Учебная программа и методические рекомендации

Краткая аннотация

Программа учебной дисциплины "Психология личности" состоит из трех разделов: "Методология, теория, эксперимент", "Теории личности", "Актуальные вопросы психологии личности". В программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, прослежены логические и исторические связи между теориями в рамках одной научной парадигмы, рассматриваются современные психоаналитические и социально-когнитивные теории, а также теории научения, гуманистические концепции, теория личности как субъекта деятельности и жизнедеятельности. Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные представления и представления личности о себе в их современной интерпретации. Дается представление о методах исследования личности.
Программа предназначена для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также для преподавателей общей психологии и психологии личности.

I. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.
Изучение основных проблем психологии личности основывается на фундаментальных знаниях, полученных в курсе "Общая психология", и является теоретической и эмпирической базой, необходимой для усвоения материала по учебной дисциплине "Экспериментальная психология".

II. Организационно-методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Обучение дисциплине "Психология личности" направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе "Общая психология". Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности - целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению.
Практическая реализация полученных теоретических знаний может быть осуществлена в ходе выполнения курсовых и дипломных работ, в процессе обучения "Основам психологического консультирования", "Основам психотерапии", а также в индивидуальной работе с клиентами.

III. Содержание учебной дисциплины

Раздел I
Методология, теория, эксперимент

Тема 1. Методологические принципы психологии личности

Методология как теория научного метода. Особенности познавательной ситуации исследования личности по А.Г. Асмолову. Принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин). Принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Н. МакВильямс), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), принцип детерминизма (Дж. Уотсон, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства теории, эксперимента и практики (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин, Т.В. Корнилова).

Основные термины и понятия

  1. Методологический принцип
  2. Детерминизм
  3. Структура личности
  4. Номотетический и идиографический методы
  5. Валидность
  6. Проекция

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Назовите особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.
  2. На каких методологических принципах основываются современные работы по психологии личности?
  3. Определите смысл понятия "детерминизм".
  4. Каковы основные проблемы психологии личности?
  5. Сравните наблюдение и эксперимент.
  6. Определите достоинства и недостатки проективных тестов.

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Эпигенетический принцип развития в психологии.
  2. Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией).
  3. Подходы к проблеме структуры личности.
  4. Системный подход в исследованиях личности.
  5. Особенности экспериментальных исследований в психологии личности.
  6. Проективные тесты и их теоретические основания.

Основная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  3. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: 1997.
  5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.
  6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  7. Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.
  8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.

Раздел II.
Теории личности

Тема 2. Понятие теории личности. Классический психоанализ и его модификации

Теория как форма научного познания психической реальности. Специфика психологической теории (С.Л. Рубинштейн). Имплицитная концепция (Дж. Брунер и Р. Тагиури). Эксплицитная концепция. Классический психоанализ З. Фрейда. Три этапа научного творчества: модель аффективной травмы, топическая и структурная модели. Стадии психосексуального развития по Фрейду. Аналитическая психология К. Юнга. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Индивидуация и ее этапы. Подходы к типологии личности. Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство неполноценности и комплекс неполноценности. Личное и конструктивное превосходство и социальный интерес, творческое Я. Понятие жизненной цели и жизненного стиля.

Основные термины и понятия

  1. Имплицитная концепция
  2. Эксплицитная теория
  3. Бессознательное
  4. Психический аппарат
  5. Истерия
  6. Первичные и вторичные процессы
  7. Личное и коллективное бессознательное
  8. Интроверт/экстраверт

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Определите основные различия между имплицитной и эксплицитной концепциями.
  2. Объясните принцип работы механизма вытеснение.
  3. Дайте характеристику каждого из трех этапов научного творчества З. Фрейда.
  4. Какие содержания находятся в коллективном бессознательном?
  5. Выделите критерии, на которых построена классификация психических типов по Юнгу.
  6. Дайте определение компенсации и сверхкомпенсации.
  7. Объясните, каковы причины возникновения чувства неполноценности по Адлеру.

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Имплицитные концепции интеллекта.
  2. Имплицитные концепции личности.
  3. Сновидение и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу.
  4. Архетип Трикстера и его особенности.
  5. Понятие Самости в работах Юнга.
  6. Компенсаторные возможности психики.
  7. Самоутверждение личности и его связь с типами превосходства по Адлеру.

Основная литература:

  1. Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
  2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
  3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
  4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
  6. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  8. Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 344-364.
  9. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Канон, 1994.
  10. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  11. Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998.

Тема 3. Развитие психоанализа

Шесть принципов классического психоанализа. Основные направления современного психоанализа: эго-психология (Х. Гартманн, А. Фрейд, Э. Эриксон), психология объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Х. Кохут). Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж. Боулби, М. Малер). Перенос и сопротивление. Типичные проявления реакций переноса, основные элементы переноса, классификации переноса. Сопротивление и его клинические проявления. Классификации сопротивления. Психологические механизмы и методы их диагностики.

Основные термины и понятия

  1. Идентичность
  2. Эпигенез
  3. Объектные отношения
  4. Сепарация
  5. Защитные механизмы
  6. Привязанность
  7. Перенос
  8. Сопротивление
  9. Базисный дефект
  10. Нормальный аутизм
  11. Эго-психология

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каковы функции Я по Гартманну?
  2. Какие защитные механизмы выделила А. Фрейд?
  3. В чем заключаются отличия эпигенеза от преформизма?
  4. По каким признакам определяют сформированность доверия на орально-сенсорной стадии развития?
  5. Что такое компетентность по Эриксону?
  6. Назовите и дайте определение защитным механизмам, которые, согласно М. Кляйн, возникают уже на первых стадиях развития ребенка.
  7. Каковы основные стадии процесса отделения/индивидуации по М. Малер?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Сравнение классического и "дикого" психоанализа.
  2. Связь симптомов посттравматического стрессового расстройства с моделью привязанности по Боулби.
  3. Принцип эпигенеза в психологии.
  4. Эпигенетические и преформистские психологические теории.
  5. Чувство изоляции в период ранней взрослости.
  6. Понятие объекта в теории Фрейда и работах Английской школы.
  7. Изменение представлений о переносе в истории психоанализа.
  8. Регрессия как способ защиты личности от тревоги.
  9. Юмор как одна из зрелых психологических защит.
  10. Типичные защиты подростка.

Основная литература:

  1. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
  2. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
  3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
  4. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
  5. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55- 83.
  6. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр. 2003.
  7. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  8. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
  9. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  10. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
  11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  12. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
  13. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
  14. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
  15. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Тема 4. Гуманистическая психология

Основные принципы гуманистической психологии. Теория личностных черт Г. Олпорта. Принцип функциональной автономии мотивов. Мотивы нужды и мотивы развития. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по Маслоу. Теория К. Роджерса и понятие конгруэнтности. Безусловное положительное отношение к человеку и эмпатия. Феноменальное поле и самость. Принципы личностно-центрированной психотерапии.

Основные термины и понятия

  1. Мотивы развития
  2. Принцип функциональной автономии мотивов
  3. Черта
  4. Самоактуализация
  5. Конгруэнтность
  6. Эмпатия
  7. Индирективная психотерапия

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Чем отличаются мотивы нужды от мотивов развития по Олпорту?
  2. Каким образом происходит формирование черт личности?
  3. Каковы особенности идиографического метода исследования личности?
  4. Что такое номотетический метод исследования?
  5. Назовите уровни иерархии потребностей по Маслоу.
  6. Как определяется потребность в самоактуализации?
  7. Что такое конгруэнтность?
  8. Почему эмпатия и безусловное положительное принятие клиента позволяют ему изменяться?
  9. Каковы основные принципы личностно-центрированной терапии?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Сравнительный анализ гуманистического направления и глубинной психологии.
  2. Понятие предельных переживаний по Маслоу.
  3. Сопоставление различных подходов к работе с клиентом.
  4. Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу.
  5. Развитие эмпатии в общении с ребенком.
  6. Проблема эмпатийного слушания в психотерапии.

Основная литература:

  1. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1997.
  2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  4. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер, 1997.
  5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Тема 5. Теория поля К. Левина. Теория личностных конструктов Дж. Келли

Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии. Основные принципы теории поля К. Левина. Структурная часть теории поля: психологическое поле и личность, внутриличностый регион, перцептуально-моторный слой, понятие субрегиона, валентные объекты. Динамическая часть теории: психическая энергия, истинные потребности и квазипотребности, напряжение, принцип редукции напряжения. Экспериментальные работы школы К. Левина. Становление когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Понятие конструкта. Биполярность, диапазон применимости и индивидуальность. Развитие системы конструктов. Тест репертуарных решеток.

Основные термины и понятия

  1. Динамическое поле
  2. Истинная потребность
  3. Квазипотребность
  4. Уровень притязаний
  5. Замещающая деятельность
  6. Полевое поведение
  7. Личностный конструкт
  8. Биполярность конструкта

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Интерпретация результатов какого эксперимента стала началом гештальтпсихологии?
  2. Что такое гештальт?
  3. Каковы основные черты теории поля?
  4. Какова структура личности и психологического поля?
  5. В чем состоит специфика квазипотребности?
  6. Чем различаются научные понятия и личностные конструкты?
  7. Как образуется личностный конструкт?
  8. Каковы пути изменения системы конструктов?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Нормативы экспериментальных исследований в школе Курта Левина.
  2. Адекватность уровня притязаний в подростковом возрасте.
  3. Исследование полевого поведения при повышении ситуативной тревожности личности.
  4. Понятие "когнитивная простота/ сложность" в теории Келли.
  5. Особенности системы конструктов в подростковом возрасте.
  6. Исследование регрессии в школе К. Левина.

Основная литература:

  1. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 276-283.
  2. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Тема 6. Теории научения в психологии личности

Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии в психологии научения. Сходство и различия теории научения и социально-когнитивной теории. Обучение путем наблюдения (А. Бандура). Четыре компонента обучения в процессе наблюдения: внимание, память, воспроизведение движений, мотивация. Агрессия и ее детерминанты. Самоэффективность и источники ее оценки.

Основные термины и понятия

  1. Респондентное обусловливание
  2. Оперантное обусловливание
  3. Подкрепление
  4. Режимы подкрепления
  5. Наблюдение
  6. Косвенное подкрепление
  7. Самоэффективность
  8. Научение

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Чем отличается оперантное обусловливание от респондентного?
  2. Что такое подкрепление? Каков смысл подкрепления в теории Скиннера?
  3. Какие режимы подкрепления являются наиболее эффективными?
  4. Что такое негативное подкрепление?
  5. Как происходит обучение с помощью наблюдения по А. Бандуре?
  6. В чем состоит самоэффективность? Каковы ее функции?
  7. Каковы причины агрессивного поведения по А. Бандуре?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Агрессия как социальное научение.
  2. Самоэффективность и ее динамика.
  3. Подражание и идентификация в теории А. Бандуры.
  4. Проблема ожидания в социально-когнитивной теории.
  5. Проблема социализации и ее решение в теориях научения.

Основная литература:

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
  2. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  4. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Тема 7. Отечественная психология личности

Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская).

Основные термины и понятия

  1. Интериоризация
  2. Опосредствованность
  3. Высшие психические функции
  4. Предметная деятельность
  5. Психическая деятельность
  6. Личностный смысл
  7. Детерминизм
  8. Внутренние условия
  9. Жизненный путь
  10. Отношение
  11. Установка

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Какие гипотезы проверялись в экспериментах Л.С. Выготского?
  2. Как осуществляется культурное развитие ребенка?
  3. Что происходит с натуральными психическими функциями при развитии высших психических функций?
  4. Какова структура предметной и психической деятельности по А.Н. Леонтьеву?
  5. Что такое личностный принцип?
  6. Как возникает установка?
  7. Что такое отношение по В.Н. Мясищеву?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.
  2. Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции.
  3. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна.
  4. Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах.
  5. Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова.

Основная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.
  3. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С. 15-38.
  7. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
  8. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.
  9. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

Раздел III.
Актуальные вопросы психологии личности

Тема 8. Темперамент как базовая характеристика личности

Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) и психологические теории (В.С. Мерлин). Основные школы темперамента. Результаты разработки проблемы темперамента в отечественной психологии и за рубежом. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование (Томас, Чесс). Легкий, трудный типы темперамента, темперамент с длительным привыканием. Луизвильский лонгитюд. Трехкомпонентная теория Пломина. Исследование детского темперамента (Е.А. Сергиенко): трудный, легкий, стеничный и пассивный типы темперамента у моно- и дизиготных близнецов и одиночно рожденных детей.

Основные термины и понятия

  1. Формально-динамические свойства психики
  2. Содержательные свойства психики
  3. Интегральная индивидуальность
  4. Реактивность
  5. Активность
  6. Эмоциональность
  7. Пластичность
  8. Индивидуальный стиль деятельности

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. На основе каких частных конституций формируется темперамент?
  2. Какие три свойства, по В.М. Русалову, отражают общее свойство активности?
  3. Каковы уровни интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину?
  4. В чем суть регулятивной теории темперамента Я. Стреляу?
  5. Какие типы темперамента были выделены в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании А. Томаса и С. Чесса?
  6. Какие вопросы возникают в связи с проблемой детского темперамента?
  7. Обоснуйте выводы, сделанные в исследованиях лаборатории когнитивных процессов Е.А. Сергиенко, об изменении стиля семейного воспитания по мере взросления ребенка.

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. История развития взглядов на темперамент.
  2. Конституциональная теория У. Шелдона.
  3. Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина.
  4. Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына.
  5. Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова - Небылицына.

Основная литература:

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  3. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.
  4. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психол. журн. Т. 22, № 3. 2001. С. 68-85.

Тема 9. Эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение

Определение эмоций. Виды эмоций. Нейрофизиологический, экспрессивный и чувственный аспекты эмоций. Валентность эмоций. Страх и его причины. Первая теория страха З. Фрейда. Вторая теория страха. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.

Основные термины и понятия

  1. Эмоция
  2. Валентность
  3. Страх
  4. Тревога
  5. Объект страха
  6. Проекция
  7. Идентификация
  8. Рационализация
  9. Интеллектуализация
  10. Сублимация
  11. Регрессия

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. С чем связаны трудности регистрации эмоционального состояния?
  2. Каковы функции эмоций?
  3. Чем обосновано разделение эмоций на положительные и отрицательные?
  4. В чем состоит первая теория страха З. Фрейда?
  5. Каковы основные представления о тревоге во второй теории страха?
  6. В чем состоит основное отличие тревоги от страха?
  7. Каковы варианты толкования механизма проекции?
  8. Почему сублимация и юмор считаются наиболее зрелыми психологическими защитами?
  9. Что такое совладающее поведение?
  10. Каковы механизмы совладающего поведения?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Механизмы эмоциональной неустойчивости личности.
  2. Теории страха в современной психологической литературе.
  3. Защитные механизмы подростков.
  4. Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности.
  5. Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина.
  6. Компенсация как механизм психологической защиты.
  7. Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте.

Основная литература:

  1. Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.
  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.
  3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
  4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
  5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  6. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
  7. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18, № 5. 1997. С. 20-30.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

Тема 10. Я-концепция: половая и гендерная идентичность. Социальные представления личности

Самосознание как процесс и результат. Параметры процесса самосознания: Я как активный деятель, единство Я, идентичность Я, осознание себя как отличного от окружающего мира. Я-концепция как результат самосознания. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности. Половая идентичность и проблема ее формирования. Нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями. Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Социальные представления. Социальное мышление и его процедуры: проблематизация, репрезентация, интерпретация и категоризация.

Основные термины и понятия

  1. Я-концепция
  2. Образ Я
  3. Самооценка
  4. Модальности Я-концепции
  5. Половая идентичность
  6. Поло-ролевая идентификация
  7. Гендер
  8. Маскулинность
  9. Фемининность
  10. Социальные представления

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Какие аспекты включает в себя самосознание как процесс?
  2. Из каких отдельных образов состоит образ Я?
  3. Чем определяется самооценка?
  4. В чем состоит отличие пола от гендера?
  5. Можно ли считать андрогинность признаком адаптивности личности?
  6. Что такое социальное представление?
  7. Каковы процедуры социального мышления?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Половая идентичность в период юности.
  2. Проблемы половой идентификации подростка.
  3. Самоутверждение подростка.
  4. Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности.
  5. Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера.
  6. Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера.
  7. Проблема социальных представлений в отечественной психологии.
  8. Социальные представления в работах С. Московичи.

Основная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.
  2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  4. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  5. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
  6. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Тема 11. Жизненный путь личности

Теории П. Жане и Ш. Бюлер. Философские воззрения С.Л. Рубинштейна. Понятие субъекта жизнедеятельности. Понятие психологического поля. Личностная дистанция. Субъективное пространство личности. Психологическое пространство и проблема одиночества. Одиночество как состояние и как чувство. Ситуативное и хроническое одиночество. Объективное и субъективное время. Событийный подход А.А. Кроника. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст личности. Типы регуляции времени по В.И. Ковалеву. Режимы осуществления деятельности по Л.Ю. Кублицкене.

Основные термины и понятия

  1. Жизненный путь
  2. Активность
  3. Инициатива
  4. Ответственность
  5. Психологическое время личности
  6. Социальная идентичность
  7. Функционально-динамический подход
  8. Событийный подход
  9. Эволюционно-генетический подход

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. В чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности?
  2. Каковы основные признаки человека как субъекта жизни?
  3. В чем состоит различие между инициативной и ответственностью?
  4. Как Рубинштейн трактовал сознание, изучаемое в рамках проблемы жизненного пути личности?
  5. Каковы черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности?
  6. Как измеряется психологический возраст в событийном подходе к проблеме времени?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности.
  2. Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии.
  3. Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу.
  4. Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна.
  5. Трагическое и комическое в жизни личности.
  6. Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна.

Основная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.
  4. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
  5. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  8. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

Тема 12. Волевая регуляция личности

Гетерономные теории воли (Г. Эббингауз, И. Гербарт). Аффективная теория воли В. Вундта. Теории автономной воли: мотивационный подход (воля как мировая сила - А. Шопенгауэр, Г.И. Челпанов, воля как начальный момент мотивации действия - К. Левин, Т. Рибо, воля как способность преодолевать препятствия - Ю. Куль, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе), подход свободного выбора (И. Кант, У. Джеймс, С.Л. Рубинштейн), регуляционный подход (М. Басов, К. Левин). Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности. Нарушение волевого контроля.

Основные термины и понятия

  1. Гетерономные теории воли
  2. Автономные теории воли
  3. Волевое поведение
  4. Волевое действие
  5. Волевая регуляция
  6. Произвольное действие
  7. Пиромания
  8. Клептомания
  9. Трихотилломания

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Как трактуется феномен воли в гетерономных теориях?
  2. Перечислите признаки, по которым различаются мотив и воля
  3. Каковы основные признаки волевого действия?
  4. Чем отличается механизм восполнения дефицита побуждения к действию от механизма изменения смысла деятельности?
  5. Каковы механизмы совершения волевого усилия?
  6. В чем вы видите причины патологически привычных действий?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Основные подходы к проблеме воли в психологии.
  2. История изменения взглядов на волю.
  3. Воля и саморегуляция.
  4. Механизмы изменения смысла деятельности.
  5. Характер и волевые качества личности.
  6. Нарушение контроля поведения при различных заболеваниях.

Основная литература:

  1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.
  2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

Тема 13. Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности

Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Критерии уровня развития личности: защитные механизмы, основная проблема личности, способность тестировать реальность, эго-идентичность, объектные отношения. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Проблемы доверия/недоверия, приближения/избегания, инициативы/вины. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.

Основные термины и понятия

  1. Невротический уровень
  2. Пограничный уровень
  3. Психотический уровень
  4. Защитные механизмы
  5. Обсессивно-компульсивный
  6. Шизоидный
  7. Нарциссический
  8. Параноидный
  9. Объектные отношения
  10. Интеграция идентичности
  11. Перенос
  12. Контр-перенос

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каковы критерии диагностики характера личности?
  2. Определите типичные особенности невротической личности.
  3. Какие защиты использует пограничная личность?
  4. Какова природы базового конфликта у психотической личности?
  5. В чем вы видите отличие структурного интервью Кернберга от других видов интервью?
  6. Как оценить уровень интеграции Супер-эго?
  7. Какими чертами обладает Супер-эго у здоровой личности?
  8. Какие вопросы задаются клиенту на заключительной фазе интервью?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Роль психологической защиты в избавлении от чувства тревоги.
  2. Защита и тревога.
  3. Типы защит пси экзистенциальной тревоге.
  4. Обсессивно-компульсивная личность и особенности ее отношения к миру.
  5. Нарциссическая личность и ее исследование в работах Х. Кохута и О. Кернберга.
  6. Особенности шизоидной организации личности.
  7. Глубокая психопатология и подходы к терапии таких пациентов.

Основная литература:

  1. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
  2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
  3. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
  4. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
  5. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003.
  6. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
  7. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
  8. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ: В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996.
  9. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
  10. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
  11. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.

Темы курсовых и дипломных работ

  1. Эпигенетический принцип развития в психологии
  2. Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией)
  3. Подходы к проблеме структуры личности
  4. Системный подход в исследованиях личности
  5. Особенности экспериментальных исследований в психологии личности
  6. Проективные тесты и их теоретические основания
  7. Имплицитные концепции интеллекта
  8. Имплицитные концепции личности
  9. Сновидение и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу
  10. Архетип Трикстера и его особенности
  11. Понятие Самости в работах Юнга
  12. Компенсаторные возможности психики
  13. Самоутверждение личности и его связь с типами превосходства по Адлеру
  14. Сравнение классического и "дикого" психоанализа
  15. Связь симптомов посттравматического стрессового расстройства с моделью привязанности по Боулби
  16. Принцип эпигенеза в психологии
  17. Эпигенетические и преформистские психологические теории
  18. Чувство изоляции в период ранней взрослости
  19. Понятие объекта в теории Фрейда и работах Английской школы
  20. Изменение представлений о переносе в истории психоанализа
  21. Регрессия как способ защиты личности от тревоги
  22. Юмор как одна из зрелых психологических защит
  23. Типичные защиты подростка
  24. Сравнительный анализ гуманистического направления и глубинной психологии
  25. Понятие предельных переживаний по А. Маслоу
  26. Сопоставление различных подходов к работе с клиентом
  27. Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу
  28. Развитие эмпатии в общении с ребенком
  29. Проблема эмпатийного слушания в психотерапии.
  30. Нормативы экспериментальных исследований в школе Курта Левина
  31. Адекватность уровня притязаний в подростковом возрасте
  32. Исследование полевого поведения при повышении ситуативной тревожности личности
  33. Понятие "когнитивная простота/ сложность" в теории Дж. Келли
  34. Особенности системы конструктов в подростковом возрасте
  35. Исследование регрессии в школе К. Левина.
  36. Агрессия как социальное научение
  37. Самоэффективность и ее динамика
  38. Подражание и идентификация в теории А. Бандуры
  39. Проблема ожидания в социально-когнитивной теории
  40. Проблема социализации и ее решение в теориях научения
  41. Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну
  42. Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции
  43. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна
  44. Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах
  45. Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова.
  46. История развития взглядов на темперамент
  47. Конституциональная теория У. Шелдона
  48. Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина
  49. Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына
  50. Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова-Небылицына
  51. Механизмы эмоциональной неустойчивости личности
  52. Теории страха в современной психологической литературе
  53. Защитные механизмы подростков
  54. Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности
  55. Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина
  56. Компенсация как механизм психологической защиты
  57. Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте
  58. Половая идентичность в период юности
  59. Проблемы половой идентификации подростка
  60. Самоутверждение подростка
  61. Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности
  62. Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера
  63. Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера
  64. Проблема социальных представлений в отечественной психологии
  65. Социальные представления в работах С. Московичи
  66. Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности
  67. Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии
  68. Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу
  69. Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна
  70. Трагическое и комическое в жизни личности
  71. Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна
  72. Основные подходы к проблеме воли в психологии
  73. История изменения взглядов на волю
  74. Воля и саморегуляция
  75. Механизмы изменения смысла деятельности
  76. Характер и волевые качества личности
  77. Нарушение контроля поведения при различных заболеваниях
  78. Роль психологической защиты в избавлении от чувства тревоги
  79. Защита и тревога
  80. Типы защит при экзистенциальной тревоге
  81. Обсессивно-компульсивная личность и особенности ее отношения к миру
  82. Нарциссическая личность и ее исследование в работах Х. Кохута и О. Кернберга
  83. Особенности шизоидной организации личности
  84. Глубокая психопатология и подходы к терапии таких пациентов

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Личность как предмет психологического исследования
  2. Общее представление о личности, определение
  3. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность
  4. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"
  5. Методологические принципы современной психологии личности: принцип структурной организации личности и принцип активности
  6. Методологические принципы современной психологии личности: принцип развития, принцип субъекта и принцип детерминизма
  7. Основные проблемы психологии личности
  8. Методы исследования личности
  9. Проективные методики и принцип проекции
  10. Психоанализ З. Фрейда
  11. Определение механизмов вытеснения и сопротивления по Фрейду
  12. Стадии развития личности ребенка по Фрейду
  13. Метод свободных ассоциаций (З. Фрейд)
  14. Защитные механизмы личности (отрицание, проекция, рационализация, сублимация и др.)
  15. Аналитическая психология К. Юнга (общее представление)
  16. Личное и коллективное бессознательное
  17. Представление об архетипах. Основные архетипы человека.
  18. Проблема индивидуации как развития индивидуальности личности по Юнгу
  19. Учение Юнга о психических типах
  20. Индивидуальная психология А. Адлера (общее представление)
  21. Проблема компенсации и сверхкомпенсации по Адлеру
  22. Фрейд, Юнг и Адлер - единомышленники и противники
  23. Направления современного психоанализа: эго-психология
  24. Направления современного психоанализа: теории объектных отношений
  25. Определение переноса, типичные проявления переноса
  26. Основные элементы переноса
  27. Классификации реакций переноса
  28. Сопротивление и его проявления
  29. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
  30. Основные стадии жизненного цикла по Эриксону
  31. Понятия интроекции, идентификации и идентичности (Эриксон)
  32. Гуманистическая психология
  33. Движущие силы развития личности в психоанализе и гуманистической психологии
  34. Принципы индирективной психотерапии К. Роджерса
  35. Концепция самоактуализации А. Маслоу
  36. Когнитивистское направление: психология личностных конструктов Дж. Келли
  37. Тест репертуарных решеток
  38. Теория оперантного обусловливания Скиннера
  39. Решение основных проблем психологии личности в теориях научения
  40. Социально-когнитивная теория Бандуры
  41. Гештальттеория К. Левина
  42. Истинные потребности и квазипотребности по Левину
  43. Экспериментальные работы в школе К. Левина (эксперименты Зейгарник, Овсянкиной, Карстен, Хоппе)
  44. Эффект Зейгарник и эксперименты Овсянкиной
  45. Основные направления исследования личности в отечественной психологии. Развитие личности ребенка в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
  46. Личность и деятельность в концепции А.Н. Леонтьева
  47. Проблема самосознания, личности и ее жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна
  48. Основные проблемы современной отечественной психологии личности
  49. Современные концепции темперамента
  50. История взглядов на проблему темперамента
  51. Проблема детского темперамента
  52. Теория Р. Пломина
  53. Эмоции и их функции
  54. Виды эмоций. Страх и тревога
  55. Психологические защиты и совладающее поведение
  56. Самосознание как процесс и результат
  57. Образ Я и самооценка
  58. Развитие Я-концепции
  59. Половая идентичность
  60. Пол и гендер
  61. Психологические пространство и время личности
  62. Теории воли
  63. Волевое и произвольное действие
  64. Механизмы волевой регуляции личности
  65. Невротический уровень организации личности
  66. Психотический уровень организации личности
  67. Пограничный уровень организации личности

Список рекомендуемой литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.
  3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  4. Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.
  5. Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
  6. Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.
  7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.
  8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.
  9. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  10. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002.
  11. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
  12. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.
  13. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
  14. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
  15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
  16. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.
  17. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.
  18. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: 1997.
  19. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 276-283.
  20. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.
  21. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.
  22. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
  23. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003.
  24. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  25. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
  26. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  28. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  29. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
  30. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1997.
  31. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  32. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С. 15-38.
  33. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18, № 5. 1997. С. 20-30.
  34. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  35. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  36. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
  37. Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.
  38. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.
  39. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
  40. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер, 1997.
  41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  42. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  43. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000.
  44. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психол. журн. Т. 22, № 3. 2001. С. 68-85.
  45. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
  46. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  47. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ: В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996.
  48. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
  49. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
  50. Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 226-265.
  51. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  52. Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 125-177.
  53. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  54. Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С. 344-364.
  55. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
  56. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
  57. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
  58. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  60. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Канон, 1994.
  61. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  62. Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998. 295 с.

 

<<< Назад    Дальше >>>
Hosted by uCoz