием происходит скачкообразное изменение в сфере цен­ностей, в свою очередь ведущее к реальным поступкам, преоб­разующим кардинальным образом объективное течение собы­тий.

Как правило, изменение в осознании ценностей начинается для личности исподволь, задолго до решающего момента. Почва для событийного впечатления бывает уже подготовлена, а он только довершает скрытую внутреннюю работу в душевном мире личности.

Событие — момент жизни, хотя может иметь подготовитель­ную фазу и длительные последствия. Событие отличается дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с мед­ленно эволюционирующими обстоятельствами жизни.

Все три описанные выше группы событий интересны для нас своим психологическим значением. Ближайшие психологиче­ские последствия событий возникают в виде психических состо­яний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека.

Возникшие состояния влияют на взаимодействие человека с новыми обстоятельствами, определяя, будет ли он бороться с неудачами и преодолевать препятствия, сможет ли воспользо­ваться счастливым случаем или, наоборот, растеряется, не най­дет выхода из трудной ситуации, пройдет мимо благоприятных возможностей. Длительность состояний колеблется от несколь­ких минут до нескольких месяцев и даже лет в зависимости от силы внешнего воздействия и характера человека – его впе­чатлительности, преобладающего нравственного чувства – оптимизма или пессимизма, от активности или пассивности личности. Существует тесная связь между характером и со­стояниями. Психические состояния кумулируются, становятся характерными. В этом – отдаленный эффект события жизни. Впрочем, отдаленные психологические эффекты могут возни­кать и без этапа отчетливых психических состояний. Далеко не все важные изменения обстоятельств вызывают яркие впечат­ления, многие почти не отражаются на психическом состоянии и не воспринимаются субъектом жизни в значении событий. Оп­ределенные биографические факты не вызывают ближайшего психологического эффекта, но имеют отдаленнее последствия.

Биографическая роль такого объективного события заклю­чается в том, что оно определяет многие последующие события, кладет начало новому образу жизни. Тогда отдаленные психо­логические сдвиги в характере и способностях явятся результа­том более или менее длительного развития в создавшихся вслед­ствие события новых условиях. <...>

Специфика человеческой жизни состоит в ее исторической природе, понимаемой как включенность индивидуальной жиз­ни в исторический процесс общества. В ходе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека — личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Жизненный путь обладает пространственно-временной струк­турой. Он состоит из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Индивидуальное психическое развитие происходит путем преодоления внутренних противоречий между основными свойствами человека благодаря образованию индивидуальности, которая задает единое направление развитию. С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собствен­ным жизненным путем. При этом надо отметить, что степень свободы реального самоопределения в жизни принципиально зависит от конкретных исторических условий, а в классовом обществе – от классовой принадлежности личности.

Является ли личность продуктом биографии? Да, потому что биографические события имеют объективные последствия и могут по своему происхождению не зависеть от человека. Нет, потому что по мере становления личности её роль в собственной судьбе возрастает. На эмпирическом материале можно видеть, как растёт в процессе жизненного пути «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активностью индивида. Человек становится творцом своей индивидуальной истории так же, как и творцом истории общества. Подлинно творческое отношение к жизни, однако, появляется далеко не сразу и даже не у всякого человека (жизнь иных людей справедливо оценивается как бездарно прожитая). Творчество в жизни – это такой способ решения личностью жизненных задач, который позволяет индивиду полностью раскрыть свои сущностные силы, подлинные человеческие способности и внести свой оригинальный, индивидуальный вклад в ценности общества, в совершенствование общих и межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека.
Hosted by uCoz